Схема прорабатывания клиентом своей нежелательной реакции на ситуацию.

Схема  основана на методике Нейрологические уровни (НЛП) (можно посмотреть в интернете, картинку привела), а также трансактного анализа. С работой по нейрологическим уровням с созависимыми клиентами я познакомилась у одного  психотерапевта. Мне понравилась такая схема работы, я ее применяю и на консультировании, и даю клиентам, как домашнее задание.  Пришлось ее немного доработать для удобства клиентов и добавить трансакцию. На картинке классические  Нейрологические уровни, я их немного трансформировала, вы можете их тоже по своему усмотрению трансформировать. 

Схема прорабатывания клиентом своей нежелательной реакции на ситуацию

Когда применяется эта схема?

Когда ситуация уже произошла, и осталась неудовлетворенность своим поведением в ней. 

Когда в одной и той же ситуации клиент почему-то действует по одному и тому же сценарию.

Как работать по схеме?

Визуально, нейрологические уровни представлены в виде пирамиды (см. картинку). Можно показать картинку клиенту, но работать клиент уже будет просто на бумаге, представляя пирамиду. Работа идет снизу вверх, доходим до вершины (Личная миссия), и спускаемся вниз. Для удобства клиентов, я просто разбила всю работу на пункты и добавила проработку по транскации. Выполнять необходимо письменно. 

Я обычно прорабатываю реакцию на ситуацию вместе с клиентом, а потом он присылает мне свою домашнюю работу, или показывает на консультации. 

Почему ситуацию можно прорабатывать таким образом? 

Дело в том, что клиент видит только ситуацию и свою реакцию на нее, а на самом деле между событием и нежелательной реакцией на это событие в подсознании происходит целый механизм, запускающий это реакцию. Схема проработки реакции на ситуацию выводит на уровень осознания причины, которые привели к нежелательной реакции, а также позволяет  помочь клиенту выработать у себя новые реакции на ситуацию, выводит из "тунельного" восприятия ситуации.

Данная схема позволяет клиенту поработать и с Ребенком, и Принимающей частью и Взрослой частью.

Если клиент регулярно прорабатывает свои реакции на ситуации, таким образом,  постепенно он начинает управлять ситуацией, а не она им. У него появляется время оценить ситуацию, осознать свои чувства, успокоить себя, трезво оценить ситуацию, принять правильное решение.

Диагностическая часть. Выведение на уровень осознания того, что произошло.

1. Поведение

Когда? В 18.00 20 апреля.

Где? В комнате, около стола сына.

С кем?  С сыном.

Что происходило? Как реагировал? Сын сидел за столом, делал уроки, все время отвлекался, я его просил делать уроки, через 15 минут я стал орать, говорить, что он специально надо мной издевается, сказал, что он ничего не добьется, сын расплакался и сказал, что он неудачник, стал его успокаивать, в итоге продиктовал упражнение.

Чувства (базовые). Страх, злость.

Ощущения в теле. (головная боль, дрожь в теле)

2. Убеждения (желательно раскрутить до самого "дна").

Я не могу справиться с собственным сыном. Сын специально придуривает. Он лениться. Не хочет делать уроки, ждет, что за него все сделают. Он вырастет неудачником, сопьется и мне надо будет его кормить до старости, я тоже буду чувствовать себя неудачником. Все вокруг скажут, что я плохо его воспитал.

3. Какое я хотел признание? От кого? Я хотел признаниях хороший родитель. От учителей, которые завтра будут проверять знания сына. От родственников, которые скажут, что я запустил сына.

4. Образ Я (Испуганный ребенок) (5 прилагательных). Неуверенный, растерянный, обессиленный, обиженный несправедливостью, разочарованный.

5. Позиция Жертва- Спасатель-Каратель. Вначале жертва. Потом каратель. Потом спасатель

Терапевтическая часть. 

6. Вспомнить аналогию из детства, успокоить испуганного ребенка любящим принимающим родителем. Обычно, принимающую часть прорабатываю с клиентом на консультации. Поэтому клиент уже знает, какими словами себя успокоить, как дать себе принимающую часть.

7. Личная миссия. Для чего я в этой ситуации. Воспитать у сына ответственность за выполнение уроков.

8. Образ Я (Взрослый). (5 прилагательных противоположных Испуганному ребенку). Уверенный, сильный. Принимающий, спокойный, верящий в ресурс своего ребенка. 

9. Оценка ресурса своего, другого человека, ситуации. Ресурс (физические силы, психические силы, время, знания и т.д.).  У моего ребенка есть ресурс  делать уроки, но нет интереса, мотивации, желания. Признаю, что уроки это дело сына, а не мое дело. Их выполнение находится в его границах. Он сам должен нести последствия невыполнения уроков.

10. Границы. Что я могу сделать (возможные варианты) ? В границах сына – его чувства, желание делать уроки. В моих: 1. Предложить сыну вознаграждение в виде планшета за быстрое выполнение уроков. 2. Предложить ему нести ответственность за выполненные/невыполненные самому. При этом объяснить перспективу заниженной оценки, недовольства учителя в случае невыполнения уроков. 3. На семейном совете решить, кто из членов семьи будет отвечать за выполнение уроков сына. 4. Показать сыну специалисту. 5. Нанять репетитора. 6. Делать уроки с сыном в удобное для всех время, пусть даже вечером. 6. Сказать сыну, что ровно в 22.00 выключиться свет в комнате. 7. Предложить сыну самому составить распорядок дня после школы. Куда включено время для выполнения уроков. 8. Перевести сына на семейное обучение. 9. Снизить внеурочную программу.

11. Принятие решения. Предложить сыну самому составить распорядок дня после школы. Куда включено время для выполнения уроков. Но при этом Сказать сыну, что ровно в 22.00 выключится свет в комнате.

12. Быть готовым к сопротивлению с другой стороны, с пониманием и терпением относиться к недовольству. Понимание, что сын сразу не начнет составлять распорядок дня, что возможно он будет недоволен или забывать выполнять домашние задания.

13. Система маленьких шагов. Понимание, что передачи ответственности сыну за уроки должна быть постепенной. 

Мой опыт показывает, что клиент часто переделывает под себя схему, что, разумеется допустимо.

Буду рада вопросам и доработкам. 



Просмотров: 494
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, если вы увидели порезы на теле своего сына или дочери подростка?
  • Почему мой ребенок не хочет делать уроки, и что с этим делать?
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Мама взрослого сына. Что делать? Часть 3
  • Мама взрослого сына. Что делать? Часть 1
  • Мама взрослого сына. Что делать? Часть 2
  • Что делать, если вы не можете отпустить ситуацию?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Что скрывается за отказом мужчины иметь детей и как можно изменить ситуацию. (практика) Часть 2.
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • Почему не хватает денег и что делать, чтобы изменить ситуацию
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Что делать, если приснился плохой сон? Меняем ситуацию через переигрывание сценария сна
  • Уроки женской мудрости: Как сказать ему, если что-то не устраивает?
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как разлюбить? Что делать если он тебя не любит? Как исправить ситуацию? Советы психолога-сексолога
  • Что делать, если человек попал в страну невыученных уроков?
  • Что делать, чтобы муж не изменял? 5 уроков
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • «Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 2: выгоды, источники и что с этим делать?»
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • Что стоит за детским «не могу!» в ответ на взрослое «надо!» и что с этим делать? Часть 1я.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь