Направление: познавательно – речевое
Образовательная область: познание
Интеграция: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физкультура», «Музыка», «Художественное творчество».
Цель: систематизировать знания детей о первых признаках весны.
Задачи:
- · Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.
- · Развивать внимание, память, активизировать речь детей.
- · Расширять словарный запас детей (капель, проталины, вьюга, метель и т.п.)
- · Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, строить сложные предложения.
- · Устанавливать причинно-следственные связи явлений природы: солнце пригревает, тает снег, капают сосульки, появляются проталины, набухают почки и т.д. решать противоречия,
- · Закрепить навыки рисования сухой кистью
Предварительная работа:
- наблюдения за первыми признаками весны: капель, таяние снега, ручьи, набухание почек на деревьях, яркость солнца, появление перелётных птиц и др.;
- рассматривание репродукций картин русских художников и иллюстраций о весне;
- чтение книг и разучивание стихотворений о весне.
Материал к занятию: грамзапись (мелодии на весеннюю тематику, звуки капели), мягкая игрушка белого медведя, игра «Перепутанные картинки», 2 мольберта, модели маленьких человечков, сосулька, накидка для тучки, солнце, заготовки зелени для рисования цветов одуванчика, подносы с изобразительными инструментами (гуашь, жесткая кисть, стаканчик), фото одуванчика, корзинка.
Литература:
- Журнал «Дошкольное воспитание» №12 ’12.
- Журнал «Воспитатель» №1 ’13.
- Парциальная программа «Юный эколог».
- Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.
- «Экологическое воспитание дошкольников» практическое пособие / Под ред. Л.Н. Прохоровой.
- «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» Л.И. Егоренков.
Ход занятия:
Ребята, возьмитесь за руки и послушайте:
(звучит музыка, воспитатель читает стихотворение Г. Ладонщикова «Весна»).
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю согревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
- Ребята, как бы вы назвали это стихотворение? Почему? О чём говорится в стихотворении? Это признаки какого времени года?
- Всё, что мы сейчас назвали: ночь становится короче, тёплый ветер дует с юга, капель, солнце пригревает, тает снег – всё это признаки весны (вывод делают дети).
- Какие признаки вы ещё знаете?
- Солнце светит ярче и чаще, поэтому становится теплее.
- На деревьях, кустарниках появляются маленькие почки, нежные листочки.
- Появляются первые весенние цветы.
- Прилетают птицы и они вьют гнёзда.
- Появляются насекомые.
- Просыпаются после зимней спячки звери в лесу.
- Появляются проталины.
- Мы заговорили о весне не случайно. К нам должен прийти важный гость. А кто это будет, вы узнаете из игры «Да-нет-ка» (дети задают воспитателю вопросы, на которые он может ответить только положительно или отрицательно, сопоставив ответы, дети отгадывают загаданного зверя).
(Проводится игра «Да-нет-ка». Воспитатель вносит игрушку белого медвежонка).
- Познакомьтесь, это медвежонок Умка. Он прибыл к нам издалека, с Северного полюса, там ещё длится зима: воют вьюги, метут метели. А Умке так хочется узнать, что такое весна.
-Посмотрите, Умка что-то принёс в коробке, на которой нарисованы снежинка и сосулька. Посмотрим, что в ней?
- Здесь перепутаны картинки. Попробуем их разобрать. Справа, около зеленого кружка, повесим картинки с признаками весны, а слева, около синего кружка, с признаками зимы (дети выполняют задание на магнитной доске).
Звучит запись капающей воды.
- Ребята, послушайте, что это может быть? (капает кран, течёт вода, тают сосульки)
- Правильно, так плачут сосульки. Почему говорят, что сосульки плачут? (потому что они тают, капают и капельки похожи на слёзки)
- Посмотрите, у меня тоже есть сосулька. Вы можете её потрогать. Какая она? (холодная, мокрая, сырая, прозрачная, острая, ледяная, твердая, если по ней постучать, звонкая) Правильно, сосулька твердая, она состоит из льда – замершей воды.
-Но вот мы дотрагиваемся до сосульки рукой, держим её в ладошке. Что же получается? (сосулька тает, капает вода). Правильно, твердый, холодный лед от тепла начинает таять и превращается в воду.
- Где мы ещё можем встретить воду?
(дома в кране, в чайнике, на улице тает снег, бегут ручьи, в реке…)
П/и «Ходят капельки по кругу»
- Ребята, мы поиграем с вами в волшебную игру, но для этого вам нужно превратиться в маленькие капельки дождя (звучит музыка, напоминающая дождь). Итак,
Дождик, дождик
Целый день барабанит в окна
Вот уже и вся земля
От воды промокла.
(дети превращаются в капельки дождя и достают из-под одежды капельки - подвески)
- Я – мама Тучка (воспитатель одевает накидку), а вы мои детки – капельки.
(под музыку капельки разбегаются, прыгают, танцуют; мама Тучка показывает, что им делать)
- Полетели капельки на землю (прыгают, играют). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (делятся на две команды, взявшись за пояс, начинают быстро передвигаться). Встретились ручейки и стали одной большой рекой (соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в озеро (перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали – плавали капельки в озере, а потом и вспомнили, что мама Тучка наказала им домой вернуться (присели, отпустили руки). А тут как раз солнышко пригрело (достает муляж солнца) Стали капельки легкими, потянулись вверх (встают). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели? Прохожим за воротники не лезли? Не брызгались? Теперь с мамой побудьте, она по вам соскучилась (обнять всех детей).
- Ребята, о каких водоемах говорилось в нашей игре? (ручейки, речка, озеро)
- Скажите, пожалуйста, а какие реки и озера есть у нас в Мончегорске?
(р. Монча, оз. Имандра, Лумболка, Комсомольское)
- Вот, Умка, видишь, как много дети знают о воде.
- Ребята, а давайте порадуем Умку весенним букетом.
- Какие цветы на Севере появляются одними из первых весной? (одуванчики)
- Посмотрите внимательно, в нашей группе где-то спрятался этот цветочек (ищут фото цветка).
- Давайте его рассмотрим. Что есть у одуванчика? (стебелек, листочки, бутон)
- Стебелек, какой? (тоненький, хрупкий)
- Листочки, какие? (длинные, резные)
- Какого цвета стебелек и листочки? (зеленого)
- Посмотрите у наших одуванчиков чего-то не хватает? (бутона)
- Каким цветом нарисуем бутон? (желтым)
- Молодцы! Правильно ответили, а сейчас можно приступить к рисованию цветка одуванчика (в процессе рисования провожу индивидуальную работу с детьми; по окончании работ вывешиваю одуванчики на панно)
- Необыкновенной красоты получилась наша полянка! Каждый одуванчик красив по-своему. Этот еще мал, но он старается изо всех сил пробиться к солнышку и погреться в его лучах. А у (имя) одуванчик пробился самым первым, потому что он большой и яркий, ему солнечного тепла досталось больше всех и т. д.
-Вот наш замечательный весенний букет и готов. Но как Умка повезёт его домой? (дети решают проблемную ситуацию)
Для того чтобы Умка забрал с собой букет, нужно подождать чтобы он подсох, а пока мы «соберем в корзинку на память Умке признаки весны», пользуясь фразой: весна наступила, если… (дети перечисляют признаки весны, собирают букет для Умки, прощаются с ним и покидают группу).
|