|
Андреева Г.М. » Социальная психологияГод этот, однако, лишь весьма условно может считать- ся началом новой эры в социальной психологии, по- скольку уже в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал <Ис- следования по социальной психологии>, которые могли бы претендовать тоже на первое систематическое руко- водство. Болдуин, в частности (под влиянием Тарда), развил идею о двух видах наследственности - естест- венной и социальной. Эта последняя строится на подра- жании. В обществе происходит <обмен внушениями>, что и регулируют взаимоотношения людей.
Основной тезис теории Мак-Дауголла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация бо- лее общего принципа, принимаемого Мак-Дауголлом, а именно - стремления к цели, которое свойственно и животным и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Мак-Дауголла; в противовес би- хевиоризму он называл созданную им психологию <це- левой> или <гормической> (от греческого слова <гор- мэ>-стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясня- ющая социальное поведение. В терминологии Мак-Дау- голла, гормэ <реализуется в качестве инстинктов> (или позднее <склонностей>).
Репертуар инстинктов у каждого человека возника- ет в результате определенного психофизического пред- расположения - наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) час- ти. Таким образом, все, что происходит в области соз- нания, находится в прямой зависимости от этих бессоз- нательных начал. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между ин- стинктами и эмоциями носит систематический и опреде-
ленный характер. Мак-Дауголл перечислил семь пар связанных между собою инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроиз- ведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строи- тельства и чувство созидания; стадный инстинкт и чув- ство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война. От- части именно из-за этого упоминания в теории Мак- Дауголла склонны были видеть реализацию дарвинов- ского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен ме- ханически на общественные явления, этот подход утра- чивал какое бы то ни было научное значение.
Несмотря на огромную популярность идей Мак- Дауголла, их роль в истории науки оказалась весьма от- рицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознатель- ных влечений в качестве движущей силы не только ин- дивида, но и человечества. Поэтому подобно тому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинк- тов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии.
Таким образом, можно подытожить, с каким же тео- ретическим багажом осталась социальная психология, после того как были выстроены эти ее первые концеп- ции. Прежде всего, очевидно, положительное значение их заключается в том, что были выделены и четко по- ставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению: о соотношении сознания индивида и соз- нания группы, о движущих силах социального поведе- ния и т. д. Интересно также и то, что в первых социаль- но-психологических опытах с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со стороны социологии. В первом случае неизбежно получалось, что все решения предлагаются с точки зрения индивида, его психики, переход к психологии группы не прораба- тывался сколь-нибудь точно. Во втором случае фор- мально пытались идти <от общества>, но тогда само <общество> растворялось в психологии и получалась
типичная психологизация общественных отношений. Это означало, что сами по себе ни <психологический>, ни <социологический> подход не дают правильных ре- шений, если концепции психологии и социологии, на которые эти подходы опираются, оказываются методо- логически несостоятельными. Наконец, первые социаль- но-психологические концепции оказались слабыми еще и потому, что они не опирались ни на какую исследова- тельскую практику, они вообще не базировались на ис- следованиях, но в духе старых философских построений были <рассуждениями> по поводу социально-психологи- ческих проблем, но не исследованием их. Однако важ- ное дело было сделано, и социальная психология была <заявлена> как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. Теперь она нуждалась в под- ведении под нее экспериментальной базы, поскольку психология к этому времени вполне уже накопила дос- таточный опыт в использовании экспериментального ме- тода. Следующий этап становления дисциплины мог стать только экспериментальным этапом в ее развитии.
Однако, прежде чем перейти к характеристике этого следующего этапа, надо сказать и о зарождении совер- шенно новой традиции в развитии теоретических основ социальной психологии. Речь идет о создании предпо- сылок социально-психологического знания внутри марк- сизма.
Развитие предпосы- лок социально-пси- хологического зна- ния в системе мар- ксизма
Середина XIX в. была ознаменова- на созданием марксистского миро- воззрения, и естественно, что вся система обществоведения оказалась включенной в полемику между ним и буржуазными теориями общест- венного развития. В социологии эта полемика с марксиз- мом немедленно приняла открытый характер. Несколько по-иному складывалась ситуация в социальной психоло- гии. Поскольку в значительной степени она ориентиро- валась и на психологию, непосредственная дискуссия с марксизмом здесь проявилась в значительно меньшей степени, хотя <встреча> социальной психологии с марк- сизмом, конечно, была неизбежной. Она состоялась: в 1913 г. Дж. Болдуин назвал <Капитал> К. Маркса в числе тех работ, под воздействием которых произошел коренной переворот во взглядах на соотношение инди-
видуального и общественного сознания. Однако перево- рот этот не привел к восприятию идей марксизма ста- новящейся официальной социальной психологией. На- против, она встретила марксистские идеи враждебно. Неприятие методологических принципов марксизма привело многих авторов социально-психологических тео- рий к крайней вульгаризации, извращению идей марк- сизма. Так, например, Лебон приписывал марксизму мысль о том, что для него движущая сила обществен- ного развития есть якобы потребность в пище и т. д. Поскольку профессиональная психология также не вос- принимала идей марксизма, сложились две самостоя- тельные традиции в развитии социально-психологическо- го знания. Одна, продолжающая линию выделения этой науки из общей системы буржуазного мировоззрения, и другая, формулирующая новые принципы социаль- но-психологического знания внутри марксизма.
Развитие этой марксистской традиции в системе со- циально-психологического знания обладает рядом спе- цифических черт В определенных отношениях социаль- ная психология выступает как общественная наука, что означает непосредственное принятие ею фундаменталь- ных теоретических положений марксизма относительно сущности общественных явлений, относительно понима- ния природы человека и общества. Марксистская тради- ция в данном случае может быть прослежена на том, как эти положения воплощаются в конкретное изучение отдельных социально-психологических феноменов. В других отношениях социальная психология, подобно естественным наукам, принимает общефилософские принципы марксизма и реализует их в специфическом способе анализа своих собственных объектов. Просле- дить развитие марксистской традиции здесь-значит исследовать весь методологический арсенал социальной психологии, выявить, насколько сами принципы органи- зации научного знания, предлагаемые марксизмом, реа- лизуются в исследовательской практике.
Особенностью исторического развития марксистской социальной психологии стало то, что освоение марксист ской теории и марксистского метода происходило на раз-
Ї См.: Андреева Г. М. Развитие марксистской традиции в. системе социально-психологического знания.- <Вести. Моск. ун-та.. Серия <Психология>, 1967, № 3.
личщлх хронологических рубежах в различной степени. Важнейшие теоретические основания социально-психо- логического знания были, как известно, сформулированы уже в работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, а также таких выдающихся марксистов, как Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, А. Грамши, А. Бе- бель, А. Лабриола и др. Речь идет здесь не только о разработке и изложении общей концепции общест- венного развития как исходного принципа для социаль- ной психологии, но и о постановке более конкретных во- просов этой области знания, хотя бы и в общем плане.
Естественно, что анализ социально-психологических явлений в системе марксизма осуществлялся на основе материалистического понимания истории. Это означало прежде всего, что сама социальная жизнь рассматрива- лась как обоснованная материальными условиями жизнь общества. Такой подход коренным образом отличался от тех интерпретаций влияния социальных факторов на развитие психики, которые назывались в некоторых версиях традиционного социально-психологического подхода. Так, со стороны социологии предложения о признании примата социального в отношении индивида и общества, как уже отмечалось, исходили, например, из концепции Э. Дюркгейма. Однако даже в этом, наи- более <сильном>, варианте сама <социальность> пони- малась крайне односторонне, она не была связана с идеей первичности материальных условий жизни обще- ства; по точному выражению М. Г. Ярошевского, это была <социальность без материальности>. Поэтому принципиально новым в марксизме явилось развитие социально-психологических идей именно на базе мате- риалистического понимания истории, что позволило сразу же точно обозначить место психологической сто- роны общественных явлений во всей системе отношений общества. Акцент был поставлен так, что роль этой психологической стороны ни в коем случае не отрица- лась. Г. В. Плеханов отметил даже, что <для Маркса проблема истории была также психологической пробле- мой> Подчеркивался лишь факт детерминации этой психологической стороны более глубокими процессами материальной жизни людей.
Плеханов Г. 3. Избранные (Ьн.чософскпе произведения в 5-ти т. М., 1956, с. 170-171.
Именно на этих основах были раскрыты важнейшие закономерности социально-психологических явлений. Основной упор был сделан прежде всего на выявлении места общественной психологии классов и других со- циальных групп в системе общественного сознания. Она была интерпретирована как определенный уровень (низ- ший по сравнению с идеологией) общественного созна- ния, который, однако, играет большую роль в общест- венном развитии. На основании этого определения была проанализирована общественная психология различных классов капиталистического общества. Вместе с тем изучалась структура массовых побуждений людей, та- ких, как общественные настроения, иллюзии, заблужде- ния. Это было важно в связи с анализом подлинных движущих сил исторического процесса. Особое место уделялось характеристике массового сознания в период больших исторических сдвигов, в частности, тому, как взаимодействуют в этих ситуациях идеология и обыден- ное сознание масс. Как видно, из этого краткого переч- ня преимущественное развитие в марксизме той эпохи получили проблемы, непосредственно включенные в разработку теории революционного процесса, что и по- нятно, если учесть основную историческую задачу, ко- торую решала теория революционного пролетариата.
Естественно, что постановка всех этих проблем была вплетена в общую ткань социальной теории марк- сизма и не выступала в виде готовых положений соци- альной психологии как особой научной дисциплины. Но именно включение анализа психологической стороны социальных процессов в контекст общесоциологической теории задало социальной психологии определенный методологический норматив. Задолго до современных усилий западной социальной психологии отыскать, включить <социальный контекст> в систему социально- психологического знания в классических марксистских работах была дана совершенно четкая программа рас- смотрения всех социально-психологических явлений в таком <контексте>.
Такие же принципиальные решения были найдены и для других разделов социальной психологии, связанных с изучением личности, микросреды ее формирования (того, что впоследствии стало именоваться проблемой малой группы), способов общения, механизмов социаль-
1990
Фото Республиканский цент
ЦК ЛК ЯТ 10084. 17.02.8 МПО .1-
но-психологического воздействия. И в этих случаях речь, разумеется, шла не о конструировании специаль- ных социально-психологических теорий или разработке конкретных методов исследования, а о создании фило- софских оснований социально-психологического знания, а тем самым и о создании общей методологии социаль- но-психологического исследования. На том историчес- ком рубеже, о котором сейчас идет речь, другая часть задачи - освоение конкретной наукой способов анали- за, заданных философской программой, - очевидно, не могла быть решена. Марксистская традиция в этом пла- сте науки могла начать формироваться только при ус- ловии соединения заданных марксизмом философских оснований знания с исследовательской практикой, до сих пор развивавшейся в рамках совсем иных тради- ций. Для этого нужно было усвоение профессиональны- ми учеными - социальными психологами марксистской идеологии, марксистского мировоззрения. Такая ситуа- ция стала реальностью лишь после социалистической революции в нашей стране, но и тогда, как мы видели, решение задачи потребовало определенного промежут- ка времени.
Экспериментальный период развития социальной психоло- гии
Сегодня уже можно говорить о становлении марк- систской традиции социальной психологии как системы научного знания. Марксистская традиция в известном смысле <уравнена в правах> с немарксистской традици- ей: и та и другая обладают не только своей собствен- ной философской базой, но и определенной исследова- тельской практикой, а также характеризуются опреде- ленным уровнем институционализации. Тот факт, что развитие каждой из этих традиций в целом связано с различным типом общества (хотя отдельные проявле- ния марксистской традиции имеют проявление и в капи- талистических странах) .четко <разводит> и социальные функции и задачи науки, подчиняя их целям и задачам соответствующего общества. Пока же эта экспериментальная практика складывалась в рамках традиционной социальной психоло- гии, развивавшейся вне марксист ской традиции. Начало XX в. и, особенно, время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной пси"
46
хологии в экспериментальную науку. Официальной ве- хй послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сфор- мулированы требования превращения социальной пси- хйлогии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология по- лучает в США, где бурное становление капиталистичес- ких форм в экономике стимулировало практику при- кладных исследований и заставило социальных психо- логов повернуться лицом к актуальной социально-поли- тической тематике. Особое значение такая практика при- обретала в условиях развернувшегося экономического кризиса. Беспомощность старой социальной психологии перед лицом новых задач стала очевидной,
В теоретическом плане преодоление старой тради- ции приняло форму критики концепции Мак-Дауголла, которая в наибольшей степени отражала все слабости Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|