Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию для детей старшей группы (5-6 лет). Тема: «Полет на Луну»
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 56 «Капитошка» Пензенская область, г.Пенза
Воспитатели: Колбасова Лариса Викторовна, Пурахина Елена Александровна.
Время в режиме дня: 30 минут.
Задачи:
Скачать: Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию для детей старшей группы (5-6 лет). Тема: «Полет на Луну» (полный конспект)
Образовательные:
- уточнение представлений детей о профессии космонавта;
- совершенствовать умение соотносить количество предметов с графическим образом (цифрой);
- закреплять умение решать примеры на сложение;
- закрепить навыки порядкового счета в пределах 10 в обратном порядке; закрепить представление о числовом ряде;
- упражнять в умении уменьшать числа в пределах первого десятка на единицу;
- совершенствовать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме;
- совершенствовать умение устанавливать соотношение множеств «больше на…», «меньше на…»;
- закрепить умение различать и называть знакомые геометрические фигуры
- формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел
- совершенствовать умение составлять и решать задачи на сложение с опорой на наглядность;
Развивающие:
- совершенствовать умение согласовывать в роде и падеже имена существительные и числительные;
- активизация словаря: космос, космонавт, скафандр, ракета, планета, Луна.
- развивать умение понимать инструкцию взрослого и сохранять ее на протяжении выполнения задания;
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию? речи, умению аргументировать свои высказывания.
- Побуждать детей давать ответы полными, распространенными? предложениями
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
- Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу.
Методы работы: беседа, дидактическая игра, дидактическое упражнение, самостоятельная работа детей.
Оборудование: демонстрационный: фланелеграф; изображения 9 космических тарелок; карточки с цифрами от 0 до 10 на магнитах; 2 обруча; геометрические фигуры; магнитофон; аудиозапись; изображение ракеты.
Раздаточный: конверт с ракетой и цифрами на самоклеющейся основе; карточки с изображением геометрических фигур; карандаш; костюм; чемоданчик с приклеенной на нем перфокартой; карточки с цифрами на стульях.
Ход НОД.
Организационный момент. Беседа: «Космонавты – это кто?
В группе начинает звучать космическая музыка. На стене прикреплено панно «Звёздное небо»
- Дети, вы любите путешествовать? (да)
- Вы когда-нибудь путешествовали в космос? (нет)
- Как называется человек, который летает в космос? (космонавт)
- Подумайте и ответьте, каким должен быть космонавт? (смелым, сильным, здоровым, умным и т.д.)
- Скажите, на чём отправляется в полёт космонавт? (на ракете)
- Сегодня вы все космонавты. Что нужно космонавту, чтобы полететь в космос? (одежда, еда)
- Сегодня я вас приглашаю на космодром, откуда вот-вот взлетит ракета.
- Ну что ж я предлагаю вам, одеть костюмы, каждому взять по одному космическому чемоданчику (дети одевают костюмы, разбирают чемоданчики)
Упражнение «Сосчитай и найди свое место» (работа с перфокартами)
- Ракета уже готова к полету, но космонавты еще не заняли свои места. Обратите внимание, каждое посадочное место имеет свой номер. Что нарисовано на ваших чемоданчиках (примеры).
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы найти свое место в ракете (решить пример). Какое действие выполняется в ваших примерах (сложение)
- Посчитайте, сколько геометрических фигур получится у вас в ответе, найдите соответствующую цифру и займите свое место (дети выполняют задание)
Упражнение «Обратный отсчет»
- Вот и отлично. Все космонавты заняли свои места. Мы готовы? (да) тогда начинаем обратный отсчет! Я называю число, а вы последующее в обратном порядке. А Рому мы попросим на доске в правильном порядке выстроить числовой ряд цифр. Только после того, как мы посчитаем от 10 до 1, а Рома выложит в правильном порядке цифры, ракета взлетит. Готовы? Итак, 10. Алина следующее число будет (9), Леша (8), Лиза (7), Андрей (6), Леша (5), Сергей (4), Данила (3), Саша (2), Егор (1). У Ромы все правильно? (да) тогда взлетаем!
Дидактическая игра «Звезды»
- Посмотрите вокруг, как вы думаете, что это? (звезды)
- Каких форм звезды вы видите? (квадратные, овальные, треугольные)
- Звезды какой формы нет на небосклоне? (круглой)
- Непорядок! Надо бы исправить это! Мы космонавты, ученые, а значит нам это под силу. Приступаем к работе в открытом космосе.
- Обратите внимание это черная дыра, которая засосала в себя некоторые звезды из вселенной. Какие звезды вы тут видите? (ответы детей)
- Перед вами два отсека для сбора звезд (обращаю внимание детей на 2 обруча, которые лежат на полу, образуя три отдельных области пересечения). В первый отсек вы сложите все звезды оранжевого цвета, во второй отсек – все круглые звезды, а вот в центральный отсек, в область пересечения двух первых отсеков вы сложите звезды… как вы сами предполагаете какие (ответы детей).
Верно: круглые оранжевые звезды.
Задание понятно? Приступайте.
Дети собирают звезды и раскладывают их в отсеки.
- Итак, сколько звезд в первом отсеке (10)
- Сосчитайте звезды внутри второго отсека (9)
- Каких звезд больше? (оранжевых звезд больше)
- На сколько (на 1)
- А сколько звезд удалось собрать в центральный отсек? (9)
- В каком отсеке звезд больше? (в первом)
- В каких отсеках звезд одинаковое количество (во втором и центральном)
- Звезды спасены, а нам предстоит вновь занять свои места и срочно лететь на Луну, оттуда пришел сигнал бедствия.
Дети занимают свои места. Играет космическая музыка.
- Вот мы и на Луне. А вот и письмо от жителей Луны. А где же они сами? (предположения детей) Может быть ребята, они нас боятся. Но мы здесь, чтобы им помочь. Вот послушайте, что пишут:
«Дорогие ребята, у нас случилась беда – злой ученый похитил нашего командира, а нам оставил лишь это. Пока мы не решим все задачи, командир останется у него в плену»
- Ребята, поможем жителям? (да)
Дидактическая игра: «Заполни ракеты космонавтами»
- Сейчас я каждому из вас раздам конверты. Откройте их. Что там находится? (ракета и цифры). Что мы с вами должны сделать: надо узнать, сколько космонавтов летит в ракете. Вот моя ракета (показываю ракету, в носовой части которой нарисована цифра 7. В первом иллюминаторе изображены 2 космонавта, а второй иллюминатор пуст) В этой ракете летит 7 космонавтов, но видим мы только 2 (показываю на цифру 7 и 2). Так сколько космонавтов мы не видим (5 космонавтов) Верно! Я нахожу цифру 5, отклеиваю защитный слой и приклеиваю в пустое окошко. Итак, ребята, приступайте к своим заданиям (дети выполняют задание)
- Алина, сколько в твоей ракете космонавтов? (7 космонавтов)
- Сколько космонавтов было видно сначала? (4 космонавта)
- Какую цифру ты вклеила в пустое окошко? (3 космонавта)
- Молодец! Алеша, сколько космонавтов летит в твоей ракете (7 космонавтов)
- Какое число космонавтов тебе было известно сначала? (1 космонавт)
- Какую цифру ты вклеил? (6 космонавтов)
- Отлично! С первым заданием мы справились!
Дидактическое упражнение «Найди и заштрихуй квадраты»
- Следующим заданием Злого Ученого будет вот таким! Каждому из вас я раздам карточки. Что на них изображено? (геометрические фигуры) Какие геометрические фигуры вы видите? (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) Хорошо. Вашей задачей будет, как можно быстрее найти и заштриховать все квадраты на этих карточках. Но прежде давайте вспомним свойства квадрата (у квадрата 4 угла, 4 равные стороны) Готовы? Приступайте!
Дети выполняют задание.
Физкультминутка
Раз-два-три летит ракета — дети поднимают руки вверх, выполняют повороты Три-четыре – зведолёт. наклоны корпусом вправо-влево До свидания, планета, поднимают руки вверх и машут Мы отправились в полёт! круг руками, соединив ладошки
Чтоб добраться до луны, поочередные махи руками вверх-вниз Быть мы дружными должны. берутся за руки, сходятся Посмотри в иллюминатор, друг, приставляют руки к лицу, образуя круг Чудеса одни вокруг! руки на пояс – повернуться вокруг себя
Упражнение «Составь задачу по набору картинок»
- Отлично. С двумя заданиями мы справились! Осталось третье. Хотите знать какое? Нам необходимо составить задачу по предложенным предметам.
Перед детьми фланелеграф, в верхнем ряду выставлены изображения 6 космических тарелок, в нижнем ряду еще 3 изображения космических тарелок.
- На какое математическое действие будем составлять задачу? (сложение)
- Хорошо. Давайте вспомним, из каких условных частей состоит задача (условие, вопрос).
- Молодцы! Кто готов уже рассказать условие задачи? (ответы детей)
- Каким будет вопрос в нашей задаче? (ответы детей)
- С чего надо начинать решение нашей задачи? (ответы детей)
- Каким будет ответ? (9)
- Ну, вот и с третьим заданием мы справились удачно! Теперь отправляем письмо с нашими решениями жителям Луны. Им наверняка это поможет. А наше время с вами заканчивается. Нам пора возвращаться на нашу планету Земля. Поэтому, уважаемые космонавты, я прошу вас занять свои места, пристегнуться, мы отправляемся.
Итог.
- Вот мы и прибыли в наш детский сад. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
- Вам показались сложными задания Злого ученого? (ответы детей)
- Что вам было делать легко? (ответы детей)
- Что у вас вызвало затруднения? (ответы детей)
- Может вам хочется слетать еще куда-нибудь? (ответы детей)
- Ну, тогда я предлагаю вам продолжить ваши путешествия во вселенной. Может где-то кто-то ждет вашей помощи.
Дети отправляются играть в космонавтов. Непосредственно образовательная деятельность перетекает в совместную деятельность.
Анализ НОД по развитию элементарных математических представлений
Тема «Полет на Луну»
Дата проведения 09. 11. 2016
Возрастная группа старшая группа (5-6 лет)
Количество детей 17
Начало фрагмента НОД 9.00 Окончание фрагмента НОД 9.25
Структура занятия:
- вводная часть – организация детей (3 минуты)
- основная часть – практическая деятельность (19 минут)
- заключительная часть – подведение итогов (3 минуты)
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.
Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было сделано с помощью беседы «Космонавты – кто это?» Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение проблемно-игровой ситуации: последовательное решение игровых заданий (квест).
Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности был введен отрицательный герой Злой Ученый. На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности он испытывает детей, предлагая им решать задания. Как только дети справляются с предыдущим заданием, они имеют возможность двигаться дальше.
Основная часть НОД – это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.
В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка
Упражнение «Сосчитай и найди свое место» (работа с перфокартами)
Задачи: совершенствовать умение соотносить количество предметов с графическим образом (цифрой), закреплять умение решать примеры на сложение, развивать внимание и мышление.
Упражнение «Обратный отсчет»
Задача: закрепить навыки порядкового счета в пределах 10 в обратном порядке; закрепить представление о числовом ряде; упражнять в умении уменьшать числа в пределах первого десятка на единицу; упражнять детей в умении слушать своих товарищей.
Дидактическая игра «Звезды»
Задачи: совершенствовать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме; совершенствовать умение устанавливать соотношение множеств «больше на…», «меньше на…»; закрепить умение различать и называть знакомые геометрические фигуры.
Дидактическая игра: «Заполни ракеты космонавтами»
Задачи: формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел, совершенствовать умение согласовывать в роде и падеже имена существительные и числительные; развивать умение понимать инструкцию взрослого и сохранять ее на протяжении выполнения задания.
Дидактическое упражнение «Найди и заштрихуй квадраты»
Задачи: закрепить представления о свойствах квадрата, совершенствовать умение быстро визуально находить нужную геометрическую фигуру, развивать произвольное внимание, мелкую моторику
В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкульминутка.
Задачи: обогащать двигательный опыт детей (правильное выполнение движений в соответствии с образцом взрослого); развивать общую моторику.
Упражнение «Составь задачу по набору картинок»
Задачи: совершенствовать умение составлять и решать задачи на сложение с опорой на наглядность; развивать речь при составлении задач.
Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.
Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка. Для достижения результатов каждым ребёнком в процессе деятельности был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка.
Для решения учебных задач использовались дидактические пособия, направленные на совершенствование навыков математического моделирования, развитие логического мышления, памяти, внимания, слухового восприятия.
В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.
По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:
- дети успешно справились с заданиями, решив все предложенные задания Злого Ученого – тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности
- дети усовершенствовали навык составления задач по набору картинок
- дети усовершенствовали знания геометрических фигур и числового ряда.
Поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени – 25 минут.
Положительные моменты:
В целом совместная деятельность воспитателя и детей прошла на высоком эмоциональном уровне, дети остались довольны таким общением. Актуальность темы непосредственно образовательной деятельности подобранна в соответствии с возрастом и спецификой. Для снятия усталости в процессе самого занятия была проведена физкультминутка по теме.
Дети в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности проявляли инициативу в общении с воспитателем, активно слушали. Воспитатель в процессе работы учитывает индивидуальные и психические особенности каждого ребенка.
Выводы, рекомендации:
Задачи НОД подобраны в соответствии с возрастом детей, но выполнены они не в полном объеме. Вместе с тем те задачи, которые выполнить удалось раскрыть в достаточной мере.
По итогам педагогу были даны следующие рекомендации:
- в процессе подготовки к НОД более тщательно подбирать демонстрационный и раздаточный материал, рациональнее его размещать.
- соблюдая санитарно-гигиенические требования во время НОД, использовать разнообразные формы организации детей в процессе НОД (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей).
- методы организации работы с детьми не совсем оправданны и рациональны, поэтому была дана рекомендация внимательнее относиться к подбору методов и приемов организации работы детей и подачи материала.
- обратить внимание на культуру речи и точность формулировки вопросов к детям.
|