Концептуализация случая: модификация модели схема-терапии

Структура формулировки случая в когнитивно-поведенческой терапии и в схема-терапии, в принципе, идентична, и включает такие базовые элементы, как история жизни (биографические сведения), базовые и условные убеждения (схемы) и копинговые стратегии (режимы). Создание диагностической концепции того, что с человеком происходит, носит и в КПТ и в СТ диалоговый, коллаборативный характер, предполагающий обсуждение и подтверждение (или опровержение) сделанных терапевтом наблюдений и заключений. И именно предъявляемая пациенту часть концептуализации уже отличается. В схема-терапии она сформирована в виде модели дисфункциональных режимов – детских, родительских и копинговых [Арнтц, с. 121-129]. В "классическом" КПТ она имеет вид когнитивной диаграммы, включающей все базовые элементы формулировки случая [Бек 2018]. То есть, КПТ рассказывает пациенту несколько больше, стремясь помочь ему понять, "на каких переживаниях ему следует сосредоточиться и какие интерпретации и основные убеждения выделить" [Бек 2017, с. 86].

На мой взгляд, предъявляемая пациенту концептуализация его случая в рамках схема-подхода, приобретает большую информативность при включении в нее, помимо режимов, таких элементов, как: группы и конкретные схемы с градацией их по степени тестового показателя (от высокого до среднего); группы схем в их связи с конкретными фрустрированными потребностями; описание функционального режима здорового взрослого; диагностические характеристики того или иного расстройства личности, совпадающие с паттернами поведения пациента.

Последний элемент в данной расширенной модели - наиболее противоречивый. Вопрос о том, следует ли рассказывать пациенту о личностном расстройстве, которым он, скорее всего, страдает, является дискуссионным. А. Бек в этом отношении склонен рекомендовать "избегать ярлыков и определять расстройство в терминах убеждений, чувствительности, значений и т.д.", поскольку "сами термины, которые мы используем для описания этих расстройств (нарциссический, обсессивно-компульсивный, и т.д.), имеют уничижительный оттенок" [Бек 2017, с. 92]. Я полагаю, все же, что решение о включении информации о личностном расстройстве в концептуальную схема-карту, предъявляемую пациенту, необходимо принимать в зависимости от тяжести расстройства, его стигматизированности ("нехорошем" звучании), и степени функциональности индивида. Я предпочитаю не распространяться о их диагнозе пациентам с пограничным, параноидным, пассивно-агрессивным и шизоидным расстройствами личности. Нарциссы, как правило, прекрасно о своем нарциссизме осведомлены. Что касается избегающего, зависимого, гистрионного и обсессивно-компульсивного расстройств, я не вижу особых препятствий в том, чтобы раскрыть пациенту суть его неблагополучия.

Привожу для иллюстрации карту, созданную мною для клиента с избегающим расстройством личности. Последовательность строк отражает последовательность обсуждения элементов карты с пациентом, выдержанную в логике от общего к частному и обратно, от валидации детских режимов к объяснению более удручающих взрослых и копинг-режимов.

В последнюю очередь обсуждается "функциональный режим здорового взрослого", призванный продемонстрировать пациенту здоровые и зрелые черты личности, которыми он, безусловно, обладает, лучшим подтверждением чего "является то, что мы с вами сейчас сидим здесь и разговариваем".

Литература
Арнтц А., Якоб Г. Практическое руководство по схема-терапии. Методы работы с дисфункциональными режимами при личностных расстройствах. М.: Научный мир, 2016. – 320 с.
Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб: Питер, 2017. – 448 с.
Бек Дж. Когнитивно-поведенческая терапия: от основ к направлениям. СПб: Питер, 2018. - 416 с.

Концептуализация случая модификация модели схема терапии



Просмотров: 1009
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Описание случая краткосрочной терапии "Принцесса на горошине"
  • Описание случая долгосрочной терапии "Надломленная девочка"
  • Ценность символа "Дом" для личности и терапии
  • "Схема диалога о чувствах" копилка практических техник
  • "4 Столпа" Когнитивно-Поведенческой Терапии (КПТ)
  • "Пять элементов" в отношениях с подростками. Элемент №1 "Диалог".
  • "Пять элементов" в отношениях с подростками. Элемент №2 "Доверие".
  • Аннотация к учебному пособию "Психология личности: определение, схемы, таблицы", 2015
  • Та самая схема "A-В-С" и как она работает.
  • О связи ранних дезадаптивных схем, дисфункциональных режимов и личностных расстройств
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Паническое состояние. "Стыдная проблема" - описание случая.
  • Этиология психических расстройств. "Эндогенное" и "экзогенное"
  • Различие в подходах к лечению панических расстройств "у нас" и "у них".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Методика "Мысленный крест" - православная модификация EMDR (ДПДГ) терапии
  • Синхронизация ранних дезадаптивных схем, дисфункциональных режимов и личностных расстройств
  • "Является ли самоубийство подростков игрой третьей степени, и кто настоящая жертва"
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Диагностические техники в арт-терапии: "Афиша".
  • Диагностические техники в арт-терапии: "Семена".
  • Диагностические техники в арт-терапии: "Дверь".
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь