Ограниченное замещающее родительство в схема-терапии: обычное и интенсивное

Отношения терапевта и клиента часто описываются в метафоре родительства. Так, по словам "отца-основателя" когнитивно-поведенческой терапии Аарона Бека, - "Правильно интерпретируя лечебный процесс и применяя осторожное стратегическое планирование, психотерапевт будет иметь возможность наблюдать чудесное превращение пациента в автономную зрелую личность, и получить наслаждение, сравнимое с тем, которое мы получаем, глядя на растущих детей" [Бек, с. 364].

В то же время, в таком "побеге" КПТ как схема-терапия Джеффри Янга метафора начинает пониматься едва ли не буквально, становясь, фактически, одной из основных терапевтических техник. Разумеется, это связано с изначальным повышенным вниманием к опыту детских переживаний, что принципиально отличало СТ от КПТ образца последнего десятилетия прошлого века, и что стало одной из причин настоящего остракизма, которому подвергся Янг со стороны КПТ-сообщества, обвинившего его в методологической измене с психоанализом.

По утверждению самого Янга, он "всего лишь, стремился привлечь в свое направление все методы, которые работают" [Вебинар], не придавая особого значения их родословной, и не уделяя внимания требованиям "чистоты рядов" сторонников того или иного подхода. Именно так в схема-терапии появились "стулья" для субличностей, заимствованные из гештальт-терапии, и именно так фактически инкорпорированная в СТ теория объектных отношений стала основой техники, получившей название "ограниченного замещающего родительства" (limited reparenting). Заметим, что про данную теорию Янг отдельно не говорил, но именно она подразумевается СТ, когда речь идет об интернализации пациентом терапевта как части собственного здорового взрослого (в теории ОО, в изложении О. Кернберга, это называется идентификацией пациента с интерпретирующим терапевтом или объектными отношениями хорошего типа).

В чем же заключается это "переродительство" (если перевести оригинальный термин совсем уж буквально)? Прежде всего, в посильном удовлетворении тех эмоциональных потребностей клиента, которые не были адекватно удовлетворены в его детстве и подростковом возрасте, разумеется, при соблюдении здоровых границ терапевтических отношений. Терапевт в рамках данной техники должен, в частности, избегать нейтралитета, обычного для других психотерапевтических подходов, включая КПТ, и проявлять высокую степень внимания и заботы. Он должен быть искренним и аутентичным, не "застревать" в роли терапевта. Ожидается, что он будет способен к подлинному сочувствию и глубокой "сонастройке" с клиентом. Эмоциональная поддержка не должна перекрываться эмпирическими разборами и логическими операциями.

Конкретно это предполагает гораздо более теплые и участливые отношения между терапевтом и клиентом, включая, например, определенное самораскрытие терапевта, согласованные звонки клиента терапевту вне сессий, равно как СМС и скайп, в определенное ранее время, а также обоснованное использование объятий в случае необходимости. По признанию самого Янга, его друзья говорили ему, что "не видят разницы в его отношении к ним и к его клиентам" [Вебинар].

Это, однако, еще не предел. Янг сформулировал недавно модификацию данной техники, которую назвал "интенсивной", и которая предназначена для более долгосрочных, более "порушенных" или более резистентных клиентов. В рамках этой модели самораскрытие терапевта уже граничит с его уязвимостью. Терапевт позволяет себе быть более спонтанным, открытым и иногда даже дурашливым. Терапевт и клиент могут вести разговор на отвлеченные, не связанные с терапией темы, интересующие обоих, получать и оказывать консультативную помощь по самым разным, кроме психологических, вопросам. Контакт с клиентами более частый, и сессии длятся дольше обычного. Интенсивный репарентинг предполагает также, что терапевт чувствует себя гораздо более свободным в том, чтобы подталкивать своих клиентов к изменениям, точно так же, как это делает здоровый родитель. По словам Янга, - "Я даю больше заботы и привязанности, так что пациент чувствует себя особенным и в большей безопасности" [Вебинар Янга].

Насколько это работает? По утверждению Янга, интенсивный репарентинг дает впечатляющие результаты, проверенные на большом количестве клиентов. Вполне возможно, так оно и есть, ведь человек приходит в любую терапию именно за этим - пониманием и участием.

Источники:
Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб: Питер, 2017.
Вебинар Джеффри Янга, New Developments & And Future Directions in Schema Therapy. 07.10.2018/ СПб Институт СТ; АКПП.

P.S. В любом случае, в основе всякой успешной терапии должна лежать адекватная диагностика. В диагностическом арсенале СТ основным является Опросник Янга (Young Schema Questionnaire). Интересующиеся структурой и логикой диагностических процедур в схема-терапии могут узнать больше на моем вебинаре: "Схема-терапия: диагностика".

Ограниченное замещающее родительство в схема терапии обычное и интенсивное



Просмотров: 657
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Зеркальные расстановки" или "Сам себе терапевт".
  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • Работа с симптомом методом песочной терапии. ("Записки песочного терапевта").
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь