Андреева Г.М. » Социальная психология



6 страница


Год этот, однако, лишь весьма условно может считать-  

ся началом новой эры в социальной психологии, по-  

скольку уже в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал <Ис-  

следования по социальной психологии>, которые могли  

бы претендовать тоже на первое систематическое руко-  

водство. Болдуин, в частности (под влиянием Тарда),  

развил идею о двух видах наследственности - естест-  

венной и социальной. Эта последняя строится на подра-  

жании. В обществе происходит <обмен внушениями>,  

что и регулируют взаимоотношения людей.  

 

Основной тезис теории Мак-Дауголла заключается в  

том, что причиной социального поведения признаются  

врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация бо-  

лее общего принципа, принимаемого Мак-Дауголлом,  

а именно - стремления к цели, которое свойственно и  

животным и человеку. Именно этот принцип особенно  

значим в концепции Мак-Дауголла; в противовес би-  

хевиоризму он называл созданную им психологию <це-  

левой> или <гормической> (от греческого слова <гор-  

мэ>-стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает  

как движущая сила интуитивного характера, объясня-  

ющая социальное поведение. В терминологии Мак-Дау-  

голла, гормэ <реализуется в качестве инстинктов> (или  

позднее <склонностей>).  

 

Репертуар инстинктов у каждого человека возника-  

ет в результате определенного психофизического пред-  

расположения - наличия наследственно закрепленных  

каналов для разрядки нервной энергии. Инстинкты  

включают аффективную (рецептивную), центральную  

(эмоциональную) и афферентную (двигательную) час-  

ти. Таким образом, все, что происходит в области соз-  

нания, находится в прямой зависимости от этих бессоз-  

нательных начал. Внутренним выражением инстинктов  

являются главным образом эмоции. Связь между ин-  

стинктами и эмоциями носит систематический и опреде-  

 

ленный характер. Мак-Дауголл перечислил семь пар  

связанных между собою инстинктов и эмоций: инстинкт  

борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт  

бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроиз-  

ведения рода и ревность, женская робость; инстинкт  

приобретения и чувство собственности; инстинкт строи-  

тельства и чувство созидания; стадный инстинкт и чув-  

ство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все  

социальные учреждения: семья, торговля, различные  

общественные процессы, в первую очередь война. От-  

части именно из-за этого упоминания в теории Мак-  

Дауголла склонны были видеть реализацию дарвинов-  

ского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен ме-  

ханически на общественные явления, этот подход утра-  

чивал какое бы то ни было научное значение.  

 

Несмотря на огромную популярность идей Мак-  

Дауголла, их роль в истории науки оказалась весьма от-  

рицательной: интерпретация социального поведения с  

точки зрения некоего спонтанного стремления к цели  

узаконивала значение иррациональных, бессознатель-  

ных влечений в качестве движущей силы не только ин-  

дивида, но и человечества. Поэтому подобно тому, как  

и в общей психологии, преодоление идей теории инстинк-  

тов послужило в дальнейшем важной вехой становления  

научной социальной психологии.  

 

Таким образом, можно подытожить, с каким же тео-  

ретическим багажом осталась социальная психология,  

после того как были выстроены эти ее первые концеп-  

ции. Прежде всего, очевидно, положительное значение  

их заключается в том, что были выделены и четко по-  

ставлены действительно важные вопросы, подлежащие  

разрешению: о соотношении сознания индивида и соз-  

нания группы, о движущих силах социального поведе-  

ния и т. д. Интересно также и то, что в первых социаль-  

но-психологических опытах с самого начала пытались  

найти подходы к решению поставленных проблем как  

бы с двух сторон: со стороны психологии и со стороны  

социологии. В первом случае неизбежно получалось, что  

все решения предлагаются с точки зрения индивида,  

его психики, переход к психологии группы не прораба-  

тывался сколь-нибудь точно. Во втором случае фор-  

мально пытались идти <от общества>, но тогда само  

<общество> растворялось в психологии и получалась  

 

типичная психологизация общественных отношений.  

Это означало, что сами по себе ни <психологический>,  

ни <социологический> подход не дают правильных ре-  

шений, если концепции психологии и социологии, на  

которые эти подходы опираются, оказываются методо-  

логически несостоятельными. Наконец, первые социаль-  

но-психологические концепции оказались слабыми еще  

и потому, что они не опирались ни на какую исследова-  

тельскую практику, они вообще не базировались на ис-  

следованиях, но в духе старых философских построений  

были <рассуждениями> по поводу социально-психологи-  

ческих проблем, но не исследованием их. Однако важ-  

ное дело было сделано, и социальная психология была  

<заявлена> как самостоятельная дисциплина, имеющая  

право на существование. Теперь она нуждалась в под-  

ведении под нее экспериментальной базы, поскольку  

психология к этому времени вполне уже накопила дос-  

таточный опыт в использовании экспериментального ме-  

тода. Следующий этап становления дисциплины мог  

стать только экспериментальным этапом в ее развитии.  

 

Однако, прежде чем перейти к характеристике этого  

следующего этапа, надо сказать и о зарождении совер-  

шенно новой традиции в развитии теоретических основ  

социальной психологии. Речь идет о создании предпо-  

сылок социально-психологического знания внутри марк-  

сизма.  

 

Развитие предпосы-  

лок социально-пси-  

хологического зна-  

ния в системе мар-  

ксизма  

 

Середина XIX в. была ознаменова-  

на созданием марксистского миро-  

воззрения, и естественно, что вся  

система обществоведения оказалась  

включенной в полемику между ним  

и буржуазными теориями общест-  

венного развития. В социологии эта полемика с марксиз-  

мом немедленно приняла открытый характер. Несколько  

по-иному складывалась ситуация в социальной психоло-  

гии. Поскольку в значительной степени она ориентиро-  

валась и на психологию, непосредственная дискуссия с  

марксизмом здесь проявилась в значительно меньшей  

степени, хотя <встреча> социальной психологии с марк-  

сизмом, конечно, была неизбежной. Она состоялась: в  

1913 г. Дж. Болдуин назвал <Капитал> К. Маркса в  

числе тех работ, под воздействием которых произошел  

коренной переворот во взглядах на соотношение инди-  

 

видуального и общественного сознания. Однако перево-  

рот этот не привел к восприятию идей марксизма ста-  

новящейся официальной социальной психологией. На-  

против, она встретила марксистские идеи враждебно.  

Неприятие методологических принципов марксизма  

привело многих авторов социально-психологических тео-  

рий к крайней вульгаризации, извращению идей марк-  

сизма. Так, например, Лебон приписывал марксизму  

мысль о том, что для него движущая сила обществен-  

ного развития есть якобы потребность в пище и т. д.  

Поскольку профессиональная психология также не вос-  

принимала идей марксизма, сложились две самостоя-  

тельные традиции в развитии социально-психологическо-  

го знания. Одна, продолжающая линию выделения этой  

науки из общей системы буржуазного мировоззрения,  

и другая, формулирующая новые принципы социаль-  

но-психологического знания внутри марксизма.  

 

Развитие этой марксистской традиции в системе со-  

циально-психологического знания обладает рядом спе-  

цифических черт В определенных отношениях социаль-  

ная психология выступает как общественная наука, что  

означает непосредственное принятие ею фундаменталь-  

ных теоретических положений марксизма относительно  

сущности общественных явлений, относительно понима-  

ния природы человека и общества. Марксистская тради-  

ция в данном случае может быть прослежена на том,  

как эти положения воплощаются в конкретное изучение  

отдельных социально-психологических феноменов.  

В других отношениях социальная психология, подобно  

естественным наукам, принимает общефилософские  

принципы марксизма и реализует их в специфическом  

способе анализа своих собственных объектов. Просле-  

дить развитие марксистской традиции здесь-значит  

исследовать весь методологический арсенал социальной  

психологии, выявить, насколько сами принципы органи-  

зации научного знания, предлагаемые марксизмом, реа-  

лизуются в исследовательской практике.  

 

Особенностью исторического развития марксистской  

социальной психологии стало то, что освоение марксист  

ской теории и марксистского метода происходило на раз-  

 

Ї См.: Андреева Г. М. Развитие марксистской традиции в.  

системе социально-психологического знания.- <Вести. Моск. ун-та..  

Серия <Психология>, 1967, № 3.  

 

личщлх хронологических рубежах в различной степени.  

Важнейшие теоретические основания социально-психо-  

логического знания были, как известно, сформулированы  

уже в работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина,  

а также таких выдающихся марксистов, как  

Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, А. Грамши, А. Бе-  

бель, А. Лабриола и др. Речь идет здесь не только  

о разработке и изложении общей концепции общест-  

венного развития как исходного принципа для социаль-  

ной психологии, но и о постановке более конкретных во-  

просов этой области знания, хотя бы и в общем плане.  

 

Естественно, что анализ социально-психологических  

явлений в системе марксизма осуществлялся на основе  

материалистического понимания истории. Это означало  

прежде всего, что сама социальная жизнь рассматрива-  

лась как обоснованная материальными условиями жизнь  

общества. Такой подход коренным образом отличался  

от тех интерпретаций влияния социальных факторов на  

развитие психики, которые назывались в некоторых  

версиях традиционного социально-психологического  

подхода. Так, со стороны социологии предложения о  

признании примата социального в отношении индивида  

и общества, как уже отмечалось, исходили, например,  

из концепции Э. Дюркгейма. Однако даже в этом, наи-  

более <сильном>, варианте сама <социальность> пони-  

малась крайне односторонне, она не была связана с  

идеей первичности материальных условий жизни обще-  

ства; по точному выражению М. Г. Ярошевского, это  

была <социальность без материальности>. Поэтому  

принципиально новым в марксизме явилось развитие  

социально-психологических идей именно на базе мате-  

риалистического понимания истории, что позволило  

сразу же точно обозначить место психологической сто-  

роны общественных явлений во всей системе отношений  

общества. Акцент был поставлен так, что роль этой  

психологической стороны ни в коем случае не отрица-  

лась. Г. В. Плеханов отметил даже, что <для Маркса  

проблема истории была также психологической пробле-  

мой> Подчеркивался лишь факт детерминации этой  

психологической стороны более глубокими процессами  

материальной жизни людей.  

 

Плеханов Г. 3. Избранные (Ьн.чософскпе произведения в  

5-ти т. М., 1956, с. 170-171.  

 

Именно на этих основах были раскрыты важнейшие  

закономерности социально-психологических явлений.  

Основной упор был сделан прежде всего на выявлении  

места общественной психологии классов и других со-  

циальных групп в системе общественного сознания. Она  

была интерпретирована как определенный уровень (низ-  

ший по сравнению с идеологией) общественного созна-  

ния, который, однако, играет большую роль в общест-  

венном развитии. На основании этого определения была  

проанализирована общественная психология различных  

классов капиталистического общества. Вместе с тем  

изучалась структура массовых побуждений людей, та-  

ких, как общественные настроения, иллюзии, заблужде-  

ния. Это было важно в связи с анализом подлинных  

движущих сил исторического процесса. Особое место  

уделялось характеристике массового сознания в период  

больших исторических сдвигов, в частности, тому, как  

взаимодействуют в этих ситуациях идеология и обыден-  

ное сознание масс. Как видно, из этого краткого переч-  

ня преимущественное развитие в марксизме той эпохи  

получили проблемы, непосредственно включенные в  

разработку теории революционного процесса, что и по-  

нятно, если учесть основную историческую задачу, ко-  

торую решала теория революционного пролетариата.  

 

Естественно, что постановка всех этих проблем  

была вплетена в общую ткань социальной теории марк-  

сизма и не выступала в виде готовых положений соци-  

альной психологии как особой научной дисциплины. Но  

именно включение анализа психологической стороны  

социальных процессов в контекст общесоциологической  

теории задало социальной психологии определенный  

методологический норматив. Задолго до современных  

усилий западной социальной психологии отыскать,  

включить <социальный контекст> в систему социально-  

психологического знания в классических марксистских  

работах была дана совершенно четкая программа рас-  

смотрения всех социально-психологических явлений в  

таком <контексте>.  

 

Такие же принципиальные решения были найдены и  

для других разделов социальной психологии, связанных  

с изучением личности, микросреды ее формирования  

(того, что впоследствии стало именоваться проблемой  

малой группы), способов общения, механизмов социаль-  

 

1990  

 

 

 

Фото  

Республиканский цент  

 

ЦК ЛК  

ЯТ 10084. 17.02.8  

МПО .1-  

 

но-психологического воздействия. И в этих случаях  

речь, разумеется, шла не о конструировании специаль-  

ных социально-психологических теорий или разработке  

конкретных методов исследования, а о создании фило-  

софских оснований социально-психологического знания,  

а тем самым и о создании общей методологии социаль-  

но-психологического исследования. На том историчес-  

ком рубеже, о котором сейчас идет речь, другая часть  

задачи - освоение конкретной наукой способов анали-  

за, заданных философской программой, - очевидно, не  

могла быть решена. Марксистская традиция в этом пла-  

сте науки могла начать формироваться только при ус-  

ловии соединения заданных марксизмом философских  

оснований знания с исследовательской практикой, до  

сих пор развивавшейся в рамках совсем иных тради-  

ций. Для этого нужно было усвоение профессиональны-  

ми учеными - социальными психологами марксистской  

идеологии, марксистского мировоззрения. Такая ситуа-  

ция стала реальностью лишь после социалистической  

революции в нашей стране, но и тогда, как мы видели,  

решение задачи потребовало определенного промежут-  

ка времени.  

 

Экспериментальный  

период развития  

социальной психоло-  

гии  

 

Сегодня уже можно говорить о становлении марк-  

систской традиции социальной психологии как системы  

научного знания. Марксистская традиция в известном  

смысле <уравнена в правах> с немарксистской традици-  

ей: и та и другая обладают не только своей собствен-  

ной философской базой, но и определенной исследова-  

тельской практикой, а также характеризуются опреде-  

ленным уровнем институционализации. Тот факт, что  

развитие каждой из этих традиций в целом связано с  

различным типом общества (хотя отдельные проявле-  

ния марксистской традиции имеют проявление и в капи-  

талистических странах) .четко <разводит> и социальные  

функции и задачи науки, подчиняя их целям и задачам  

соответствующего общества.  

Пока же эта экспериментальная  

практика складывалась в рамках  

традиционной социальной психоло-  

гии, развивавшейся вне марксист  

ской традиции. Начало XX в. и,  

особенно, время, наступившее после первой мировой  

войны, считается началом превращения социальной пси"  

 

46  

 

хологии в экспериментальную науку. Официальной ве-  

хй послужила программа, предложенная в Европе  

В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сфор-  

мулированы требования превращения социальной пси-  

хйлогии в экспериментальную дисциплину. Основное  

развитие в этом ее варианте социальная психология по-  

лучает в США, где бурное становление капиталистичес-  

ких форм в экономике стимулировало практику при-  

кладных исследований и заставило социальных психо-  

логов повернуться лицом к актуальной социально-поли-  

тической тематике. Особое значение такая практика при-  

обретала в условиях развернувшегося экономического  

кризиса. Беспомощность старой социальной психологии  

перед лицом новых задач стала очевидной,  

 

В теоретическом плане преодоление старой тради-  

ции приняло форму критики концепции Мак-Дауголла,  

которая в наибольшей степени отражала все слабости




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 924
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 26 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 23 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 22 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 21 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 56 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 55 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 54 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 53 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 52 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь