|
Андреева Г.М. » Социальная психологияхолог Г. Гербарт. Стремясь отойти от описательной пси- хологии к объяснительной (что было продиктовано нуж- дами педагогической практики), Гербарт считает исход- ным феноменом психологии представление (<первичное
единство души>), с точки зрения которого можно по- строить объяснительные модели. Это было попыткой осознать новые формы детерминации психических явле- ний, но попытка оказалась непродуктивной из-за ложной исходной посылки. Поэтому программа перестройки психологии, включающая в себя поиск новых подходов к объяснению человеческого поведения, еще только складывается, в целом же тяга к социально-психологи- ческим проблемам в психологии остается пока не слиш- ком значительной, по крайней мере в русле основных теоретических концепций. Правда, одновременно с эти- ми процессами в самой <стволовой> части психологиче- ского знания возникают и различные боковые отрасли психологии. К ним прежде всего относится патопсихо- логия, как уже говорилось, но также и различные фор- мы педагогической науки. На этих боковых путях разви- тия психологии и зарождается первоначально прообраз будущей социальной психологии. Ее рождение лежало не на магистральной линии развития психологической на"к11 в середине XIX в., но именно знаменовало со- бой появление отдельной боковой веточки.
По-иному складывался интерес к социально-психоло- гическому знанию в области социологии. Социология сама выделилась в самостоятельную науку лишь в се- редине XIX в. (ее родоначальником считается француз- ский философ-позитивист Опост Конт). Почти с самого начала своего существования социология в системе бур- жуазного мировоззрения стала строить попытки объяс- нения ряда социальных фактов посредством законов, почерпнутых из других областей знания. Исторически первой формой такого редукционизма для социологии оказался биологический редукционизм, особенно ярко проявившийся в органической школе (Г. Спенсер и др.). Однако просчеты биологической редукции заставили обратиться к законам психологии, как объяснительной модели для социальных процессов. Корни социальных явлений начали отыскивать в психологии, и внешне эта позиция казалась более выигрышной: создавалась види- мость, что в отличие от биологического редукционизма, здесь, действительно, учитывается специфика общест- венной жизни. Факт присутствия психологической сторо-
Я роте вс к 1: и М. Г. История психологии, гл. II. . . Андреева
ны в каждом общественном явлении отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общест- венного явления. Сначала это была редукция к индиви- дуальной психике, примером чего может служить кон- цепция французского социолога Г. Тарда. С его точки зрения, элементарный социальный факт заключен не в пределах одного мозга, что есть предмет интрацере- бральной психологии, а в соприкосновении нескольких умов, что должно изучаться интерментальной психоло- гией. Общая модель социального рисовалась как взаи- моотношение двух индивидов, из которых один подра- жает другому.
Когда объяснительные модели такого рода отчетли- во продемонстрировали свою несостоятельность, социо- логи предложили более сложные формы психологичес- кого редукционизма. Законы социального стали теперь сводить к законам коллективной психики. Окончательно оформляется особое направление в системе социологи- ческого знания-психологическое направление в со- циологии. Родоначальником его в США выступил Лес- тер Уорд, но, пожалуй, особенно ярко идеи этого на- правления были сформулированы в трудах Франклина Гиддингса. С его точки зрения, первичный социальный факт составляет не сознание индивида, не <народный дух>, но так называемое <сознание рода>. Отсюда со- циальный факт есть не что иное, как социальный ра- зум. Его исследованием должна заниматься <психоло- гия общества>, или, что то же самое - социология. Здесь идея <сведения> доведена до ее логического кон- ца.
Психологическое направление в социологии оказа- лось весьма жизнеспособным, по-видимому, потому, что в принципе психологизация общественных отношений легко и органично согласуется с любыми идеалистичес- кими истолкованиями общественной жизни, а поскольку именно такого рода толкования были типичны для бур- жуазной социологии, психологизм прочно обосновался в ней. Это в дальнейшем в значительной степени запу- тало вопрос о специфике социально-психологического знания. В западной традиции чрезвычайно легко оказа- лось смешать психологическое направление в социоло- гии и социальную психологию. Поэтому наряду с от- дельными интересными находками, касающимися от-
дельных характеристик психологической стороны соци- альных явлений, психологическое направление принес- ло много вреда становлению социальной психологии как науки. Однако на поверхности явлений дело выглядело таким образом, что внутри социологии был зафиксиро- ван большой интерес к развитию социально-психологи- ческого знания. (Тот факт, что интерес этот оформил- ся на ложных исходных посылках, должен быть рас- смотрен особо.)
Таким образом, в развитии двух наук - психологии и социологии - обозначилось как бы встречное движе- ние, которое должно было закончиться формулировани- ем поистине пограничных проблем, которые и должны были стать предметом новой науки.
Эти взаимные устремления реали- Первые историчес- зевались в середине XIX в. и дали
кие формы социаль- жизнь первым формам собственно но-психологическо- го знания социально-психологического знания.
Прежде чем приступить к их ха- рактеристике, необходимо сказать о той общей атмосфе- ре, в которой эти первые теории родились. Они еще не могли базироваться на какой бы то ни было исследова- тельской практике, но, напротив, весьма походили на конструкции универсальных энциклопедических схем, свойственных социальной философии той эпохи. Кон- цепции эти неизбежно создавались в канонах философ- ского знания, были спекулятивны, умозрительны, и со- циальная психология приобретала в этом виде характер крайне описательной дисциплины. Из всего многообра- зия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психологию на- родов, психологию масс и теорию инстинктов социаль- ного поведения. Немецкие исследователи Г. Гибш и М. Форверг предложили принцип, по которому можно классифицировать эти первые социально-психологичес- кие системы. Таким принципом (или критерием их раз- личения) является способ анализа взаимоотношения личности и общества. При выяснении этой проблемы принципиально возможны два решения: признание при- мата личности или примата общества. Тогда примером второго решения явится психология народов, а приме- ром первого решения - психология масс и теория ин- стинктов социального поведения. Оба этих решения най-
2 35
дут свое продолжение в истории социальной психологии в последующие этапы ее развития, и потому нужно осо- бенно внимательно рассмотреть, как обе эти тенденции задавались.
Психология народов, как одна из первых форм соци- ально-психологических теорий, сложилась в середине XIX в. в Германии. С точки зрения выделенного нами критерия психология народов предлагала <коллективи- стическое> решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное суще- ствование <сверхиндивидуальной души>, подчиненной <сверхиндивидуальной целостности>, каковой является народ (нация). Процесс образования наций, который осуществлялся в это время в Европе, приобретал в Гер- мании специфическую форму в связи с необходимостью объединения раздробленных феодальных земель. Эта специфика получила отражение в ряде теоретических концепций немецкого обществоведения той эпохи. Опре- деленное влияние она оказала и на психологию наро- дов. Теоретическими источниками ее послужили: фило- софское учение Гегеля о <народном духе> и идеалисти- ческая психология Гербарта, которая, по выражению М. Г. Ярошевского, явилась <гибридом лейбницевской монадологии и английского ассоцианизма> Психология народов попыталась соединить эти два подхода.
Непосредственными создателями психологии народов выступили философ Морис Лацарус (1824-1903) и языковед Генрих Штейнталь (1823-1893). В 1959 г. был основан журнал <Психология народов и языкозна- ние>, где была опубликована их статья <Вводные рас- суждения о психологии народов>. В ней была сформу- лирована мысль о том, что главная сила истории - на- род, или <дух целого> (АИе), который выражает се- бя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т. д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии - <познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духов- ная деятельность народа>.
В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920). Впервые
Ярошевск II и М. Г. История психологии, с. 235.
свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863 г. в <Лекциях о душе человека и животных>. Ос- новное же развитие идея получила в 1900 г. в первом томе десятитомной <Психологии народов>. Уже в <Лек- циях> на основании курса, прочитанного в Гейдельбер- ге, Вундт изложил мысль о том, что психология долж- на состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Соответственно каждой части Вундтом были написаны фундаментальные работы, и вот именно вторая часть была изложена в <Психологии народов>. С точки зрения Вундта, физиологическая пси- хология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент непригоден для исследования высших пси- хических процессов-речи и мышления. Поэтому имен- но с этого <пункта> и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно ана- лиз продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искус- ства.
Вундт отказался от неопределенного понятия <духа целого> и придал психологии народов несколько более реалистический вид, что позволило ему даже предло- жить программу эмпирических исследований для изуче" ния языка, мифов и обычаев. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисципли- на, которая не претендует на открытие законов. В Рос- сии идеи психологии народов развивались в учении из- вестного лингвиста А. А. Потебни. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с такими феноменами, которые коренятся не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Конечно, все основания психологии народов носили явно идеалистический характер, одна- ко, несмотря на ложную философскую основу, эта кон- цепция поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто, кроме индивидуального сознания, ха- рактеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею. Естест- венно, что эта идея могла приобрести рациональный вид лишь при условии материалистической трактовки
психики, в руках же авторов психологии народов полез- ная сама по себе идея приобрела идеалистическую ок- раску.
Психология масс представляет собой другую фор- му первых социально-психологических теорий, ибо она, по предложенному выше критерию, дает решение воп- роса о взаимоотношении личности и общества с <инди- видуалистических> позиций. Эта теория родилась во Франции, во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Габриеля Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи под- ражания. Официальная же, интеллектуалистически ориентированная академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея же подражания учиты- вает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда - роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания - были ус- воены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1841-1931). Сигеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в кото- рых его привлекала роль аффективных моментов. Ле- бон, будучи социологом, преимущественное влияние уде- лял проблеме противопоставления масс и элит общест- ва. В 1895 г. появилась его основная работа <Психоло- гия народов и масс>, в которой и изложена суть кон- цепции.
С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой <массу>, главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичны- ми чертами поведения человека в массе являются: обез- личивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженно- сти различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата чувства лич- ной ответственности (что приводит к отсутствию конт- роля над страстями). Вывод, который следует из опи- сания этой непрезентабельной картины поведения че- ловека в массе, состоит в том, что масса всегда по сво-
ей природе неупорядоченна, хаотична, поэтому ей нужен <вождь>, роль которого может выполнять <элита>. Вы- воды эти были сделаны на основании рассмотрения еди- ничных случаев проявления массы, а именно проявле- ния ее в ситуации паники. Никаких других эмпиричес- ких подтверждений не приводилось, вследствие чего па- ника оказалась единственной формой действий массы, хотя в дальнейшем наблюдения над этой единственной формой были экстраполированы на любые другие мас- совые действия.
В психологии масс ярко проявляется определенная классовая окраска. Конец XIX в" ознаменованный мно- гочисленными массовыми выступлениями пролетариата, заставлял буржуазную идеологию искать средства обос- нования различных реакционных акций, направленных против этих массовых выступлений. Большое распро- странение получает идея о том, что конец XIX - нача- ло XX в.-это <эра толпы>, когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитив- ным инстинктам, поэтому легко поддается различным иррациональным действиям. Психология масс оказалась в русле этих настроений, сам Лебон с позиций своей теории позднее выступил против Великой Октябрьской социалистической революции, интерпретируя и ее как иррациональное движениемасс.
Что же касается чисто теоретического значения пси- хологии масс, то оно оказалось двойственным: с одной стороны, здесь был поставлен вопрос о взаимоотноше- нии личности и общества, но, с другой стороны, реше- ние его было никак не обосновано. Формально в данном случае признавался известный примат индивида над об- ществом, но само общество совершенно произвольно сводилось к <толпе>, и даже на этом <материале> вы- глядело весьма односторонне, поскольку сама <толпа> или <масса> была зафиксирована лишь в одной-единст- венной ситуации ее поведения, ситуации паники. Поэтому сколько-нибудь серьезного значения для дальнейших судеб социальной психологии психология масс не имела.
Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построе- ний, является теория инстинктов социального поведе- ния английского психолога Мак-Дауголла (1871-1938), переехавшего в 1920 г. в США и в дальнейшем работав-
шего там. Работа Мак-Дауголла <Введение в социаль- ную психологию> вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психоло- гии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса <Социальная психология>, и таким образом достаточно символично и психолог, и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине). Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|