Что происходит с ранними дезадаптивными схемами (РДС) в схема-терапии?

Теоретически - они должны изменяться, благодаря техникам схема-терапии - переписыванию травматического опыта (рескриптингу), ограниченному родительству, удовлетворяющему, в определенной степени, фрустрированные в детстве потребности (репарентингу), и классическим КПТ-инструментам - когнитивного реструктурирования (протоколы, копинговые карточки и пр.) и поведенческой активации.

Общепринятым в данном направлении является представление Дж. Янга о том, что именно изменение схем обусловливает изменение симптомов [Young]. Вместе с тем, по результатам исследования А. Арнтца, Ф. Реннера и др. изменения интенсивности схем и симптомов происходят одновременно, т.е., ни одно из них не предшествует другому [Renner], что входит в противоречие с теоретическими установками. Впрочем, более ранние исследования генеральную посылку о приоритетности модификации схем перед симптомами подтверждали [Nordahl]. Как бы то ни было, наиболее интересными представляются мне имеющиеся данные, что ранние дезадаптивные схемы (зафиксированные через YSQ) снижают свою интенсивность в результате применения и других методов психотерапии, включая методы психодинамической направленности, равно как в результате психофармакотерапии, совершенно не озабоченных работой именно со схемами [Wegener]. Короче, схемы действительно претерпевают изменения, но необязательно в результате схема-терапии.

Всё это еще раз говорит нам о том, что, возможно, самое главное достоинство схема-терапии Дж. Янга - это схема-диагностика. Янг операционализировал введенное А. Беком понятие схем, как когнитивных конструктов, определяющих наши эмоциональные, поведенческие и физиологические реакции, что дало возможность более быстрого их извлечения, нежели в собственно когнитивно-поведенческой терапии, где для этого используется преимущественно терапевтическое интервью. А ещё эти конструкты синхронизируются с личностными расстройствами и с когнитивными искажениями, что также весьма полезно при концептуализации случая. Очевидно также и то, что зафиксированные в начале процесса РДС должны давать возможность отслеживать эффективность терапии на определенных её этапах. Последнее предположение автор заметки потрудился проверить лично.

Семь клиентов, находящихся у меня в долгосрочной терапии, были диагностированы на РДС "на входе" и спустя год. Терапевтические интервенции включали, преимущественно, методы классической КПТ, а также диалектико-поведенческой терапии и терапии принятия и ответственности. "На выходе" выяснилось, что в среднем 2/3 схем (10, 11, 12 из 18-ти) снизили свою интенсивность. Около половины из них редуцировались существенно - с переходом схемы в другую (более низкую) балльную группу, причем, часть схем может опуститься влоть до нулевого (0%) тестового показателя. 3-4 схемы остались без изменений. 4-5 схем - повысили свою интенсивность, иногда с переходом в более высокую балльную группу. Чем объяснить последнее? Очевидно, тем, что терапия - не легкий и однонаправленный процесс, в нем случаются и свои кризисы. Кроме того, как пишет Роберт Лихи, - "Корректировка давно существовавших у человека схем требует более длительной терапии и в некоторых случаях приводит к их активации в терапевтических отношениях" [Лихи, с. 469].

Тем самым, схема-диагностика действительно позволяет оценивать эффективность терапии, одновременно подсказывая - на какие базовые и промежуточные убеждения (каковыми, по сути, являются РДС) следует обратить более пристальное внимание. Вопрос же о механизмах изменений по-прежнему остается "подвешенным" (как и сто лет назад). "Благодаря чему, все-таки, схемы изменяются в ходе терапии - проблема для будущих исследований, которые должны будут использовать необходимую частоту замеров и контрольные группы" [Renner, p. 103].

"""""""""""""""""""""""""""""""
Источники:

Nordahl, H.M., Holthe, H., Haugum, J.A. (2005) Early Maladaptive Schemas in Patients with or without Personality Disorders: Does Schema Modification Predict Symptomatic Relief? //Clinical Psychology and Psychotherapy, 12, 142–149.

Renner, F., DeRubeis, R.J., Arntz, A., Huibers, M. (2018) Exploring mechanisms of change in schema therapy for chronic depression // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 58, 97-105.

Wegener, I., Alfter, S., Geiser, F., Liedtke, R., & Conrad, R. (2013). Schema change without schema therapy: The role of early maladaptive schemata for a successful treatment of major depression //Psychiatry Interpersonal & Biological Processes, 76(1), 1–17.

Young, J.E., Klosko, J.S., Weishaar, M.E. (2003) Schema Therapy: A Practitioner's Guide. New York: Guilford Press.

Лихи Р. Техники когнитивной психотерапии. СПб: Питер, 2020. - 656 с.

Что происходит с ранними дезадаптивными схемами РДС в схема терапии



Просмотров: 389
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "4 Столпа" Когнитивно-Поведенческой Терапии (КПТ)
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Как мне понять, чем заниматься?" - "Пойми свою природу."
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Что делать с "негативом" (интервью журналу "Shape")
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь