Схема-терапия

Автор статьи: Людмила Григорьева

Схема-терапия – это такой довольно новый психотерапевтический подход, который обещает клиенту светлое будущее там, где не справляются другие подходы: когнитивно-поведенческий, психодинамический, гуманистический. Потому что он интегративный, то есть использует наработки всех вышеперечисленных.

Ключевое понятие схема-терапии – это, как вы уже догадались, схемы. В самом общем смысле схемы – это представления о себе, о других людях и о мире, которые у всех нас складываются в детстве и подростковом возрасте и потом влияют на всю последующую жизнь. Если у человека в детстве были заботливые родители, благополучное окружение и прочие условия для развития и не было насилия, катастроф, тяжелых болезней, смертей близких и прочих травматических событий, то скорее всего он или она, когда вырастут, будут воспринимать себя как личность, которая заслуживает любви и уважения, а других людей – как дружелюбных и надежных (конечно, пока те не доказали обратного). То есть сформируется адаптивная схема – такие представления о себе, других и мире, которые помогают жить и чувствовать себя счастливыми.

Если же в детстве что-то пошло не так (увы, никто из нас не рос в идеальных условиях), формируются дезадаптивные схемы, которые жизнь, наоборот, затрудняют. Например, если кто-то из родителей умер очень рано, то ребенок может вырасти с чувством недолговечности любых отношений и будет постоянно беспокоиться о том, что его бросят – даже когда, казалось бы, для этого нет никаких причин. И тогда любое незначительное событие, например, возвращение партнера с работы на час позже обычного, может вызвать бурную эмоциональную реакцию. Человек, в детстве потерявший близкого, может испытывать страх потери или страх отвержения всю жизнь, и вполне вероятно, что это плохо отразится на его отношениях во взрослом возрасте. Или вообще заставит его или ее избегать близких отношений, ведь если нет отношений, то тебя никто не бросит и не отвергнет.

Еще пример: если ребенка били родители или травили одноклассники, то он может вырасти с ощущением, что обижать его – это нормально. Что физическое и эмоциональное насилие – это норма жизни и часть любых отношений. И это, как вы понимаете, тоже не способствует созданию здоровых отношений в будущем.

И еще один пример. Многие наверняка слышали или читали о так называемом синдроме самозванца. Человек с этим синдромом не чувствует своей ценности, кажется себе обманщиком и постоянно ждет разоблачения, даже если много работает и пользуется уважением коллег. Такое представление о себе может быть связано с тем, что в детстве вас безжалостно критиковал и обесценивал кто-то из родителей или другой значимый человек. И это представление мешает достигать профессиональных целей и чувствовать удовлетворение от работы.

В общем, схемы – это те грабли, на которые мы раз за разом наступаем, сами того не замечая, особенно в стрессовых ситуациях. Схемы состоят из эмоций, глубинных убеждений, воспоминаний, которые мгновенно охватывают нас, когда мы попадаем в сложную ситуацию, например, ситуацию важного выбора или конфликта. Схема искажает восприятие, включает безотчетную тревогу, вызывает гнетущие мысли – и вот уже нас захлестывает волна беспокойства или стыда, или вины, или страха и заставляет действовать не так, как мы хотели бы, а так, чтобы любыми способами избавиться от этих негативных переживаний. Например, из-за схемы может “включиться” переедание, которое по сути представляет собой одну из форм избегания (душевной боли, эмоционального дискомфорта, неприятных, маловыносимых чувств). То есть вместо того, чтобы искать оптимальное решение задачи или конфликта, человек в прямом и переносном смысле сбегает – к холодильнику, буфету, в кофейню или кондитерскую. 

Базовые эмоциональные потребности, которые, как считается, должны быть удовлетворены в детстве: 
1) потребность в надежной привязанности (включает потребность в безопасности, стабильности, заботе и принятии);
2) потребность в автономности, компетентности и чувстве идентичности;
3) потребность свободно выражать свои актуальные нужды и эмоции; 
4) потребность в спонтанности и игре;
5) потребность в реалистичных границах и самоконтроле.

В зависимости от того, какие потребности не были удовлетворены, складывается определенная схема. Например, если не удовлетворялась потребность в надежной привязанности, может сформироваться схема брошенности или схема ущербности, при неудовлетворенной потребности свободно выражать свои нужды и эмоции может возникнуть схема самопожертвования или схема поиска одобрения. Всего выделяют 18 схем. 

Итак, ранние дезадаптивные схемы – это сложившиеся на основе токсичного личного опыта представления человека о самом себе, других и мире. Такие схемы влияют на то, как мы воспринимаем себя и других, на то, как мы ведем себя в личных и деловых отношениях, на то, что мы думаем и чувствуем в разных ситуациях. 

В схема-терапии мы помогаем человеку выяснить, какие схемы у него доминируют, то есть выражены ярче всего и больше всего мешают жить. Что дает знание своих схем? Мы начинаем лучше понимать причины своего состояния и поведения. Кроме того, поскольку понимания на уровне рассудка недостаточно, важно осознать, какие эмоции возникают при активации каждой схемы и откуда, из каких подвалов памяти они берутся. А потом с помощью специальных техник перепрожить эти эмоционально заряженные ситуации, чтобы они перестали причинять боль и отнимать силы, и стали просто воспоминаниями, моментами из прошлого. А еще мы учимся отслеживать, в каких ситуациях включаются схемы, и ищем способы иначе – т.е. не привычным образом, не на автомате – реагировать на события-триггеры. То есть в процессе схема-терапии человек расширяет свой репертуар способов справляться с трудностями, взаимодействовать с другими людьми и т.д. В общем, хорошо оттерапированный клиент :) умеет слышать свои эмоциональные потребности и заботиться о них, знает свои триггеры и схемы, отдает себе отчет, почему он склонен поступать в определенных ситуациях определенным образом, и способен осознанно выбирать, продолжать ли вести себя, как раньше, или выбрать другой, более экологичный и соответствующий целям способ.

А вот и все 18 схем, выбирай, как говорится, на вкус:

1) схема брошенности/нестабильности,
2) схема недоверия/жестокого обращения,
3) схема эмоциональной депривации,
4) схема дефективности/стыда,
5) схема социальной изоляции/отчужденности,
6) схема зависимости,
7) схема уязвимости к ущербу или болезни,
8) схема неразвитого Я,
9) схема несостоятельности/обреченности на неудачу,
10) схема грандиозности,
11) схема недостаточности самоконтроля,
12) схема подчинения,
13) схема самопожертвования,
14) схема поиска одобрения и признания,
15) схема негативизма/пессимизма,
16) схема подавления эмоций,
17) схема завышенных требований, или жестких стандартов,
18) схема пунитивности, или карательности.



Просмотров: 439
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Схема-терапия: Что такое “Схема”
  • Схема- терапия для здоровых отношений. Почему мне всё время не хватает любви?
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным
  • «Я должна/должен еще лучше, это недостаточно хорошо» или схема жестких стандартов
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • О схема-терапии и адаптации к жизни
  • Немного о схема-терапии
  • Схема - терапия
  • Схема-терапия.
  • Схема самоанализа и сценарной терапии
  • Конференция по Схема-Терапии в Амстердаме
  • Конференция по Схема-Терапии в Амстердаме
  • Как работает Гештальт-терапия (элементарная схема).
  • Схема прорабатывания клиентом своей нежелательной реакции на ситуацию.
  • Схема работы с Зависимостями.
  • Схема-терапия личности
  • Об использовании флисовой ленты в схема терапии
  • Стратегия работы со схемой «Чрезмерная близость /отсутствие самодостаточности» в схема-терапии
  • Парадоксальная схема работы со страхом
  • Простая схема для управления собой и другими
  • Наш внутренний мир. (Субличности и схема-терапия).
  • Кому нужна схема-терапия?
  • Концептуализация случая: модификация модели схема-терапии
  • Что происходит с ранними дезадаптивными схемами (РДС) в схема-терапии?
  • Меняем мысли...Схема А-В-С
  • Схема тела и ее отображение в рисунке человека
  • Схема-терапия: как повзрослеть внутреннему ребенку? (Ч.1.)
  • Схема-терапия: как повзрослеть внутреннему ребенку? (Ч.2)
  • Терапия панических атак. Пошаговая схема Ч-2.
  • Терапия панических атак. Пошаговая схема Ч-1.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь