|
"Как?! Ты не веришь, что я чту Шаббат?! Да вот-те крест!"(размышления о евреях-выкрестах)Автор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Заголовок статьи отражает мировоззренческую компоненту выкрестов в России. Это такая старая байка, традиционно гуляющая по вечерним кухням еврейских интеллигентов, тех, кто остался здесь, где еще можно почувствовать себя немного диссидентом, немного космополитом, немного сумасшедшим...Вроде и смешно, но в то же время, грустно. Кто такие выкресты? Традиционно выкрестами называли евреев, перешедших в христианство (в России, главным образом, в православие) по каким-либо соображениям. Мотивированные к успеху, в поисках лучшей жизни, евреи принимали крещение, но...зачастую продолжали оставаться евреями. Трагизм заключался в том, что крещеный еврей должен был проявлять благоразумие, сдержанность, даже некоторое лавирование во взаимоотношениях со своими собратьями и новым окружением. Это положение можно охарактеризовать как "свой среди чужих, чужой среди своих". Ибо переходя в христианство, видя в этом шаге перспективу личностного роста, профессионального развития (до революции 1917 года евреев практически не принимали в высшие учебные заведения Российской империи или в некоторых университетах существовал некий "лимит" на принятие еврейских детей), еврей, как правило, терял связи с родными, являясь по определению Закона, "проклятым". Однако обобщать столь глубокие и сложные вопросы, затрагивающие ментальные границы этнического самосознания, все же не вполне уместно. Так как ситуации были многовариативны, и принятие христианства постепенно стало премлемым за чертой оседлости. Поэтому в таком случае, имели место быть многочисленные случаи перехода семей или отдельных ее членов в православие. Другой моделью христианизации евреев стала чудовищная практика насильственного изъятия еврейских мальчиков от матерей с целью воспитать из них настоящих солдат. Детишек крестили, отлучали от семьи, воспитывали в казармах...Кстати, многим из них давали удобные фамилии, в частности, Вербовой (что означало буквально завербованный на службу). Здесь, в условиях жесткой военной дисциплины, и стал формироваться новый тип поведения еврея - "самоненавистника". Еврей-антисемит...Иной раз, люди, не знакомые с нюансами психологии еврейства, подумают, что здесь опечатка, что эти слова несовместимы между собой. Однако именно антисемитизм в еврейской среде чаще всего имеет природу садомазохизма. Если рассмотреть переход из зоны комфорты (из привычной среды, традиции, культуры, языкового пространства) еврея-иудея в новое дискомфортное состояние, то становится понятно, что глубокая, вековая травмированность тонкой еврейской души трансформируется в совершенно новое состояние юдофобии. Например, выкрест будет постоянно испытывать сложные, противоречивые чувства к иудеям, в нем перемешается чувство гордости за свой народ, братства, любви, ненависти, страха, зависти. Имея еврейскую внешность, выкрест чаще всего будет отрицать свое этническое происхождение. Но несмотря на это, выкресты -антисемиты (точнее, уже из потомки) составляют не самый большой процент от тех, кто пытается всеми силами сохранить утраченное этническое самосознание или кто покорился ассимиляционной стихии. Выкресты-евреи и их потомки - социокультурный и этнопсихологический феномен. Ну, скажите, в какой среде, несмотря на крещение и паспортную "русскость", потомки выкрестов старательно переписывают из библиотечных книг названия иудейских праздников, рецепты еврейских блюд, хохмы? В таких "еврейских", но "выкрестских" с точки зрения Закона семьях, христианство не смогло вытеснить исконную ментальную природу этноса. Здесь есть свои нюансы и правила: "С русскими ты русский, с евреями ты еврей". Это правило буквально зацементировано в социокультурное пространство семьи. Такие семьи несколько абстрагированы от религии, то есть рожденные после 1950-х гг., как правило, не являются ни христианами, ни иудеями. Но тенденция сохранения этнического самосознания присутствует в увлечениях, копании архивных данных не ради перспективного отъезда, а просто так, для познания корней своих. Такое стремление к этнокультурной идентичности, познанию основ истории, безусловно, огромный духовно-нравственный потенциал для нашего специфического еврейства. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|