Цели занятия:
1. Образовательные:
- Закрепление знаний о механизме образования звуков а, и, у
- Уточнение и закрепление знаний о звуках
- Дифференциация звуков а, и, у, и определение места звуков в словах
- Работа над закреплением словаря.
2. Развивающие:
- Закрепление понятия звук, слово
- Развитие артикуляционной моторики
- Развитие мелкой моторики рук
- Развитие фонематического слуха
- Различение звуков [а], [ и], [у], в чужой и самостоятельной речи (изолированно, в словах и предложениях).
Скачать конспект
3. Воспитательные:
- Формирование ребенка как личности, его целеустремленности и самоконтроля.
Оборудование:
- Профили и символы артикуляции звуков [а], [и], [у]
- зонтики с изображением картинок артикуляционной гимнастикой
- дидактическая игра «Собери урожай в корзинки»
- листья с изображением символов гласных звуков
- упражнение на дыхание «Сдуй капельку с тучки»
- зеркала
- кассы букв
- демонстрационные буквы
- картинки для фронтальной и индивидуальной работы.
Ход занятия
1. Оргмомент:
Логопед вносит экибану.
Ребята посмотрите, что мне по пути передали…
Несу я урожай, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен И елочек. Я…… (Осень)
-Да, действительно к нам пришла осень. Осень – удивительное, очаровательное время года. Она радует нас изобилием красок, пышным убранством. Про осень можно сказать много красивых слов.
2. Подбор признаков к слову «осень»:
-Сделайте комплименты осени, расскажите какая осень (разноцветная, золотая, нарядная и т.д.).
3. Образование относительных прилагательных:
-Осень разбросала разноцветную листву с деревьев.
-Какие листья лежат на земле? (Рябиновые, березовые, осиновые, тополиные, дубовые, ивовые и т. д).
4. Определение символа гласного звука и придумывание слов на гласный звук:
- Листья не простые, а волшебные, на листиках нарисованы символы гласных звуков. Вы определяете символ гласного звука и придумываете слово на этот звук
и проходите садитесь на свои места.
5. Упражнение на дыхание:
-Небо затянуло тучами… Солнышко спряталось и пошел дождь.
Давайте поиграем с вами в игру “Дождик”
“Капля раз, капля два. Очень медленно сперва. А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом.
6. Артикуляционная гимнастика:
- Дождь нам не страшен, у нас есть волшебные зонтики. На зонтиках картинки.
-Посмотрите на картинки, что они вам напоминают?
- На зонтиках мы видим картинки с изображением артикуляционной гимнастики.
(детям предлагается выполнить артикуляционную гимнастику). Вот мы и укрылись от дождика
7. Определение темы занятия:
Дидактическая игра «4-й лишний.
-Ветерок подул и разогнал тучи. Он нам прошептал слова. Послушайте внимательно и назовите лишнее слово.
Автомат, арбуз, усы, апельсин
-Что лишнее?
-Почему?
Удав, укроп, индюк, автомат
-Что лишнее?
-Почему?
Ива, ишак, антенна, игрушки
-Что лишнее?
-Почему?
-Какие слова лишние?
-усы, индюк, антенна
-О каких звуках будем говорить? [а], [и], [у].
8. Характеристика звуков: [а], [и], [у]:
-Гласные звуки.
-Почему?
9. Артикуляция звуков: [а], [и], [у] и определение схематического изображения звуков:
10. Дифференциация звуков на слух:
Дидактическая игра «Сорви ягодку».
Осень вас хочет угостить ягодами.
(детям предлагается определить наличие звука [а], [и], [у] в словах и в соответствии со звуком поднять его символ).
11. Физминутка «Листопад».
Дети «превращаются в листочки»
Сильный ветер вдруг подул (дети делают выдох)
И листочки быстро сдул (делают длительный выдох)
Все листочки полетели (чередование вдох-выдох, произнося звук «у-у-у»,
с поднятыми вверх руками наклоняются вправо-влево)
И на землю тихо сели (чередование вдох-выдох, произнося звук «у-у-у», опускают руки, приседают).
Влево, вправо покружитесь (плавно кружатся)
И в детишек превратитесь.
12. Дидактическая игра «Звук потерялся».
-Осень хочет проверить какие вы внимательные.
_тка, _ва, _рбуз т.д.
13. Упражнение для мелкой моторики пальцев рук:
-Смотрите какой ежик топает по дорожке:
Ёжик топал по дорожке, Дети загибают по очереди пальцы сначала
И грибочки нёс в лукошке. На левой, потом на правой руке.
Чтоб грибочки сосчитать, В конце упражнения руки у них должны быть.
Нужно пальцы загибать. Сжаты в кулачки. Повторить упражнение несколько раз.
14. Дифференциация звуков [а], [и], [у] на слух и в произношении. Определение места звуков [а], [и], [у] в словах:
Дидактическая игра «Помоги ежику собрать урожай».
(детям предлагается собрать в корзинку овощи, фрукты, грибы на контурном изображении которых нарисованы картинки со звуками и в соответствии с символом гласного на корзине и местом звука в словах).
15. Звуковой анализ слогов:
-Поможем ежику выйти из леса. Построим звуковую дорожку и проанализируем.
АУИУ, ИАИУ
16. Припоминание стихов про буквы: А, У, И.
Предупреждение дисграфии:
Дидактическая игра «Найди буквы». (детям предлагается найти буквы заблудившиеся в лесу).
17. Работа с кассой:
-Выкладывание: АУ, УА ИА, АУИ
18. Итог занятия:
Осень благодарит вас. Ей у вас очень понравилось. Она к вам еще не раз заглянет.
|