|
Андреева Г.М. » Социальная психологияправлении. Далее, это может быть интердикция, т. е. тоже побуждение, но побуждение, не допускающее, на- оборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестаби-
лизация - рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.
Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образователь- ных системах, она не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя в конечном счете и в этом случае общее правило человеческой коммуникации дей- ствует. Сам характер сообщения может быть различ- ным: мера объективности может варьировать от нарочи- то <безразличного> тона изложения до включения в сам текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуника- лицом, от которого исходит инфор-
е. тем
тором, т. мация.
Средства коммуни- кации. Речь
Передача любой информации воз- лишь посредством знаков, точнее - знаковых систем. Суще- ствует несколько знаковых систем, которые использу- ются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы использу- ется речь) и невербальную коммуникацию (использу- ются различные неречевые знаковые системы). Однако этот второй вид сам требует более детального деления на различные формы. Исследования последних лет у нас и за рубежом дают богатый материал относитель- но форм невербальной коммуникации. Сегодня можно выделить четыре такие формы: кинесика, паралингви- стика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, и по- этому практически существует пять видов коммуника- тивного процесса. Каждый из них необходимо рассмот- реть в отдельности.
Вербальная коммуникация, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Под речью здесь понимается естественный звуко- вой язык, т. е. система фонетических знаков, включаю- щая два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуника- ции, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности
понимания ситуации всеми участниками коммуникатив- ного процесса, о которой речь шла выше:
При помощи речи осуществляется кодирование и де- кодирование информации: коммуникатор в процессе го- ворения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Термины <говорение> и <слушание> введены И. А. Зимней, как обозначение психологических компонентов ситуации вербальной ком- муникации.
В работах чехословацкого социального психолога Я. Яноушека последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С то- чки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К-С-Р (коммуникатор-сообщение-реципиент) асимметрична. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а за- тем воплощает его в систему знаков. Для <слушающе- го> смысл принимаемого сообщения раскрывается од- новременно с декодированием. В этом последнем слу- чае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.
Точность понимания слушающим смысла высказыва- ния может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена <коммуникативных ро- лей> (условный термин, обозначающий <говорящего> и <слушающего>), т. е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диа- лог, или диалогическая речь, как специфический вид <разговора>, представляет собой последовательную сме- ну коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. и происходит то явле- ние, которое было обозначено как <обогащение, разви- тие информации>.
Мера известной согласованности действий коммуни- катора и реципиента в ситуации попеременного приня-
тия ими этих ролей в большей степени зависит от их включенности в общий контекст деятельности. Сущест- вует много экспериментальных исследований, проведен- ных чехословацкими коллегами, в ходе которых выяв- лялась эта зависимость (в частности, исследований, по- священных установлению уровня оперирования совме- стными значениями употребляемых знаков). Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяет- ся тем, насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, а также ее двусторонний характер.
Вообще относительно использования речи, как неко- торой знаковой системы в процессе коммуникации, спра- ведливо все то, что говорилось о сущности коммуника- ции в целом. Это означает, что посредством речи не просто <движется информация>, но участники коммуни- кации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А. А. Леонтьев предлагает обоз- начать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает не столько различного адресата сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуника- ции.
В социальной психологии существует большое коли- чество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воз- действия. Совокупность определенных мер, направлен- ных на это, получила название <убеждающей коммуни- кации>, на основе которой разрабатывается так назы- ваемая экспериментальная риторика - искусство убе- ждения посредством речи. Для учета всех переменных, включенных в процесс речевой коммуникации, К. Хов- ландом предложена <матрица убеждающей коммуника- ции>, которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса с обозначением
Зимняя И. А. Психология говорения и слушания. Автореф. докт. дис. М" 1973.
Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. - В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М" 1975, с. 118.
всех его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей (а их предложено несколько) в том, что- бы при повышении эффективности воздействия не упус- тить ни один элемент процесса. Это можно показать на простейшей модели, предложенной в свое время амери- канским исследователем Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информа- ции (в частности, газет). Модель коммуникативного про- цесса, по Лассуэллу, включает пять элементов:
1) Кто? (передает сообщение)-Коммуникатор.
2) Что? (передается) -Сообщение (текст).
3) Как? (осуществляется - Канал. передача)
4) Кому? (направлено - Аудитория. сообщение)
5) С каким эффектом? - Эффективность.
По поводу каждого элемента этой схемы предпри- нято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности, выявлены типы его позиции во время комму- никативного процесса. Таких позиций может быть три: открытая - коммуникатор открыто объявляет себя сто- ронником излагаемой точки зрения, оценивает различ- ные факты в подтверждение этой точки зрения; отстра- ненная - коммуникатор держится подчеркнуто нейт- рально, сопоставляет противоречивые точки зрения, что не исключает ориентации на одну из них, но не заяв- ленную открыто; закрытая-коммуникатор умалчива- ет о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специ- альным мерам, чтобы скрыть ее. Естественно, что содер- жание каждой из этих позиций задается целью, зада- чей, которая преследуется в коммуникативном воздей- ствии, но важно, что принципиально каждая из назван- ных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия. Точно так же все- сторонне исследованы способы повышения воздействия текста сообщения. Именно в этой области применяется методика контент-анализа, устанавливающая определен- ные пропорции в соотношении различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории. Результаты исследования в этой области опровергли
традиционный для XIX в. взгляд, что логически и факти- цески обоснованная информация автоматически изменя- р-г поведение аудитории. Выяснилось (в экспериментах Клаппера), что никакого автоматизма в данном случае дет: в действительности, наиболее важным фактором оказалось взаимодействие информации и установок аудитории. Это обстоятельство дало жизнь целой серии исследований относительно роли установок аудитории в восприятии информации.
Легко видеть, что каждое из обозначенных здесь направлений исследования имеет большое прикладное значение, особенно в плане повышения эффективности средств массовой информации. Ниже мы остановимся на этом подробнее.
Рассмотренная схема играет определенную положи- тельную роль при познании способов и средств воздей- ствия в процессе коммуникации. Однако она и подоб- ные ей схемы фиксируют лишь структуру процесса ком- муникации, но ведь этот процесс включен в более слож- ное явление - общение, поэтому важно и в этой одной стороне общения увидеть его содержание. А содержа- ние это состоит в том, что в процессе коммуникации осу- ществляется взаимовлияние людей друг на друга. Что- бы полностью описать процесс взаимовлияния, недоста- точно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общаю- щихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обра- титься к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение, помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему дея- тельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других - неречевых - знаковых сис- тем. Как отмечал В, Г. Ананьев, речь дополняется не только экспрессивными реакциями поведения, но и семантикой его (т. е. смыслом поступков). Таким образом, коммуникативный процесс оказывается не- полным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств.
Невербальная ком- Первым среди них нужно назвать муникация оптико-кинетическую систему зна- ков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом эта оптико-кинетическая
система предстает как более или менее отчетливо вос- принимаемое свойство общей моторики, преимуществен- но различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жес- тикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные ре- акции человека, поэтому включение оптико-кинетичес- кой системы знаков в ситуацию коммуникации придаст общению нюансы. Эти нюансы оказываются неодно- значными при употреблении одних и тех же жестов, на- пример в различных национальных культурах. (Всем известны недоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы свер- ху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской <речи> это отрицание, и наоборот.) Значимость оптико-кинетической системы знаков в ком- муникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований - кинеси- ка, которая специально имеет дело с этими пробле- мами.
Паралингвистическая и экстралингвистическая сис- темы знаков представляют собой также <добавки> к вербальной коммуникации. Паралингвистическая систе- ма - это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая сис- тема - включение в речь пауз, других вкраплений, на- пример, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняют ту самую функцию фасцинации, о которой говорилось выше: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредст- вом дополнительных речевых включений, а <околорече- выми> приемами.
Пространство и время организации коммуникативно- го процесса выступают также особой знаковой систе- мой, несут смысловую нагрузку, как компоненты ком- муникативных ситуаций. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникнове- нию контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь опре- деленное значение отрицательного порядка. Эксперимен- тально доказано преимущество некоторых пространст-
венных форм организации общения, как для двух парт- неров по коммуникативному процессу, так и в массо- вых аудиториях.
Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных культурах, относительно временных ха- рактеристик общения выступают как своего рода до- полнения к семантически значимой информации. При- ход своевременно к началу дипломатических перегово- ров символизирует вежливость по отношению к собе- сед11;:ку, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сфе- рах (прежде всего, в дипломатии) разработаны в дета- лях различные возможные <допуски> опозданий с соот- ветствующими их значениями.
Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время уже большим экспериментальным материалом. Основатель проксеми- ки Э. Холл, который называет проксемику <простран- ственной психологией>, исследовал первые формы про- странственной организации общения у животных. В слу- чае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изуче- ния организации его пространства. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискусси- онных групп. Так, например, в ряде экспериментов по- казано, каким должно быть оптимальное размещение членов двух дискуссионных групп с точки зрения <удоб- ства> дискуссии. Естественно, что не средства проксеми- ки в состоянии обеспечить успех или неуспех в проведе- нии дискуссий; их содержание, течение, направление задаются гораздо более высокими содержательными уровнями человеческой деятельности (социальной при- надлежностью, позициями, целями участников дискус- сий). -
Оптимальная организация пространства общения играет определенную роль лишь <при прочих равных>
но даже и ради этой цели ее исследованием стоит зани. маться.
Ряд исследований в этой области связан с изучени- ем специфических наборов пространственных и времен- ных констант коммуникативных ситуаций. Эти более
пли менее четко вычлененные наборы получили назва- ние <хронотопов>.
Описаны, например, такие хронотопы, как хро- нотоп <больничной палаты>, <вагонного попутчика> и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это <вагонный попутчик>. Ис- следования таких хронотопов находятся в зачаточном состоянии, между тем они могли бы в значительной ме- ре способствовать выявлению механизмов коммуника- тивного влияния.
Следующая специфическая знаковая система, ис- пользуемая в коммуникативном процессе,-это <кон- такт глаз>, имеющий место в визуальном общении. Ис- следования в этой области ведутся в самые последние годы, они тесно связаны с общепсихологическими иссле- дованиями в области зрительного восприятия - движе- ния глаз. Контакт глазами на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ог- раничено, например пределами сугубо интимного обще- ния. Действительно, в первоначальных исследованиях этой проблемы <контакт глаз> был привязан к изуче- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|