Разработал воспитатель Дорош Вера Сергеевна Москва, 2020 год
Цели:
- Ознакомить детей с представлением о воде, её свойствах.
- Развивать умение последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас, использовать в речи качественные прилагательные.
- Вызывать интерес к природе, её явлениям, воспитывать бережное отношение к воде.
- Развивать память, мышление.
- Учить понимать причинно – следственные связи.
Оборудование: слайды с изображениями к сказке; Капелька из воздушного шарика; кресло для Капельки; стаканы с водой; емкости разной формы гуашь; лед; термос с кипятком; схемы состояний воды; схемы свойств воды; картинки к игре «Кому нужна вода?»; музыка Моцарта «Времена года»; настольная игра «Капитошка».
Организация и методика проведения
1 часть. Организационный момент.
Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
Чтобы много узнать, нам с вами нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку. Спинки должны быть ровными и красивыми.
2 часть.
- Послушайте, я сейчас вам загадаю загадки. А вы должны быть внимательными и отгадать их.
Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без …
(Воды)
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу.
(Вода)
- О чём эти загадки? (о воде) Значит о чём мы сегодня будем говорить? (о воде)
- Да сегодня ребята мы будем говорить о воде.
- Из чего состоит вода? Правильно, в ней много – много капелек, и одна такая капелька пришла к нам в гости, чтобы рассказать историю о том, как она путешествует.
3 часть. Рассказ сказки про капельку.
«Жила – была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже.
После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужу постепенно замёрзла – и капелька превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замёрзла, ведь она теперь не могла двигаться.
Становилось всё теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька стала очень лёгкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако. Капелька сидела на своём облачке и мечтала вновь вернуться на землю.»
4 часть. Беседа по содержанию сказки.
- О чём эта сказка?
- Что интересного случилось с капелькой?
- Во что может превратиться капелька?
5 часть. Физкультминутка под музыку – массаж спины «Дождик».
Дети встают «паровозиком»
Дождик бегает по крыше — Бом, бом, бом!
По весёлой звонкой крыше — Бом, бом, бом! Похлопывание ладонями по спине
Дома, дома посидите — Бом, бом, бом!
Никуда не выходите — Бом, бом, бом! Постукивание пальцами
Почитайте, поиграйте — Бом, бом, бом!
А уйду — тогда гуляйте — Бом, бом, бом! Поколачивание кулачками
Дождик бегает по крыше — Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше — Бом, бом, бом! Поглаживание ладонями
Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж
6 часть. Опыты
- Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Надо доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды.
Опыт №1: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. “Льется вода? Почему? ”.
Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт №2: “Вода прозрачная”
- Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой).
Опыт №3 “У воды нет вкуса”
-Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №4 “У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №5: “Вода не имеет формы”
Сравни форму воды в стакане, банке, бутылке. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
– Что можно сказать о форме воды?
Вывод: вода не имеет формы.
Опыт №6: “Лед – твердая вода”
Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают. Что осталось на ладошке?
Вывод: лед, снег – тоже вода.
Опыт №7: “Пар – это тоже вода”
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить стекло.
Вывод: пар – это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?
Воспитатель выставляет схемы с разными состояниями воды и свойствами воды. Дети называют по схемам, какой бывает вода и ее свойства.
7 часть. Игра «Кому нужна вода?»
- Давайте поиграем в игру «Кому нужна вода?» — подойдите к столу.
- Посадим нашу Капельку на стол, а вы подберёте картинки «Кому нужна вода?», и почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки и объясняют)
8 часть. Итог занятия.
- Ребята, Капельке пора возвращаться на облако, к своим сестричкам, а на прощание давайте подарим ей стихотворение (читает ребенок):
В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратиться, то в лед, Растает – и снова в поход!
По горным вершинам, Широким долинам, Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь В природу вглядитесь Вас окружает везде и всегда Эта волшебница – ВОДА!
Воспитатель «сажает» Капельку на облако, прикрепленное к потолку нитками. Дети машут на прощание руками (звучит музыка)
Воспитатель: Не грустите, ребята, придет время, и прольется Капелька со своими подружками на землю теплым, ласковым дождем. Свершится маленькое чудо: взойдет трава, распустятся листочки на деревьях, расцветут цветы. И совершит это чудо маленькая Капелька.
Посмотрите, ребята, Капелька оставила нам подарок.
Воспитатель развязывает ленточку на коробке, в которой лежит игра «Капитошка», предлагает детям в нее поиграть.
|