|
Схема-терапия.Автор статьи: Елена Кислова
Ранние дезадаптивные схемы.
РДС-устоявшиеся стили мышления и эмоциональные реакции (мешают осознанию, принятию, удовлетворению своих потребностей) Следует отметить, что схемы могут вытесняться частично или полностью. Далее неосознано подтверждаются, либо избегаются, либо компенсируются. Пример.
РДС делятся на несколько категорий. Категория: разобщенность-отвержение. В основе лежит нарушение привязанности. Был дефицит безопасности, надежности, поддержки, эмпатии, уважения в межличностных отношениях. Стиль отношений в семье мог быть холодный, отвергающий и (или) отличаться непредсказуемостью, равнодушием или жестокостью. Отсутствовала эмоциональная поддержка. Ранняя смерть родителей, развод (при неподдерженности, помощи в переживании чувств). Для данной категории характерны схемы: 1. Покинутость-нестабильность. Страдание от чувства недолговечности любых отношений; боятся, что значимые другие оставят. Многие люди представляются ненадежными, непредсказуемыми. Есть идеи, что близкие отношения обречены закончиться. Партнер уйдет или умрет. Для подтверждения схемы вступают в контакт с ненадежными, неспособными к надежной привязанности людьми. 2. Недоверие-насилие. Жизнь в ожидании насилия, унижения, манипуляций, плохого обращения (подозрения, опасения). То есть какого-то вреда от окружающих. Причины: физическое насилие, чаще в семье. Сексуальное (в том числе любое принуждение данного характера). Надо иметь ввиду, что акты насилия, особенно сексуального, могут быть полностью или частично вытеснены психикой. 3. Эмоциональная депривация. В основном все кажется благополучно. Но не получая в детстве достаточного тепла, заботы, защищенности, ласки, не дают другим. Сами могут не страдать именно в этой точке. Чаще подтверждают схему, где глубинное убеждение может звучать: «Меня нельзя любить (дружить, заботиться, поддерживать)». Как следствие не дают приблизиться к себе, не чувствуют симпатию окружающих. Либо бояться остаться без ухода, сочувствия и защиты. Причины: мать с такой же схемой, депрессивная мать (послеродовая /иная/ затянувшаяся депрессия, стагнированное переживание утрат). 4. Дефективность-стыд. Схема характеризуется чувством неполноценности и собственной порочности. Глубинное убеждение о том, что не стоят любви, уважения, внимания. Боятся, что если люди узнают ближе, то их дефективность станет очевидной, и тогда никто не захочет иметь с ними дело. Причины: интенсивное унижение, обесценивание в детстве. В том числе инцестуозные действия (любые люди). 5. Социальная изоляция-отчуждение. Отвержение группы ровесников, либо невозможность физически принадлежать к группе. Чувствуют себя чужими в любой социальной группе, даже если она более трех человек. При этом Глубинные убеждения из серии: «Я не такой, как другие, я чужой в любой группе». Категория: нарушение личной автономии и непризнания достижений. Восприятие себя как зависимого, незащищенного, страдание от нерешительности, страхи в принятии судьбоносных решений, страх неудачи. Могут быть заимствованы социальные модели у значимых фигур. Считают, что не могут самостоятельно функционировать и добиваться успеха. Проблемы лежат в сфере поддержания личностной автономии и раскрытия собственного потенциала. Автономия для них кажется угрожающей для отношений с окружающими. Причины: гиперопека в семье (тревожные матери), сложно было вырваться. Иногда, наоборот, страдали то пренебрежительного отношения. 6. Зависимость-некомпетентность. Характерная особенность-неспособность управлять своей жизнью без помощи других людей. Не могут взять ответственность и предпринимать самостоятельные действия без помощи других людей. Им не хватает уверенности для принятия независимых решений в простых ситуациях или пробовать что-то новое. Часто возникает состояние беспомощности. Но! В экстремальных ситуациях или если речь идет о спасении, помощи другим людям, то поведение может меняться! Дети не справляются с задачами развития. Причины: чрезмерные требования в детстве, гиперопека в подростковом возрасте, ответственность о болеющем родителе (в том числе родители-алкоголики), хронический стресс (постоянный тревожный фон, снижающийся при слиянии). 7. Подверженность физическому вреду или болезням. Страх катастроф, болезней, трагедий. Есть убеждения относительно того, что в любой момент с ними может что-то случиться. Иметь ввиду, что схему можно вытеснить. И тогда страха может не быть, переживания трансформируются в психосоматику. Страхи касаются того, что не получат помощи и поддержки. Ожидают начала болезней или катастроф. Принимают чрезвычайные меры предосторожности. Причины: сверхбеспокойство значимых близких, детство в условиях озабоченности здоровьем, жесткие правила гигиены в семье, шоковые травмы. 8. Слитность с другими. Слабая идентичность, часто не понимание-кто я, зачем в мире? Страдают от чувства пустоты и отсутствия собственных целей. Однако они рассказывают об очень близких и поддерживающих отношениях с человеком, с которым тесно связаны. Сложно распознавать чувства, принимать решения без поддержки. Сложно формировать собственное мнение. Чувствуют незащищенность. Симптомом может быть ОКР. Сами в некоторых случаях чувствуют себя нормально (если в слиянии), но другим может быть тяжело. Причины: симбиотические отношения с одним или обоими родителями. 10. Обреченность на неудачу. Характерно переживание тотального поражения. Убеждения из серии: я хуже других, не смогу ничего добиться в тех или иных областях жизни: спорт, профессия, образование. Убеждения из серии: глупый, невежественный бездарный. Может быть скомпенсирована. Категория: нарушенные границы. Испытывают трудности с установлением и соблюдением нормальных границ, не способны брать на себя ответственность и отличаются низкой переносимостью фрустрации. Им плохо дается реалистичное долгосрочное целеполагание и сотрудничество с другими. Не заложено понимание чужих границ, возможно, воспитывалось чувство собственного превосходства над окружающими. 10. Обладание особыми правами, грандиозность. Установки про особенность, позволяющую пренебрегать общепринятыми правилами и условностями. Считают, что могут делать все, что заблагорассудится, не обращая внимание на чужие интересы. Главное добиться контроля и власти над другими людьми. Эмпатия, как правило отсутсвует. 11.Недостаток контроля-самодисциплины. Непереносимость фрустраций при достижении цели. Сложность в сдерживании чувств и импульсов. Любыми средствами пытаются избежать любого дискомфорта. Ненависть к ограничениям. Взаимодействие с людьми в конкурентной манере. Может воспитываться напрямую; неподдержанность существования ребенка 2-4 года; интенсивное унижение и обесценивание в детстве. Значимые близкие диктовали свои правила всему миру. Невозможность отсрочки удовольствия. Бросают начатое, нет терпения. Дисциплинированности, настойчивости. Унижение и другие детские обиды. Или полное отсутствие заботы. Категория направленности на других. Человек тратит массу психической энергии на то, чтобы удовлетворять потребности других людей с тем, чтобы завоевать их расположение. Подавляет собственные потребности, которые могут даже не опознаваться. Схемы различаются способами к которым люди прибегают, чтобы удовлетворить потребности других. 12. Подчинение. В связи с тем, что плохо понимают свои потребности, позволяют другим руководить собой. Их целью является избегание негативных последствий. Считают, что их чувства, желания и мнения не важны для окружающих. Подавление гнева, который со временем даёт психосоматику или переходит в пассивно-агрессивную форму. Чувствительность к страданиям других людей составляет часть представлений о себе. Но в конце концов могут начать испытывать возмущение к тому, ради кого все это делают. Причины: один родитель подчинял другого, любое проявление желаний и потребностей наказывалось. Алкогольные семьи. 13. Самопожертвование. Несут ответственность за решение проблем окружающих. Поведение направлено на удовлетворение потребностей окружающих. Сами активны в этом! На себя нельзя-возникает чувство вины. Иногда и для «своих» ничего нельзя. Все другим! Тем, кого считают слабее себя!!! 14. Поиск одобрения. Первичная схема здесь-это «Социальная изоляция и отчуждение». Главная задача-произвести хорошее впечатление, причём разной направленности. Это может быть внешность, Социальный статус, совершенствование поведения. Это на переднем плане. Свои же потребности не осознаются. Есть жажда признания, похвалы и одобрения. Хотят повысить статус и добиться социального признания. /отличаем от нарцистического возвеличивания/. Причины всех схем этой категории: любовь родителей часто обставлялась разными условиями. Собствннная статусность родителей и их потребности гораздо важнее потребностей детей. Категория сверхбдительности и подавления. Подавление спонтанных детских чувств и «детских» потребностей; следуют жёстко установленным для себя правилам, чтобы не допустить активации схем: зависимость-некомпетентность, подверженность физическому вреду и болезням, слитность с другими, обреченность на неудачу. В родительской семье важны были достижения, перфекционизм, подавлениение эмоций. Либо высокие стандарты достижений, жесткая критика, назидания, неверие в успех, обесценивание переживаний. То есть они избегают переживание спонтанных эмоций и потребностей. 15. Негативизм-пессимизм. Сосредоточение на негативных и проблемных аспектах ситуаций. Ждут осложнений того, что окружает. Жалуются, не отваживаются принять решение. Причины: ребёнка высмеивали; стыд за излишнюю эмоциональность. Поощрения были только за успехи и достижения; негативный опыт, когда были сильные эмоции; если родители часто выясняли отношения агрессивно и эмоционально. 16. Подавление эмоций. Обесценивание чувств, спонтанность смешна и неприлична. Эмоции не нужны. Люди с этой схемой кажутся рациональными и сдержанными. Не выражают печали, радости, гнева; избегают любых форм конфликта. Причины: детей высмеивали, когда они расстраивались или сердились; одни члены семьи жаловались на других, втягивали ребёнка в переживания, которые для них невыносимы. /Эмоции для вас смехотворны или угрожающие?/ 17. Завышенные требования к себе. Внутреннее давление для достижения амбициозных целей, стремление быть лучшими. Признают только деятельность направленную на успех; могут не позволять развлечения. Ещё цена этой схемы-отказ от социальных контактов. Здесь присутствует ригидность мышления и перфекционизм, опора на правила, расписания; направленность на эффективность. Считают, что должны тяжело работать, чтобы избежать критики. Критикуют себя и окружающих. 18. Карательность. Убеждение:люди должны быть наказаны за ошибки. Оно может быть направлено на себя или на других. Модели поведения заимствованы из детства. Агрессивны, нетерпимы и безжалостны. Индивидуальные обстоятельства или чувства не принимаются во внимание. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|