ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 23 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать конспект
Автор-составитель Воспитатель Дрыгина Наталья Алексеевна Санкт-Петербург 2015 г
- Конспект совместной деятельности
- Возраст детей: 6-7 лет
- Количество детей: 8 человек
- Длительность НОД: предположительно 30 минут
Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста новые знания о воде и её разных состояниях в природе путём детского экспериментирования.
Задачи:
- Образовательные задачи:
- расширять детский кругозор новыми знаниями
- углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах воды
- расширять представления детей об окружающем мире
- включить детей в исследовательскую деятельность.
- Воспитательные задачи:
- воспитывать в детях желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками
- воспитывать желание работать в команде
- расширять представления о правилах поведения при проведении опытов и экспериментов.
- Развивающие задачи:
- развить любознательность, пытливость, наблюдательность, познавательные мотивы и интересы
- развивать умение самостоятельно мыслить, уметь делать выводы, решать проблемные задачи
- развивать желание пользоваться специальной терминологией, выдвигать гипотезы.
Современные технологии, использованные в НОД
- Системно-деятельностный подход (деятельностная технология – способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность и быть её субъектом);
- Личностно-ориентированная технология;
- Здоровьесберегающая технология;
- Информационно-компьютерная технология;
- Исследовательская технология (проблемно-поисковая – обучение через открытие).
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, компьютер, фартуки для труда, различные ёмкости для воды, материалы для экспериментов (вода питьевая, лёд, пуговицы, чашка Петри, термос), игра «Три состояния», магнитные доски, карточки, схемы-алгоритмы, столы для экспериментов.
Предварительная работа: расстановка мебели, наполнение стеклянных ёмкостей водой, льдом, подготовка и раскладка дополнительных материалов, проверка мультимедийной системы.
Конспект открытого занятия
В начале занятия здороваюсь и знакомлюсь с детьми. Потом сообщаю, что по дороге у детского сада встретила почтальона.
Он передал письмо и посылку для детей. Рассматривая письмо, дети узнают, что это послание от капельки. Все вместе читаем письмо от Капельки, и выясняем, что ей требуется помощь.
Письмо:
Здравствуйте дорогие дети!
Меня зовут Капелька. У меня большое горе. Было нас три сестрички капельки, друг на друга так похожие, как три капли воды.
Вдруг выглянуло яркое палящее солнышко, и одна моя сестричка капелька превратилась в Паринку. Сказала, что совсем на нас не похожа и улетела от нас на облачко.
Вдруг стукнул сильный мороз, и вторая моя сестричка капелька превратилась в Льдинку-снежинку. Сказала, что совсем на меня не похожа. И улетела жить к сосулькам на крышу.
Осталась я одна, сижу и горюю, слезами обливаюсь. Помогите мне дети, доказать, что Паринка и Льдинка-снежинка мои родные сестрички.
Начинаем выяснять с детьми, как можно помочь. Вспоминаем, что осталась не открытая посылка. Знакомимся с её содержимым. В посылке фартуки с маркировкой Капельки и Снежинки. Одевая фартуки, дети предполагают, что нужно разделится на две команды. В процессе одевания, вспоминаем, кому и для чего нужна защитная одежда, а так же о безопасном поведении в лаборатории.
Поделившись на две команды, дети расходятся по своим лабораториям, выполняют задания самостоятельно.
Эксперименты у двух команд разные:
У команды Капельки задание – определить по каким признакам Капелька может быть похожа на своих сестричек. Дети рассматривают схему-алгоритм и приступают к работе. Выводами служат карточки с ассоциациями.
У команды Льдинки-снежинки другое задание – дети доказывают Льдинке-снежинке, что она сестричка Капельки и похожа на неё тем, что она тоже состоит из воды. Дети внимательно изучают схему–алгоритм и приступают к исследованиям. Выводами служат карточки с ассоциациями.
В процессе опытов подхожу попеременно к каждой команде, помогая, если ребёнку что-то не понятно, или есть какие-то затруднения.
Обе команды заканчивают опыты, присаживаются на свои стульчики. Дети из одной и другой команды по очереди описывают опыты, делают выводы, и выкладывают карточки ассоциации на большие общие схемы-алгоритмы.
В процессе выводов выясняем, что вода имеет свойство текучести и прозрачности. А лёд тает, переходит из твёрдого состояния в жидкое. И
лёд став водой тоже имеет свойство текучести и прозрачности.
Далее следует третий опыт, который провожу я, так как эксперимент с горячей водой и паром. Дети, рассматривают предметы на третьем столе (термос, чашку Петри, схему).
Вспоминаем правила безопасного обращения с горячей водой.
Открываю термос, смотрим на пар, ловим пар на чашку Петри.
Наблюдаем, как чашка Петри запотевает, на поверхности образуются капельки, далее эти капельки стекают по поверхности чашки Петри. В процессе опыта не забываем читать схему-алгоритм и давать ответы с помощью ассоциативных карточек. Проверяем прозрачность капелек на чашке Петри и делаем вывод на схеме, а потом и на общей большой схеме.
Делаем выводы, доказываем, что пар это тоже вода, но сильно нагретая.
Обращаю внимание детей, на то, что все три схемы похожи ответами.
Дети высказывают свои предположения.
Вспоминаем, о том, что в письме просила Капелька о помощи и мы смогли ей помочь.
Подытоживаем, что и Капелька, и Паринка, и Льдинка-снежинка это всё вода, только в разных состояниях.
Далее показываю 3 перчатки, в одной из которых вода, в другой лёд, в третьей воздух (пар). Дети исследуют перчатки. Предполагаются позитивные эмоции. Развешиваю перчатки на три мольберта.
Опыты провели. Можно снять передники.
Предлагаю поиграть в подвижную игру «Три состояния воды в природе».
Дети слушают правила:
«Если я буду говорить про дождь – вы все будете прыгать, когда про пар – качать руками, а если про лёд – приседайте».
Во круг себя все повернитесь И в капельки вы обернитесь Мимо тучка пролетала, На землю дождиком упала.
Тут солнце вышло из-за туч, В пар превратило много луж. Вновь ветер тучи нам принёс, И на землю пролился дождь.
Вдруг появляется мороз, Он льдинок целый воз привёз. Солнца луч задел все льдинки – Превратились все в дождинки.
Дети поиграли, подвигались, изображая разные состояния воды.
После игры предлагаю детям фотографии с разными состояниями воды. Дети прикрепляют с помощью магнитов на разные доски свои карточки. Подсказками служат перчатки с водой в разных состояниях.
Проверяем все вместе правильность выполненного задания, подводим итоги.
Хвалю детей.
Невзначай беру посылку, собираясь убирать все реквизиты. Обнаруживаю, что в посылке что-то есть. Дети открывают посылку, а там вода в бутылочках с этикеткой улыбающейся капельки.
Вспоминаем с детьми, что хорошего они сегодня совершили.
Выслушиваю ответы.
Рассказываю детям о том, что оказывается, вода тоже реагирует на поступки и слова. Доказываю свою аксиому интересным, научным фильмом.
Дети смотрят фильм «Волшебные кристаллы», из которого они узнают, что вода живое вещество и реагирует на разные раздражители из вне. Обсуждаем, что дети узнали про воду нового?
Возвращаемся к бутылочкам с водой, говорим ей приятные слова, заряжаем её положительной энергией и делаем её волшебной.
Благодарю детей за помощь. Дети забирают воду с собой. Прощаемся.
|