|
Схема - терапияАвтор статьи: Панова Екатерина Владимировна
Схема - терапия была разработана доктором Джеффри Е. Янгом (Dr. Jeffrey E. Young) для использования в лечении расстройств личности и хронических расстройств Оси I, в частности расстройств, при которых пациенты не отвечают на иные виды терапии или расстройств, рецидивирующих после первоначального ответа на иные виды лечения (например, традиционную когнитивно-бихевиоральную терапию). Схема - терапия представляет собой новый, интегративный вид психотерапии, совмещающий в себе теорию и техники существующих видов терапии, включая когнитивно-бихевиоральную терапию, психоаналитическую теорию объектных отношений, теорию привязанности и гештальт-терапию (Young. 2003, стр. 6). Основными теоретическими концепциями схема - терапии являются ранние неадаптивные схемы (или просто «схемы»), стили совладания (копинг стратегии), режимы и базовые эмоциональные потребности. (Young. 2003.) В базовой психологии схема описывает некую организованную модель мышления или поведения. Она также может быть определена как существующая в сознании структура априорных представлений, каркас, отражающий одну из сторон окружающего мира, или система восприятия и организации новой информации. Однако, согласно Янгу, схемы относятся к ранним неадаптивным схемам, и определяются как «обеспечивающие самозащиту модели восприятия, эмоций, и физических ощущений». (Young, 2003). К примеру, человек со схемой «покинутость» может быть излишне чувствительным (иметь «эмоциональные рычаги») относительно ощущения своей значимости для других, и, таким образом, быть склонным к тому, чтобы самому покидать этих других, в моменты, когда они расстраивают его или заставляют испытать чувство тревоги/паники. Стили совладания (копинг стратегии) являются нашими поведенческими ответами на схемы, и направлены на «улучшение положения вещей», что, однако, в действительности очень часто заканчивается усилением схемы. (Young, 2003, стр. 32) Продолжая пример со схемой «покинутости», представим человека, имеющего высокий уровень ощущения возможности быть оставленным в отношениях; ощущая печаль и панику, человек с таким стилем может повести себя таким образом, что ограничит близость отношений с другими, с целью защитить себя от возможности быть покинутым. Возникающее в результате одиночество, или даже в действительности потеря отношений, легко могут укрепить присущую человеку схему «покинутости». Режимы являются умонастроениями, в которые мы можем погружаться быстро или более стабильно, и которые объединяют схемы и стили совладания во временный «характер существования». (Young. 2003). К примеру, модель уязвимого ребенка может представлять собой склад ума, включающий схемы Покинутости, Дефективности, Недоверия/Ожидания жестокого обращения и стиль совладания в виде признания несостоятельности/капитуляции. Отсутствие удовлетворения базовых эмоциональных потребностей в детстве может привести к возникновению дезадаптивных схем, стилей совладания и режимов (Young, 2003). Некоторыми описанными базовыми потребностями являются: связь, взаимность и взаимодействие, поток и автономность (Young, 2003, стр. 9). К примеру, ребенок с неудовлетворенными потребностями связи с другими, скажем, в случае потери или смерти родителей, развода или какой-либо пагубной зависимости, может выработать схему Покинутости/нестабильности. Цель схема - терапии - помочь пациентам в достижении удовлетворения своих глубинных эмоциональных потребностей. Основные шаги к достижению этой цели включают обучение пациентов:
Некоторыми характерными методами в схема терапии являются методы ограниченного перевоспитания и гештальт-психодрамы, такие как перезапись образов и техники «пустого стула». (См.ниже раздел «Методы»). Определение неадаптивных схем Янг использует концепцию схем согласно их определению в когнитивной психологии, таким образом, схемы могут быть либо здоровыми, либо неадаптивными. В некотором смысле схема - терапия преследует цель заменить неадаптивные схемы более здоровыми. Неадаптивные или дезадаптивные схемы, согласно Янгу, определяются и относятся в основном к отсутствию удовлетворения основных эмоциональных потребностей в детстве, а также недостатком надлежащих отношений, связей и поведения родителей, опекунов и других людей, принимающих участие в жизни растущего ребенка. Неадаптивные схемы считаются сложившимися (с детства) моделями нестабильных реакций/поведения в данной жизненной ситуации. Неадаптивные схемы могут иметь в своей основе вызываемые в памяти (иногда навязчивые) воспоминания прошедшей травмы, трагедии, страха, насилия, пренебрежения, неудовлетворенной потребности в безопасности, оставления, или недостатка нормальной человеческой любви в целом. Таким образом, будучи взрослым, человек сохраняет схемы и «режимы», которые могут стать почти рефлекторными по мере того как пациент ищет одобрения, что обусловлено потребностями, неудовлетворёнными в детстве. Неадаптивные схемы могут также быть телесными ощущениями, связанными с разного рода травмами (и/или взглядами в прошлое, такими как при посттравматическом стрессовом расстройстве). Образы, в которых человек может видеть себя, в комбинации с трудностями в установлении своей истинной сущности, образа своего тела, и/или способность индивида (или ее отсутствие) должным образом или счастливо общаться с другими (поскольку его этому никогда не учили/не научился в детстве) также могут считаться «схемами». Схемы также могут служить причиной чувства неадекватности, ведущего к кажущимся драматичным, неподходящим, дисфункциональным, или в целом разрушительным видам поведения в ответ на ситуации и сценарии, которые «здоровый взрослый» определил бы как повседневные. Режимы Режимы определяются как эмоциональные состояния и пути преодоления жизненных ситуаций. Жизненные ситуации, которые кажутся нам выводящими из равновесия, вызывают плохие воспоминания, оскорбляют нас, или личные темы/ситуации, в которых мы особенно уязвимы, определяются как «инициаторы», могущие повлечь за собой в некоторой степени взрывное поведение пациентов, вовлеченных в данный вид терапии. Согласно Янгу, люди, страдающие расстройствами личности, в особенности склонны к гиперчувствительности и могут «завестись» от простого образа, оскорбления, звука, и т.д. Данные «инициаторы» могут вызывать состояния, часто ведущие к реакциям, воспринимающимся окружающими как неуместные и/или гиперреакции. Размышление над собственной схемой инстинктивно вызывает неприязнь, и часто вызывает реакцию в виде «убегай или сражайся». Философия схема - терапии, основанная на заботе и комфорте, помогает вмешаться в тот момент, когда человек «заведен», замещая реакцию саморазрушения здоровым навыком справляться. Схема - терапия работает путем сосредоточения на определении истоков отсутствия самоконтроля личности, импульсивности, недостатка привязанности к партнерам, коллегам или членам семьи, и помогает в достижении уверенности в себе и эффективном устранении каких-либо саморазрушающих реакций, по мере того как клиент приобретает более здоровые методы преодоления неприятностей. Некоторые из определенных режимов, о которых пациенты и клиенты узнают в ходе терапии, представлены ниже:
Редко ощущаемые пациентом личные недостатки могут быть преднамеренно скрываемы внутри. Когда это происходит, вместо того, чтобы показывать свое истинное я, пациент может казаться другим «эгоистичным», «ищущим внимания», корыстным, отдаленным, и может демонстрировать поведение, не характерное для его истинной природы. В этом режиме пациент может выработать самовлюбленную личность нарцисса/alter-ego с целью бегства или маскировки собственной незащищенности от других. Из-за страха быть отвергнутым, из-за ощущения потери связи с собственной личностью и болезненного самовосприятия, эти пациенты (поистине желающие общения/привязанности) могут в конечном итоге отталкивать других прочь. Этот редкий тип поведения также может быть самоуспокаивающей (однако, всё же нездоровой) техникой самолечения и, в конечном итоге, становиться опасным.
Техники, используемые в схема - терапии Некоторые методы схема - терапии используют и расширяют стандартные техники когнитивно-бихевиоральной терапии (КБТ), главным образом осуществляя вмешательства на когнитивном уровне (Young, 2003), такие как традиционные доводы за и против или расширение в образный диалог между «схемной стороной» и «здоровой стороной». Некоторые методы, используемые в схема - терапии, являются более экспериментальными и сосредоточенными на эмоциях (Young, 2003), и во многом основываются на психодраму и методы гештальт-терапии. Другой тип вмешательств является бихевиоральным (поведенческим) (Young, 2003): ролевые игры, включающие взаимодействие, и в последующим назначение взаимодействия в качестве домашнего задания. Поведенческие вмешательства также основываются на и расширяют стандартные методы КБТ. Одной из самых отличительных и центральных областей метода в схема - терапии является использование терапии отношений, в частности, ограниченного перевоспитания (Young, 2003). С точки зрения внедрения психотерапии, ограниченное перевоспитание и экспериментальные вмешательства, в особенности связанные с изменением режимов, могут рассматриваться как описанные в психоанализе объектные отношения, или как определенные психоаналитиком Томасом Одгеном (Thomas Ogden) внутренние субъектные отношения. Исторически основное направление психоанализа склонялось к неприятию активных вмешательств в области изменения объектных отношений, что отражено, например, в работе Фрица Перлза (Fritz Perls) по гештальт-терапии или «корректирующем эмоциональном опыте»Александера. Однако, направления в современной психологии собственной личности пересматривают или заново открывают некоторые из этих областей с точки зрения «оптимального реагирования». Интересно, что при прямом сравнении психоаналитического подхода, основанного на теории объектных отношений, в частности феномена трансфера в психотерапии Отто Кернберга (Kernberg), и схема - терапии, схема - терапия показала значительно лучшие результаты. Ограниченное перевоспитание Процесс ограниченного перевоспитания является основой лечения в схема - терапии, и одним из наиболее уникальных и определяющих ее элементов. Центральное положение и эффективность данного подхода получили экспериментальное подтверждение по результатам двух рандомизированных контролируемых исследований схема - терапии. Изучение исходов в данных исследованиях показало, что большая доля пациентов с пограничными расстройствами личности могут достичь полного выздоровления в отношении целого спектра симптомов. Уровень выхода из исследования в этих работах был крайне низким. Пациенты, принявшие участие в данных исследованиях, относили большую часть эффективности лечения и низкий процент выхода из исследования на счет метода ограниченного перевоспитания. Удовлетворение потребностей и создание безопасных привязанностей Ограниченное перевоспитание берет исток непосредственно из предположения схема - терапии о том, что ранние неадаптивные схемы и режимы возникают в том случае, если не удовлетворяются основные потребности. Цель заключается в удовлетворении этих потребностей путем оказания помощи пациенту обрести впечатления и переживания, которые были упущены в раннем детстве, и которые послужат в качестве антидота разрушительным переживаниям, приведшим к неадекватным схемам и режимам. Ограниченное перевоспитание, соответствующее здоровому воспитанию, предполагает создание с помощью терапевта безопасных привязанностей, в рамках профессиональных отношений, когда терапевт направляет свою деятельность на удовлетворение этих потребностей. Исследования, охватывающие широкий спектр дисциплин, поддерживают постулат о том, что эта безопасная привязанность является основой адаптивного функционирования, благополучия и процветания. Широкий спектр ограниченного перевоспитания В центре внимания ограниченного перевоспитания лежит широкий спектр потребностей, включающий ранние связи, радость, адекватные ограничения и автономию. По мере того, как процесс воспитания принимает разные формы, ограниченное перевоспитание может включать тепло и заботу, твердость, самораскрытие, конфронтацию, игривость и, среди прочего, установление границ. Оно принимает форму одновременной нежности и твердости через то, что называется «эмпатической конфронтацией». Оно также изменяется в зависимости от этапа лечения. По этой причине схема - терапия не может быть определена как особая позиция нейтралитета, твердости или заботы. Она наилучшим образом характеризуется широким спектром реакций и склонностей со стороны терапевта и включает в себя его гибкость и организацию этих реакций вокруг основных потребностей пациента. Ораниченное перевоспитание и потребность в доверии Подход ограниченного перевоспитания к ранним потребностям в связи отличает схема - терапию от большинства других подходов в психотерапии. Преобладает мнение, что автономии наиболее эффективно способствует обучение пациентов навыкам регулирования их аффектов или занятие терапевтически нейтральной позиции, и, таким образом, предотвращение выработки у пациента зависимости от терапевта для этого регулирования. Процесс ограниченного перевоспитания приветствует и поощряет эту зависимость. Регулирование терапевтом аффектов пациента становится внутренней составляющей пациента и формирует режим здорового взрослого, моделью которого является терапевт. Этот режим здорового взрослого становится прочным фундаментом для создания автономии. Таким образом, ограниченное перевоспитание основано на большем доверии к этим ранним потребностям зависимости и убеждении в том, что более эффективным путем является удовлетворить их, чем бороться с ними. Ключевые шаги ограниченного перевоспитания Ограниченное перевоспитание включает в себя достижение режима уязвимого ребенка и затем переубеждение, будучи твердым, или установление ограничений режимов избегания и компенсации или стилей совладания, которые блокируют доступ к режимам или схемам уязвимого ребенка. В ходе данного процесса терапевт помогает обеспечить конструктивные выходы из ситуаций, провоцирующих так называемый режим злого ребенка. Кроме того, от терапевта часто требуется помощь пациенту в борьбе со схемами наказания, требовательными схемами, схемами и режимами порабощающего родителя. Эти шаги обычно облегчаются путем использования управляемых визуальных изображений, экспериментального метода, который позволяет психотерапевту становить более прямой контакт с различными режимами и схемами. Визуальные образы Правое полушарие головного мозга является доминирующим полушарием в раннем детстве и, следовательно, полушарием, посредством которого маленький ребенок строит связи, участвующие в его становлении. По этой причине большинство ранних неадаптивных схем считаются пережитыми и хранящимися в правом полушарии пациента. Правое полушарие имеет наиболее прочные связи с лимбической системой мозга (место возникновения наших эмоций) и, следовательно, напрямую связано с нашими наиболее глубокими и мощными чувствами. Визуальные образы, как основное средство, посредством которого правое полушарие организует и обрабатывает информацию о собственной личности, других людях и аффектах, часто являются важным средством получения прямого доступа к «уязвимому ребенку» внутри пациента в его отношении к значимым и связанным с ним «инстинктивным» чувствам, которые лежат в основе схем. Управляемые визуальные образы часто используются на ранних этапах схемной терапии с целью более четко и глубоко понять схемы и режимы. Это достигается путем: 1. Вызова в памяти негативных детских воспоминаний в виде образов переживаний, связанных с матерью, отцом и другими значимыми людьми 2. Просьбы к пациенту вести диалог с этими людьми 3. Попытки узнать у пациента, что ему нужно от значимых других и понять эти потребности через призму связанной с ними схемы 4. Просьбы к пациенту определить, какие из нынешних ситуаций вызывают те же эмоции, что и образы из раннего детства и, таким образом, уточнение связи между ранними воспоминаниями и текущими триггерами схем и режимов Через этот процесс устанавливается резонанс между правым полушарием терапевта, по мере того как он представляет себе образы, описываемые пациентом в режиме уязвимого ребенка, и правым полушарием пациента. Считается, что этот резонанс правых полушарий углубляет и активизирует эмоциональную связь между терапевтом и пациентом. Также визуальные образы часто являются важным элементом фазы изменений. Данная фаза включает в себя процесс под названием «перезаписи изображений», посредством которого болезненные воспоминания пересматриваются пациентом и, таким образом, обеспечивают важную основу. Для некоторых пациентов и терапевтов Дневник схем используется в рамках своей системы, а не явно, особенно на более поздних этапах лечения. Для других пар терапевт-пациент он становится важным инструментом для дальнейшей интернализации процессов, присущих здоровому взрослому. Обсуждение результатов некотороых исследований применения схема - терапии Сравнение результатов схема - терапии и психотерапии, основанной на переносе («Архивы общей психиатрии» (Archives of General Psychiatry) 2006) Голландские исследователи, включая Д-ра Джозефин Гизен-Блу (Josephine Giesen-Bloo) и Д-ра Арнуд Арнтц (Arnoud Arntz) (руководитель проекта), сравнили схема - терапию (также известную как терапия, основанная на схемах (SFT – Schema Focused Therapy) с психотерапией, основанной на переносе (TFP - Transference Focused Psychotherapy) в лечении пограничного расстройства личности. В исследование были включены 86 пациентов из 4 учреждений психического здоровья в Нидерландах. В данном исследовании пациенты проходили по два сеанса схема - терапии (SFT) или психотерапии, основанной на переносе (TFP) в течение 3 лет. После трех лет полное выздоровление было достигнуто у 45% пациентов, получавших SFT, и 24% пациентов, которым проводилась TFP. Спустя один год процент полностью выздоровевших увеличился до 52% в группе SFT и до 29% в группе TFP, при этом 70% пациентов в группе SFT достигли «клинически значимого улучшения». Кроме того, процент выбывших из исследования составил лишь 27% для SFT, в сравнении с 50% для TFP. Пациенты начинали чувствовать себя и действовать значительно лучше после первого года, при этом улучшение происходило более быстрыми темпами в группе SFT. Было отмечено продолжающееся улучшение в последующие годы. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что оба вида лечения имеют положительный эффект, при этом более успешной является схема - терапии. Полный текст статьи имеется в свободном доступе по адресу: http://archpsvc.ama-assn.Org/cqi/content/full/63/6/649 Менее интенсивная амбулаторная, индивидуальная схема - терапия (BehaviourResearchandTherapy (Исследование и терапия расстройств поведения) 2009) Голландские исследователи, включая Д-ра Марион Надорт (Marjon Nadort) и Д-ра Арнуд Арнтц (Arnoud Arntz), оценили эффективность схема - терапии в лечении пограничного расстройства личности (ПРЛ) при ее использовании в рядовых учреждениях психического здоровья. Всего 62 пациента получали лечение в 8 учреждениях психического здоровья в Нидерландах. Лечение было менее интенсивным по нескольким аспектам, включая переход от проведения сеансов дважды в неделю к проведению сеансов один раз в неделю на протяжении второго года. Несмотря на это, снижения эффективности не наблюдалось, с частотой выздоровления, достигающей по крайней мере таких же цифр, и сходно низкими показателями выхода из исследования.[8] Пилотное исследование групповой схема - терапии при ПРЛ (JournalofBehaviorTherapyandExperimentalPsychiatry(Журнал терапии поведения и экспериментальной психиатрии) 2009) Исследователеи Др. Джоан Фаррел (Joan Farrell), Ида Шоу (Ida Shaw) и Др. Майкл Веббер (Michael Webber) из Центра исследования и лечения ПРЛ медицинского университета Индианы испытали эффективность добавления восьмимесячного курса групповой схема - терапии, включавшего тридцать сеансов, к обычному лечению (ОЛ) тридцати двух пациентов с ПРЛ. Процент выбывших из исследования составил 0% для пациентов, получавших групповую схемную терапию в дополнение к ОЛ и 25% в группе пациентов, получавших только ОЛ. В конце лечения 94% пациентов, получавших групповую схема - терапию в дополнение к ОЛ, в сравнении с 16% пациентов, получающих только ОЛ, более не соответствовали диагностическим критериям ПРЛ. Групповая схема - терапия привела к значительному уменьшению симптомов и существенному улучшению деятельности. Значительный положительный эффект, отмеченный в исследовании групповой схема - терапии предполагает, что групповой механизм может увеличить или стимулировать активные компоненты лечения больных ПРЛ. В настоящий момент разрабатывается совместное рандомизированное контролируемое исследование на базе 14 учреждений в шести странах, цель которого будет состоять в дальнейшем изучении этого продуктивного взаимодействия между групповой и схемной терапией. Экономическая эффективность схемной терапии Даже наиболее интенсивная версия схема - терапии, упомянутая в первом исследовании, была определена как экономически эффективная. Экономический анализ, проведенный авторами исследования, показал, что за каждый год проведения данной терапии у пациентов, включенных в исследование, голландское общество получило прибыль в 4500 евро на пациента (эквивалентно около 5700 долл. США), несмотря на дорогостоящее лечение. Заключение Конечной целью схемной терапии является помощь пациентам в удовлетворении своих основных потребностей. Схема - терапия достигает этого путем изменения неадаптивных схем, стилей совладания и режимов, используя такие инструменты, как визуальные образы, ограниченное перевоспитание, и поведение, направленное на изменение недостаточной адаптации. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|