|
Методика "Мысленный крест" - православная модификация EMDR (ДПДГ) терапииАвтор статьи: Андрей Демкин
Внимание: Если вы хотите быстрее уснуть, то молитву достаточно произнести один раз, в начале. Можно прочесть молитву Иоанна Златоустого: "Господи, укрой меня от людей некоторых, и бесов, и страстей, и от всяких иных непотребных вещей".
Главный секрет быстрого засыпания: при движении глазных яблок вверх старайтесь уводить их как можно выше ("закатывать глаза"). Такое движение имитирует движение глазных яблок при засыпании и вызывает рефлекторное включение "сонной программы" организма. желательно выполнять не менее 48 крестных знамений за прием: 24 движения глазами сверху вниз и 24 движения глазами справа-налево. Упражнение может выполняться длительно - до устранения симптома (отвлечение от навязчивых переживаний, уменьшении боли) либо до засыпания. Возможно, что вы уснете во время выполнения методики "Мысленный крест", даже если вы и не собирались спать - это нормальная реакция, которая также пойдет на пользу вашему организму. 5. Регулярность и повторение упражнений "Мысленный крест": выполнение методики "Мысленный крест" может дать как немедленный эффект при разовом применении, так и использоваться при регулярной терапии хронических симптомов (например навязчивые мысли, страхи, ночные пробуждения с тревожными аффектами). В случае лечения хронических симптомов может требоваться регулярное повторение упражнений из методики и некоторые изменения в тактике ее применения. В этом случае требуется не дожидаться проявления болезненного симптома, а специально вызывать его, удерживая травматический образ (картинку, звук, запах, вкус, ощущение, переживание) на фоне выполнения мысленного крестного знамения глазами и чтения Иисусовой молитвы. При трудностях, молитву можно читать один раз при первом мысленном крестном знамении. Старайтесь удерживать травматический образ как бы на заднем плане - на безопасном для вас расстоянии. Повторяйте "Мысленный крест" не менее 48 раз за процедуру, по нескольку сессий за один подход. Отмечайте, когда эмоциональная значимость или выраженность ваших эмоциональных или физиологических реакций начнет уменьшаться. Уменьшение или исчезновение болезненной симптоматики может проявиться как после нескольких сеансов, так и после первого-же сеанса. После того как вам удастся достичь состояния, когда обращение к травмирующим воспоминаниям или информации позволяет вам контролировать свое психоэмоциональное и физиологическое состояние, можно перейти ко второй фазе выполнения методики "Мысленный крест". Цель второй фазы - создание адаптивной переработки травматической информации. Для выполнения упражнения требуется представить травматическое событие или информацию в безопасном или даже полезном для вас виде (Например, переосмысление картины смерти незнакомого человека под колесами автомобиля: "Все люди умирают - это естественно. Никто не живет вечно. Это событие останется в моей памяти, и оно будет просто частью моих воспоминаний, как любое другое воспоминание. На его примере я убедился, что важно соблюдать правила дорожного движения"). В этом случае при выполнении глазами мысленного крестного знамения на заднем плане удерживается новый желаемый образ для перерабатываемой информации. Побочные эффекты: в некоторых случаях при первом выполнении упражнения может наблюдаться тяжесть в глазах и/или возникновение головной боли. Чаще всего эти побочные эффекты связаны с небольшой тренированностью глазодвигательных мышц. С каждой последущей процедурой глазодвигательные мышцы приобретут все большую тренированность и вероятность побычных эффектов будет ниже. Медико-психологическое обоснование лечебной методики "Мысленный крест" Методика "Мысленный крест" является авторской адаптацией к православным традициям методики «Техника десенсибилизации и проработки травм движением глаз» (ДПДГ, EMDR) американского психолога Франсин Шапиро, описанной в ее монографии (Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. - М. Класс, 1998) и метода "Интеграции путем движения глаз", разработанных в рамках теории нейролингвистического программирования (НЛП) американскими психологами Коннирой и Стивом Андреасами (Джоном Стивенсом).
В случае если трагическая ситуация произойдет со значимым для субъекта человеком или субъект не будет иметь достаточно психических ресурсов для переработки травматического содержания, возможно возникновение ситуации, когда негативно эмоционально окрашенные воспоминания "изолируются" в памяти человека и не могут быть переработаны и адаптированы для "безопасного" использования в естественном физиологическом режиме. В этом случае в коре головного мозга возникает застойный изолированный очаг возбуждения, сохраняющий информацию о травматическом переживании. При любом обращении к событию (ассоциации, попадание в схожую обстановку, в то же место) возможна активация всего "эмоционального букета" негативных переживаний, связанных с обстоятельствами психотравмы. Также изолированное непереработанное психотравмирующие содержание памяти может прорываться в виде ночных кошмаров, в виде приступов раздражительности или даже агрессии. Несмотря на то, что человек может раз за разом переживать психотравмирующую ситуацию, при чем каждое новое обращение к психотравмирующей ситуации и воспроизведение эмоциональных и физиологических реакций не приносят облегчения, а, чаще всего, напротив, утяжеляют состояние человека. Подобная симптоматика зачастую укладывается в структуру постравматического стрессового расстройства. При выполнении упражнений по методике "Мысленный крест" наяву симулируется фаза быстрого сна, во время которого происходит естественная переработка психотравмирующей информации. При повторении упражнения движения глаз по "мысленному кресту" активируют информационно-перерабатывающую систему и восстанавливают ее равновесие. С каждой новой серией движений глаз травматическая информация перемещается, причем ускоренным образом, дальше по соответствующим нейрофизиологическим путям, пока не достигается положительная адаптация и переосмысление этой информации. Православное обоснование методики "Мысленнный крест" Не нужно отчаиваться, если вам приходиться претерпевать скорби или болезни. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: "Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностию, другой болезнию, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией". Вера и молитва - есть универсальное оружие и лекарство человека, способное защитить его как от нападения вражеских телесных или бестелесных сил, так и даровать исцеление или облегчение страданий. По свидетельству блаженного Иеронима «человек ни к небу не может обращаться с молитвою иначе, как в форме креста, ни плыть по воде иначе; крест – общая для всех движений форма и для всего живого; это даже самого мира вид». Схиигумен Савва (Остапенко) в своей книге "Приими от меня искренний совет" пишет: "Поэтому не удивительно, что богомудрые отцы, учители и старцы наставляют нас для отражения врага спасения при всех обстоятельствах жизни пользоваться как можно чаще, даже непрестанно, сладчайшим именем Иисуса Христа, т. е. пользоваться Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!», при этом быстро производя мысленный крест: при вдохе – продольную линию креста, а при выдохе – ей поперечную и т.д. И так же пользоваться им без дыхания, когда его быстро, как молнию, накладываем на соблазнительные картины, человека, вещь, прочеркивая мысленно, как бы глазами, этот мысленный крест, и сейчас же чувствуем, как страстные похотения прекращаются, вожделения потухают, мысли успокаиваются". Физически выполненное рукой крестное знамение и мысленное крестное знамение, сопровождаемое или не сопровождаемое движением глазами идентичны по своей благодатной силе. Исследователь Ангелина Малаховская в своей работе "Чем объясняются целительные свойства святой воды, православной молитвы и крестного знамения?" пишет, что крестное знамение, выполненное мысленно глазами, изменяет структуру воды также, как и обычное крестное знамение, наложенное рукой: после мысленного крестного знамения, выполненного глазами, повышается оптическая плотность воды в короткой УФ части спектра. (Малаховская А.Д. Чем объясняются целительные свойства святой воды, православной молитвы и крестного знамения. Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Викентия, Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского. Рецензент: иеромонах Кирилл (Зинковский), кл.н., к.богосл.н., преподаватель СПбДА.- С. 34).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|