Управление общего образования Ртищевского муниципального района Саратовской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовской области»
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» для детей старшей группы Тема: «Весна в степи»
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100»
Воспитатель: Суслова Татьяна Юрьевна г. Ртищево 2013
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий степи; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных; закрепить знания детей о природных особенностях весенних месяцев; Создать условия для развития связной речи у детей: развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы, познакомить с новыми словами (новые слова выделенны в тексте жирным шрифтом).
Материалы к занятию: мультимедийный проектор; макет парохода; цветок с 12 лепестками; аудиозапись отплывающего парохода, ручейка, пения птиц; два небольших куска ткани, одинакового размера.
Подготовка к НОД: перед началом НОД куски ткани намочить, отжать и положить на батарею, причем один – в расправленном виде, другой – туго свернутый.
Ход НОД:
Макет парохода накрыт тканью.
Игра «Путешествие на пароходе»
-В прошлый раз мы побывали с вами на ярмарке, отдохнули, повеселились. Пора продолжать путешествие.
-Вспомните, на каких видах транспорта мы уже перемещались с места на место? (На самолете, на поезде, даже на ковре – самолете)
-Отгадав мою загадку, вы узнаете, на чем сегодня мы отправимся в путешествие:
По волнам плывет отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое? ...
(Пароход)
Открыть макет парохода.
-Вы уже знаете, что, где бы человек ни находился, он должен соблюдать определенные правила. Для чего? (Чтобы уберечь себя от опасности, чтобы не мешать другим людям работать и отдыхать)
-Как вы думаете, какое самое главное правило надо соблюдать на корабле? (Не перегибаться через борт!)
Итак, в путь! А путь нам предстоит долгий и интересный. Слайд 1(Садимся в пароход и «плывем». Аудиозапись звуков отплывающего парохода и плеска волн).
-Ребята, а вам интересно узнать куда мы плывем? Я предлагаю вам поиграть.
Игра «Посмотри и назови»
На столе карточки с изображением пейзажей: Северный полюс, тундра, тайга, смешанный лес, г. Москва, Австралия, Антарктида, степь, Америка. Дети, выбирая знакомые пейзажи, находят один незнакомый – степи.
-Мы с вами оказались в степи. Слайд 2 Здесь нет деревьев, одна трава. Огромные просторы!
-Какие места, в которых мы с вами уже бывали, напоминает степь? (Она напоминает тундру. Слайд 3 Так же, как и там, в степи нет деревьев)
-Вспомните, почему отсутствуют деревья в тундре? (Слишком долгая и суровая зима, вечная мерзлота)
-Но ведь в степи лето длинное и жаркое. Чтобы понять, почему же нет деревьев в степи, рассмотрим наши кусочки ткани.
-Какой из них высох? Тот, что был расправлен. Другой, свернутый, остался сырым. В степи очень мало дождей. Попробуйте сравнить листья деревьев и траву с нашей тканью.
-На что похожи листья? Слайд 4 (На расправленную ткань)
-В жару листья очень быстро высыхают. А трава и цветы с их узкими и мелкими листьями способны экономить воду. Слайд 5
-Весна – чудесное время. Вся степь зеленеет. Как вы думаете почему? Слайд 6 (Земля еще пропитана талой водой)
-Но летом стоит такая жара, что вода очень быстро испаряется и растения не успевают вдоволь напиться. Слайд 7
-Где же они берут воду летом? У степных растений очень длинные и густые корни, которые берут влагу из земли.
-Как вы думаете, какие животные живут в этих местах? (Травоядные)
-Раньше их было очень много: дикие лошади, бизоны, сайгаки. Слайд 8-10
-Но люди все больше места в степях занимали под поля, сады, пастбища. Негде стало жить крупным травоядным животным. Дикие лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, их даже занесли в Красную книгу.
-Сейчас в степи много грызунов. Это тушканчики, суслики, сурки, хомяки. Слайд 11-12
-Их норы находятся глубоко под землей, там не так жарко. А еду они себе находят на поверхности.
Физкультминутка «Хомка – Хомячок» (выполняется 2 – 3 раза, дети выполняют движения в соответствии со словами)
Хомка – хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щеки моет, шейку трет. Подметает хомка хату И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать.
-Да, в степи сейчас весна. А какое время года у нас? Как узнали мы, что весна пришла? (Дети перечисляют известные им признаки наступления весны)
-Правильно, пришла весна. А какой цвет у весны, как вы думаете? (Зеленый) Приклеим на наш цветок «весенние» лепестки.
-Сколько их? (Три) Все верно, а какой первый месяц весны?
Первый месяц весны – март. Март открывает весну. В народе март прозвали зимобором. Слайд 13
-За что, как вы думаете? (В марте зима с весной борется)
-Еще называют его капельником. Почему? (В марте появляются сосульки на крышах и когда солнце греет они тают) Слайд 14 -В марте прилетают первые перелетные птицы. «Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг» - что это за птица? (Грач) Слайд 15
-В народе говорят: «Грачи на дворе – весна на горе», «Грач зиму расклевал». Какой следующий месяц идет за мартом? (За мартом апрель идет) -В апреле весна вволю разгулялась. Не случайно прозвали этот месяц снегогоном. Слайд 16
-О чем говорит нам это название? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега)
-Апрель – месяц говорливой воды. Послушайте, что это значит. (Звучит аудиозапись ручейка). -Апрельские ручьи землю будят. Что это значит? (Теплые весенние воды смыли зимнюю грязь, согрели землю)
-Там, где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. Какие? Подснежники. Слайд 17
-Какие весенние цветы вы еще знаете? Слайд 18 (Мать – и – мачеха. Обсудить почему именно так назван цветок.)
-В апреле возвращаются перелетные птицы из теплых стран. А каких перелетных птиц знаете вы? (Кукушка, соловей, журавли и т.д.) Слайд 19
-Ребята, а кто это?
Он прилетает каждый год Туда, где домик его ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет.
(Скворец)
-Правильно, это скворец. Где же живет скворец, когда прилетит? (В скворечнике) Слайд 20
-Прилетел скворец и сразу начинает искать место для гнезда – дупло или скворечник. Если скворчихе место не понравится, птицы ищут другое. Выбрав жилище, они убирают из него старую подстилку и мусор. После этого устилают дно скворечника сухой травой и пухом.
-А какой последний месяц весны? (Май) -Правильно. Май – месяц зелени и цветов. Называют его травень, цветень. Почему, как вы думаете? «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». Слайд 21-23
-Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и песенник. Почему? (Все перелетные птицы вернулись из теплых стран и уже успели свить себе гнезда)
-Самым красивым певцом леса – считают соловья. (Аудиозапись пения птиц)
-Звонок, весел май, но и неустойчив, крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.
- Ребята, у весны три долга, три завета:
1.Тьму зимнюю одолеть – март с нею справляется.
2.Снег согнать, землю разбудить – забота апреля.
3.Маю достается долг зелень привести – май лес наряжает, лето в гости ожидает.
-Путешествие наше подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад, где мы с вами дождемся прихода весны и проверим все приметы. Занимайте свои места на палубе – наш пароход готов отплыть. (Звучит аудиозапись отплывающего парохода)
Итог занятия
-Какие новые слова вы сегодня узнали?
-О каких животных вы узнали во время нашего путешествия?
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если да, то поднимите зеленую карточку, если нет – красную, если вы хотели бы что – то изменить в нашем путешествие – желтую.
-А что тебе понравилось, Маша (Кристина, Алеша и т.д.)? (Выслушать ответы всех детей)
|