|
Андреева Г.М. » Социальная психологияментальных исследований в области межличностной перцепции. Все их можно разделить на два больших класса: 1) изучение содержания межличностной пер- цепции (характеристики субъекта и объекта восприя- тия, их свойств и пр.); 2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, со- провождающих ее эффектов).
Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что всякое такое восприятие в то же самое вре- мя есть и определенное взаимодействие двух участни- ков этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких- то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать потому, что каждый из участни-
Ї См.: Данилин .(. Е. Анализ рефлексивных структур при ис- следовании малых гру п.- В кн.: Теоретические и методологичес- кие проблемы социал1 и )й психологии. М" 1977.
147
ков, оценивая другого, стремится построить определен- ную систему интерпретации его поведения, в частности причин его. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это - задача научной психологии. Но в обы- денной жизни люди сплошь и рядом не знают действи- тельных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информа- ции, они начинают приписывать друг другу как причи- ны поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписыва- ние осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, ли- бо на основе анализа собственных мотивов, предпола- гаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать и механизм идентификации). Но так или иначе возникает целая система способов такого припи- сывания (атрибуции).
Особая отрасль социальной психологии, получившая название исследования каузальной атрибуции, анализи- рует именно эти процессы. Теории каузальной атрибу- ции, как они представлены в западной социальной пси- хологии (Г. Келли, Э. Джонс, Д. Кеноуз, Р. Нисбет, Л. Стрикленд), исходят преимущественно из бихевио- ристских или когнитивистских схем, что приводит к ря- ду методологических ограничений. Однако эксперимен- тальное изучение процесса представляет определенный интерес. Так, например, в экспериментах Коллинса (1956) было показано, что область приписываемых ха- рактеристик определяется особенностями субъекта вос- приятия: одни люди склонны в большей мере в процес- се межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда <сфера> приписывания значительно со- кращается, другие - воспринимают преимущественно психологические характеристики других людей, и в этом случае открывается особый <простор> для приписыва- ния. Выявлена также зависимость приписываемых ха- рактеристик от предшествующей оценки объектов вос- приятия. В эксперименте Циллиха (1928) регистрирова- лись оценки двух групп детей, даваемые им субъектом восприятия. Одна группа была составлена из <люби- мых>, а другая-из <нелюбимых> детей. Хотя <люби-
мые> (в данном случае более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнении задания, а <нелюбимые> выполняли его корректно, воспринима- ющий приписывал положительные оценки <любимым>, а отрицательные - <нелюбимым>.
Одним из первых психологов, предложивших идею приписывания, был Ф. Хайдер, который сознательно ввел в социальную психологию правомерность ссылок на <наивную> психологию <человека с улицы>, т. е. на соображения здравого смысла. Согласно Хайдеру, лю- дям вообще свойственно рассуждать таким образом: <плохой человек обладает плохими чертами>, <хоро- ший человек обладает хорошими чертами> и т. д. По- этому и приписывание причин поведения и характерис- тик осуществляется по этой же модели: <плохим> лю- дям всегда приписываются <плохие> поступки, а <хоро- шим>-хорошие. Хотя такое объяснение действитель- но схватывает распространенные сентенции здравого смысла, оно же доказывает и крайнюю субъективность процесса атрибуции. Научная психология может, конеч- но, констатировать этот факт как факт, присущий обы- денному восприятию человека человеком, но задача за- ключается в том, чтобы исследовать основания, грани- цы проявления такого субъективного подхода.
В теориях каузальной атрибуции большое место уде- ляется идее контрастных представлений: когда <плохо- му> человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту, как носителя самых положительных черт. На более операциональном уровне эта идея представлена в из- вестных экспериментах Г. Келли, когда выявлялось раз- личие в содержании приписывания причин успеха и не- успеха для позиции участника событий и наблюдателя. Оказалось, в частности, что неуспех во взаимодействии по-разному оценивается участником и наблюдателем: участник действия <винит> в неуспехе преимуществен- но объективные обстоятельства (<среду>), в то время как человек в позиции наблюдателя <винит> за неуспех самого исполнителя.
Все подобною плана экспериментальные исследова- ния, несмотря на спорность теоретических трактовок, поставили чрезвычайно важный вопрос более общего плана - вопрос о роли установки в процессе восприя-
Т11Я человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Хорошо известны эксперименты А. А. Бодале- ва, в которых выявлялась роль установки в этом слу- чае. В одном из экспериментов двум группам студен- тов была показана фотография одного и того же чело- века. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. Пос- ле этого каждой группе было предложено написать сло- весный портрет сфотографированного человека. В пер- вом случае были получены соответствующие характери- стики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок - о решимо- сти <идти до конца> в преступлении и т. д. Соответст- венно во второй группе те же <глубоко посаженные глаза> говорили о глубине мысли, а выдающийся под- бородок - о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.
Все названные исследования пытаются найти ответ на вопрос о роли характеристик воспринимающего в процессе межличностного восприятия: какие именно ха- рактеристики здесь значимы, при каких обстоятельствах они проявляются и т. д. Другой ряд эксперименталь- ных исследований посвящен характеристикам объекта восприятия. Как выясняется, от них также в значитель- ной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции. Индивидуальные психологические особенно- сти различных людей различны, в том числе и в плане большего или меньшего <раскрытия> себя для восприя- тия другими людьми. На уровне здравого смысла эти различия фиксируются достаточно четко (<он - скрыт- ный>, <он-себе на уме> и т. д.). Однако эти сообра- жения здравого смысла мало чем могут помочь при ус- тановлении причин этого явления, а, значит, и при по- строении прогноза успешности межличностного вос- приятия.
Чтобы обеспечить такое прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в
" См.: Бодалев Л. Л. Восприятие человека человеком. Л"
расчет и ту вторую область исследований, которая свя- зана с выявлением различных <эффектов>, возникаю- щих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких <эффекта>: эффект ореола (<га- лоэффект>), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление стереотипизацни. Сущность <эф- фекта ореола> в известном смысле объясняется через формирование специфической установки на восприни- маемого, а также через направленное приписывание ему на основе этой установки определенных качеств. <Эф- фект ореола> заключается в том, что информация, по- лучаемая о каком-то человеке, <категоризируется> опре- деленным образом, а именно накладывается на тот об- раз, который уже был создан заранее. Этот образ, ра- нее существовавший, выполняет роль <ореола>, меша- ющего видеть действительные черты и проявления объ- екта восприятия.
Суть эффекта ореола проявляется при формирова- нии первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, на- оборот, общее неблагоприятное впечатление способству- ет преобладанию негативных оценок. В эксперименталь- ных исследованиях было установлено, что эффект орео- ла наиболее явно проявляется тогда, когда воспринима- ющий имеет минимальную информацию об объекте вос- приятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные харак- теристики и высветить другие и играет роль своеобраз- ного ореола в восприятии человека человеком.
Тесно связаны с этим эффектом и эффекты <первич- ности> и <новизны>. Оба они касаются значимости оп- ределенного порядка предъявления информации о чело- веке для составления представления о нем. В экспери- менте Лачинса (1957), например, четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстра- верт; во 2-й группе, что он интраверт; в 3-й группе - сначала, что он экстраверт, а потом, что он интраверт; в 4-й группе - то же, но в обратном порядке. Всем че- тырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием
1965. 150
м возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъяв- ления информации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название <эффекта первичности> и был зарегистрирован в тех случаях, когда восприни- мается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях вос- приятия знакомого человека действует <эффект новиз- ны>, который заключается в том, что последняя, т. е. более новая информация оказывается наиболее значи- мой.
В более широком плане все эти эффекты можно рас- смотреть как проявления особого процесса, сопровожда- ющего восприятие человека человеком, а именно явле- ния стереотипизации. Вообще говоря, стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным <сокра- щением> при взаимодействии с этим явлением. Стерео- типы в общении, возникающие, в частности, при позна- нии людьми друг друга, имеют и специфическое проис- хождение, и специфический смысл. Как правило, стерео- тип возникает на основе достаточно ограниченного про- шлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стерео- тип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то про- фессии. Тогда ярко выраженные профессиональные чер- ты у встреченных в прошлом представителей этой про- фессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии (<все учительницы нази- дательны>, <все бухгалтеры-педанты> и т. д.). Здесь проявляется тенденция <извлекать смысл> из предшест вующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограничен- ностью.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит <сдвига> в сторону его эмоционального при- нятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности пв-
"Р-ия образа . иТоЛо-ь процесс познания. Во вто- ром случае стереотипна" "РИВОД к возникновению еджденТя "Р "РЇ-
шлого ограниченного о" " TЇ- ным всякое новое восприятие представителя, например,
той же самой группЫ опрашивается неприязнью. Воз- никновение такипреДУД зафиксировано в мно-
<рнтальных исследованиях, но ес- гочисленных экспериб" тественно что ониоСО"T отрицательно проявляют
яТесГов лаборатории, а в условиях реальной ссоя не в условиях л серьезный вред не только
" " Особой но и их взаимоотношени- Ї раненными являются этнические
еоеотипь"когда о> ограниченной информации "бьныхТредс--- каких-либо этнических аятые выводы относительно всей "" "Рсмотрим этот вопрос подробнее,
чТж"ваТноать вывод о том, что чрезвычайно сейчас же важно Wfl межличностной перцепции
зТта:"яетТой"---- исследовать соци- а.ьноТ психов проблему точности восприятия чело- века человеком. qi-от вопрос связан прежде всего с
Точность межлич- ещением более общей теоретико- ностной перцепции ,етодологической проблемы: что
вообще означает <точНОь> восприятия социальных объ- ектов. При восприятии физических объектов мы можем проверить точность ВОСПРИЯТИЯ, сопоставив его резуль- таты с объективной фиксацией, измерением некоторых качеств и свойств об- В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимаю- щим субъектом не с сопоставить, так как отсутст- вуют методики прямой регистрации многочисленных ка- честв личности другого человека. Конечно, определен- ную помощь могут в " У оказать различные личностные тесты но, во-первых, не существует тестов для выявления и ИЗРT характеристик чело- века (следовательно сопоставление, если и возможно, то только для тех харРT которых сущест- вуют тесты); во-втор о уже отмечалось, тест нельзя рассматривать к единственный инструмент ис-
следования личности, поскольку всякому личностному тесту присущи те или иные ограничения.
Ограниченность тестов, связанная как с ограничен- ным репертуаром замеряемых характеристик, так и с их общими познавательными возможностями, порожде- на тем, что в них фиксируется и измеряется то, что за- дано экспериментатором, а не то, что есть <на самом деле>. Поэтому всякое сопоставление, которое можно сделать подобным образом, есть всегда сопоставление с данными некоторого третьего лица, которые, в свою очередь, есть результат чьего-то познания другого чело- века. Аналогичная проблема возникает и в том случае, когда используется метод экспертных оценок. В качест- ве экспертов выбираются люди, хорошо знающие того человека, который выступает объектом восприятия. Их суждения о нем (<экспертные оценки>) сопоставляют- ся с данными субъекта восприятия. По сравнению с тестами экспертные оценки обладают важным преиму- ществом: здесь мы имеем дело с критерием, практиче- ски не лимитирующим выбор параметров межличност- ного восприятия", как это имеет место в случае приме- нения тестов. Эти экспертные оценки играют здесь роль того внешнего критерия, который представляет собой <объективные данные>. Но и в данном случае мы по существу имеем вновь два ряда субъективных сужде- ний: субъекта восприятия и эксперта (который тоже выступает субъектом восприятия, и, значит, его сужде- ния отнюдь не исключают элемента оценки).
Тем не менее и тесты и экспертные оценки в опреде- ленных случаях применяются в качестве внешнего кри- терия, хотя их применение не снимает основной трудно- сти. Эта трудность - отсутствие возможности прове- рить точность восприятия другого человека путем пря- мого сопоставления с данными объективных методик, заставляет искать иные подходы к самому пониманию проблемы и к путям ее решения.
Один из таких путей - осмысление всей совокупнос- ти <помех>, стоящих на пути межличностной перцепции. К таким <помехам> могут быть отнесены все рассмот- ренные нами механизмы, эффекты, возникающие в этом
" Жуков Ю. М. Проблемы измерения точности межличност- ного восприятия.-<Вести, Моск. ун-та. Сер. Психология>, 1978, Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|