|
Андреева Г.М. » Социальная психологияния о всем методическом вооружении социальной психо- логии, о существовании этой второй группы методов следует упомянуть. Среди первых нужно назвать: на- блюдение, обработку документов (в частности, контент- анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), раз- ного рода тесты (в том числе наиболее распространен- ный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). С некоторой долей условности можно здесь же назвать построение раз- личного рода шкал. (Эта доля условности объясняется тем, что любую шкалу можно интерпретировать и как средство обработки данных, а не только как средство их сбора).
Вряд ли целесообразно в общем курсе, да еще и в его начале подробно характеризовать каждый из этих методов. Логичнее указывать случаи их применения при изложении отдельных содержательных проблем со- циальной психологии, тогда такое изложение будет значительно понятнее. Сейчас необходимо дать лишь самую общую характеристику каждого метода и, глав- ное, обозначить те моменты, где в применении их встре- чаются определенные затруднения.
Наблюдение является <старым> методом социальной психологии и иногда противопоставляется эксперимен- ту как несовершенный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпа- ны в социальной психологии: в случае получения дан- ных об открытом поведении, о действиях индивидов ме- тод наблюдения играет весьма важную роль. Главная
" Там же.
проблема, которая встает при применении метода на- блюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы <прочтение> протокола наблюдения было понятно и дру- гому исследователю, а также могло быть интерпретиро- вано в терминах гипотезы. На обыденном языке этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое? Существует много раз- личных предложений для организации так называемого структурирования данных наблюдения, т. е. выделения заранее некоторых классов, например, взаимодействий личностей в группе, с последующей фиксацией количест- ва, частоты проявления этих взаимодействий и т. д. Ни- же будет подробно охарактеризована одна из таких по- пыток, предпринятых Р. Бейлсом. Вопрос о выделении классов наблюдаемых явлений есть по существу вопрос о единицах наблюдения, как известно, остро стоящий и в других разделах психологии. Вопрос о том, что счи- тать единицей наблюдения в социально-психологическом исследовании, может быть решен только отдельно для каждого конкретного случая при условии учета предме- та исследования. Другой принципиальный вопрос - это временной интервал, который можно считать достаточ- ным для фиксации каких-либо единиц наблюдения. Су- ществует много различных процедур для того, чтобы обеспечить фиксацию этих единиц в определенные про- межутки времени и их кодирование (например, процеду- ра Чеппла, Картера и др.). Как видно, метод наблюде- ния не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований.
Изучение документов имеет большое значение, по- скольку при помощи этого метода возможен анализ про- дуктов человеческой деятельности. Иногда существует необоснованное противопоставление метода изучения документов, например методу опросов, как метода <объ- ективного> методу <субъективному>. Вряд ли это про- тивопоставление уместно: ведь и в документах источни- ком информации выступает человек, следовательно, все проблемы, встающие при этом, остаются в силе. Конеч- но, мера <субъективности> документа различна в зави- симости от того, изучается ли официальный или сугубо личный документ, но она всегда присутствует. Особая
проблема возникает здесь еще и б связи с тем, что ин- терпретирует документ исследователь, т. е. тоже чело- век со своими собственными, присущими ему индивиду- альными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, спо- собность к пониманию текста. Проблема понимания - это особая проблема психологии, но здесь она включа- ется в процесс применения методики, следовательно, не может не приниматься во внимание. Для преодоления этого нового вида <субъективности> (интерпретации до- кумента исследователем) вводится особый прием, полу- чивший название <контент-анализ> (буквально: <анализ содержания>). Это особый, более или менее формализо- ванный метод анализа документа, когда в тексте выде- ляются специальные <единицы>, а затем подсчитывает- ся частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда ис- следователь имеет дело с большим массивом информа- ции, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социаль- ной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций. Ряд трудностей не снимается, конечно, и применением методики контент-анализа, например, сам процесс выделения единиц текста, естественно, во мно- гом зависит и от теоретической позиции исследователя, н от его личной компетентности, уровня его творческих возможностей. Как и при использовании многих дру- гих методов в социальной психологии, здесь причины успеха или неуспеха зависят от искусства исследова- теля.
Опросы - весьма распространенный прием в со- циально-психологических исследованиях, вызывающий, пожалуй, наибольшее число нареканий. Обычное на- правление критических замечаний выражается в недо- умении по поводу того, как же можно доверять инфор- мации, полученной из непосредственных ответов испы- туемых, по существу из их самоотчетов. Нужно сказать, что обвинения такого рода основаны или на недоразу- мении, или на абсолютной некомпетентности в области проведения опросов. Среди многочисленных видов опро- сов наибольшее распространение получают в социаль- ной психологии интервью и анкеты (особенно при иссле- дованиях проблем больших групп). Главные методоло-
гические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопрос- ника. Первое требование здесь - логика построения его, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял имен- но ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надеж- ной. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в определенном по- рядке, группировки в отдельные блоки и т. д. В литера- туре подробно описаны типичные ошибки, возникающие при неграмотном конструировании вопросника. Все это служит тому, чтобы вопросник не требовал ответов <в лоб>, чтобы содержание его было понятно автору, лишь при условии проведения определенного замысла, кото- рый изложен не в вопроснике, а в программе исследо- вания, в гипотезе, построенной исследователем. Никакая грамотно построенная анкета не предлагает вопросов по типу: <А какая у Вас на этот предмет установка?> Кон- струирование вопросника-труднейшая работа, она не может выполняться поспешно, ибо всякий плохой опрос- ник служит лишь компрометации метода.
Отдельная большая проблема - применение ин- тервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие ин- тервьюера и респондента (т. е. человека, отвечающего на вопросы). Это взаимодействие само по себе есть не- которое социально-психологическое явление, поэтому требует особого исследования. В ходе интервью прояв- ляются все описываемые в социальной психологии спо- собы воздействия одного человека на другого, действу- ют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество информации, может привносить еще одну разновидность <субъективности>, о которой речь шла выше. Но нужно иметь в виду, что все эти пробле- мы не являются новыми для социальной психологии (и не только для нее, но и для социологии тоже), по пово- ду каждой из них разработаны определенные <противо- ядия>, и задача заключается лишь в том, чтобы с долж- ной серьезностью относиться к овладению этими мето-
Лекции по методике конкретных социальных исследований. Под ред. Г. М. Андреевой. М" 1972.
дами. В противовес распространенному непрофессио- нальному взгляду, что опросы - самый <легкий> для применения метод, можно смело утверждать, что хоро- ший опрос-это самый <трудный> метод социально- психологического исследования.
Тесты не являются специфическим социально-психо- логическим методом, они широко применяются в раз- личных областях психологии. Когда говорят о примене- нии тестов в социальной психологии, имеют в виду ча- ще всего так называемые личностные тесты. Но и эта разновидность тестов, как известно, применяется и в общепсихологических исследованиях личности, поэтому никакой особой специфики в социально-психологическом исследовании для применения этого метода не имеется: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в советской общей психологии, являются справедливыми и здесь. Как известно, тест - это осо- бого рода испытание, в ходе которого испытуемый вы- полняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный харак- тер. Смысл последующей обработки состоит в том, что- бы при помощи <ключа> соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристи- ками личности, если речь идет о личностных тестах. Большинство таких тестов разработано в патопсихоло- гии, где их применение имеет смысл лишь в сочетании с методами клинического наблюдения. В определенных границах тесты дают важную информацию о характе- ристиках патологии личности. Обычно считают наи- большей слабостью личностных тестов то их качество, что они схватывают лишь какую-то одну сторону лич- ности. Этот недостаток частично преодолевается в слож- ных тестах, например, тесте Кеттела или тесте ММР1. Однако применение этих методов не в условиях пато- логии, а в условиях нормы (с чем и имеет дело социаль- ная психология) требует многих методологических кор- ректив. Самый главный вопрос, который встает здесь, - это вопрос о том, насколько значимы для личности пред- лагаемые ей задания и вопросы; в социально-психологи- ческом исследовании - насколько можно соотнести с тестовыми измерениями различных характеристик лич- ности ее деятельность в группе и т. д. Наиболее распро-
страненной ошибкой является иллюзия о том, что стоит провести массовое тестирование личностей в какой-то группе как все проблемы этой группы и личностей, ее составляющих, станут ясными. В социальной психоло- гии тесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их обязательно должны сопос- тавляться с данными, полученными при помощи других методов. К тому же применение тестов носит локальный характер еще и потому, что они преимущественно каса- ются лишь одного раздела социальной психологии - проблемы личности. Тестов же, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест. Но именно в силу его чрезвычай- ной распространенности, а также в силу того, что вокруг него идет сейчас весьма активная дискуссия, содержа- ние этого метода будет рассмотрено особо в разделе, посвященном малой группе.
Эксперимент выступает в качестве одного из основ- ных методов исследования в социальной психологии. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экс- периментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим пробле- мам в настоящее время. Уже на протяжении длитель- ного времени в социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лаборат(?нии"и естествен- ный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно произволь- ное введение экспериментатором независимых перемен- ных и контроль за ними, а также за изменениями зави- симых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный экспери- менты обладают своими собственными правилами. Осо- бенно дискуссионным для социальной психологии явля- ется вопрос о лабораторном эксперименте.
См.: Жуков Ю. М., Гржегоржевская И. А. Экспери- мент в социальной психологии: проблемы и перспективы.-В кн.: Методология и методы социальной психологии. М., 1977.
Дискуссионные проб- лемы применения методов социально- психологического исследования
В современной литературе обсуж- даются в этом плане две проблемы: какова экологическая валидность эксперимента, т. е. возможность распространения данных, получен- ных в эксперименте, на <реальную
жизнь>, и в чем опасность смещения данных в связи с особым подбором испытуемых. Как более принципиаль- ный методологический вопрос может еще быть выдви- нут вопрос о том, не утрачивается ли в лабораторном эксперименте реальная ткань общественных отношений, т. е. то самое <социальное>, которое и составляет важ- нейший контекст в социально-психологическом исследо- вании. Относительно первой из поставленных проблем существуют различные точки зрения. Многие авторы со- гласны с названной ограниченностью лабораторных экспериментов, другие считают, что от лабораторного эксперимента и не надо требовать экологической валид- ности, что его результаты заведомо не следует перено- сить в <реальную жизнь>, что в эксперименте следует лишь проверять отдельные положения теории, а для анализа реальных ситуаций нужно интерпретировать уже эти положения теории. Такого рода соображения могут, конечно, быть приняты в расчет, но не снимают всех проблем, поскольку проверка теории тоже вполне надежна лишь в ситуациях, близких к реальным.
Другая ограниченность связана со специфическим решением проблемы репрезентативности в лабораторном эксперименте. Обычно для эксперимента не считается обязательным соблюдение принципа репрезентативнос- ти, т. е. точного учета класса объектов, на которые мо- жно распространять результаты. Однако, что касается социальной психологии, здесь возникает такого рода смещение, которое нельзя не учитывать. Чтобы в лабо- раторных условиях собрать группу испытуемых, их надо на более или менее длительный срок <вырвать> из реальной жизнедеятельности. Понятно, что условие это настолько сложно, что чаще экспериментаторы идут по более легкому пути - используют тех испытуемых, кто ближе и доступнее. Чаще всего ими оказываются студенты психологических факультетов, притом те из них, которые выразили готовность, согласие прийти на эксперимент. Но именно этот факт и вызывает критику
(в США существует даже пренебрежительный термин <социальная психология второкурсников, иронически фиксирующий преобладающий контингент испытуе- мых - студентов психологических факультетов), так как в социальной психологии возрастной, профессио- нальный статус испытуемых играет весьма серьезную роль и названное смещение может сильно исказить ре- зультаты. Кроме того, и <готовность> работать с экспе- риментатором тоже означает своеобразное смещение выборки.
По сравнению с лабораторными экспериментами экс- перименты в естественных условиях обладают в перечи- сленных отношениях некоторыми преимуществами, но, в свою очередь, уступают по возможностям большей <чистоты> и точности. Если учесть важнейшее требова- ние социальной психологии - изучать реальные соци- альные группы, реальную деятельность личностей в них, то можно считать естественный эксперимент более пер- спективным методом социально-психологического иссле- дования. Что касается противоречия между точно- стью измерения и глубиной качественного (содержа- тельного) анализа данных, то это противоречие, дейст- вительно, существует, причем оно более глубоко и от- носится не только к проблемам экспериментального ме- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|