Кому нужна схема-терапия?

Мы часто ведем свои битвы в одиночку, да еще и вслепую. Свои привычные реакции приписываем своему характеру, своей "особливости", иногда связывая их с воспитанием и наследственностью. Довольно часто наши реакции не устраивают самих же нас, но мы плохо понимаем - что с этим можно поделать, и продолжаем брести в каком-то мороке, в котором не различаем препятствий и не видим недругов. Иногда начинаем работать с психологом, и при удачно сложившихся обстоятельствах, наконец начинаем что-то вокруг себя различать. Точнее, конечно - внутри себя. То, что мы увидели, то, чему присвоено имя - становится доступным нашему воздействию - это больше не борьба неизвестно с кем в кромешной тьме.

Я всё больше впечатляюсь возможностями схема-терапии Дж. Янга вырывать из этой тьмы ярко освещенные светлые участки, в которых в буквальном смысле многое становится ясным. После того, как количество продиагностированных с помощью инструментария СТ клиентов перевалило за третий десяток, и в каждом случае выявленные схемы были подтверждены, мне в голову пришла мысль проверить - что покажет СТ-диагностика, если применить её к "обычным", то есть, не обратившимся за психологической помощью людям. Схемы - это "ригидные представления о мире, которые оказывают влияние на когниции, эмоции, воспоминания, социальные взаимодействия и взгляды, а также преобладающие модели поведения" (А. Арнтц), поэтому совершенно логично предположить их наличие у всех. Разница лишь в том, что степень проявленности схемы у человека с каким-то психологическим неблагополучием должна быть ощутимо сильнее, нежели у "обычного" человека, равно как и количество схем, обнаруженных у первого, должно превышать их количество у второго. В целом, данные предположения, похоже, подтверждаются (исследование еще идет), с той коррекцией, что и у "обычных" людей могут быть обнаружены схемы с высокими тестовыми показателями. Предсказуемым оказалось также обнаружение в обследованной "обычной" популяции некоторого количества людей, которые с психотерапевтом не работают, но которым это весьма показано.

Всякая методика нуждается в валидации, то есть, подтверждении её действенности, особенно та, которая только-только входит в нашу практику, как в случае с Опросником Дж. Янга (Young Schema Questionnaire-S3R). Что может быть убедительнее оценки людей, сопоставляющих выявленные схемы с их реальностью? При проведении исследования я давал возможность респондентам ознакомиться, при желании, со своими результатами (на настоящий момент обработаны данные 112 респондентов). Очень многие этой возможностью воспользовались. И открыли для себя - самих же себя, что-то узнав, что-то подтвердив, а что-то вообще впервые осознав. Я просил дать мне обратную связь - о том, что люди по поводу обнаруженных у них схем думают. Наверное, пора дать слово хотя бы нескольким из них (детали личности, включая имя, возраст, место проживания, характерные биографические события удалены для сохранения конфиденциальности).
"""""""
Респондент 1.
Схема "Привелигированность/ грандиозность" (группа: "Нарушенные границы", фрустрированная потребность в реалистичных границах и самоконтроле).
Отклик: Теперь я понимаю, откуда у моего сына в голове пунктик, что он особенный, лучше других. Мое воспитание. И да! Меня баловали родители как младшего ребенка, и росла в конкурентной среде, с братьями и сестрой. Теперь остается вопрос, как расформировать этот пунктик у сына..., и надо ли это делать? Или уже поздно.
"""
Респондент 2.
Проявлены три схемы (все - среднего уровня): "Жесткие стандарты/ завышенные требования к себе" (группа:"Сверхбдительность и подавление", связана с нарушением потребности в спонтанности и способности к игре); "Недостаток самоконтроля / самодисциплины" (группа: "Нарушения границ", связана с нарушением потребности в реалистичных границах и самоконтроле); "Поиск одобрения" (группа: "Направленность на других", связана с нарушением потребности в свободном выражении собственных нужд и эмоций).
Отклик: Мне кажется про меня все в точку. Спасибо за разъяснения. Теперь надо определиться что с этим делать дальше, буду думать. По жене мне тоже кажется в точку, хотя в ней это закопано где-то глубоко. Спасибо.
"""
Респондент 3.
Схемы: "Жесткие стандарты/ завышенные требования к себе" (средний уровень), и "Негативизм/ пессимизм" (средний уровень). Обе схемы относятся к группе: "Сверхбдительность и подавление", связанной с нарушением потребности в спонтанности и способности к игре.
Отклик: Честно вам скажу, что такие моменты в своём поведении замечала ещё в подростковом возрасте. Как и что обо мне подумают родители, окружающие люди, если я сделаю так или иначе. Страх, что общество осудит или же я как-то не подхожу им - людям. Это, так скажем, мешало жить полной жизнью. По поводу негатива, из-за того что его в детстве было достачно, возможно поэтому. Эти схемы безусловно есть, и я их, думаю, чувствовала. И стараюсь над ними работать. Как-то, если это возможно, исправлять. Спасибо Вам, теперь буду действовать точнее).
"""
Респондент 4.
Проявлены две схемы среднего и две - пониженного уровня (т.е., они есть, но, вероятно, не сильно беспокоят): "Слитность с другими / неразвитое Я" (группа: "Нарушения личностной автономии и непризнание достижений", связана с недостаточным удовлетворением потребности в автономии, компетентности, чувстве самости); "Самопожертвование" (группа: "Направленность на других", связана с нарушением потребности в свободном выражении собственных нужд и эмоций); "Неуспешность / обреченность на неудачу" (группа: "Нарушения личностной автономии и непризнание достижений"); "Жесткие стандарты/ завышенные требования к себе" (группа:"Сверхбдительность и подавление", связана с нарушением потребности в спонтанности и способности к игре).
Отклик: Результаты теста меня просто поразили - в точку! С двумя последними схемами мне удаётся справляться (например, раньше я ругала себя за то, что много отдыхала - постоянное внутреннее давление на саму себя). А вот две схемы среднего уровня доставляют ряд трудностей (хотя раньше я и не знала, что они называются схемами, считала это проблемами моего характера). Теперь понимаю, почему так трудно отпускать из своей жизни людей и переходить на новый этап. Остаётся вопрос, как снизить уровень именно этой схемы- слитность с другими? Потому что она доставляет наибольшее число тревог.
"""
Респондент 5.
Проявлены следующие четыре схемы: "Жесткие стандарты/ завышенные требования к себе" (группа:"Сверхбдительность и подавление") - повышенный показатель; "Поиск одобрения" (группа: "Направленность на других") - повышенный показатель; "Карательность" (группа: "Сверхбдительность и подавление") - средний показатель; "Покинутость / Нестабильность" (группа: "Разобщенность и отвержение") - средний показатель.
Отклик: 100% попадание по всему, что Вы написали. Особенно про требования к себе..., действительно, с самого детства ставишь себе планку и идёшь к ней. И обязательно надо быть на передовом плане. Про опасение, что значимые люди не будут оказывать эмоциональную поддержку — тоже верно. Всегда присутствует такой страх. Мне порой бывает очень важно одобрение и поддержка со стороны других людей. Сильно расстраиваюсь, когда этого не происходит. Даже могу поплакать. Так что, Вы все подтвердили. Спасибо Вам огромное! Это правда очень интересно и полезно.
"""
Выводы? Пока такие:
1. Методика (YSQ-S3R) дает результаты высокой степени достоверности.
2. Ранние дезадаптивные схемы того или иного уровня обнаруживаются у ВСЕХ людей, вне зависимости от того, обращается человек за услугами психолога или нет, считает ли он, что у него есть психологические проблемы, или нет.
3. Схема-диагностика полезна также ВСЕМ - она дает возможность опознать то, с чем мы ведем борьбу, или, по крайней мере, то, что так или иначе осложняет нам жизнь. После чего мы можем принять информированное решение - что со всем этим хозяйством делать.

Кому нужна схема терапия



Просмотров: 481
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь