Стратегия работы со схемой «Чрезмерная близость /отсутствие самодостаточности» в схема-терапии

Автор статьи: Андрей Савенко

Стратегия работы со схемой Чрезмерная близость отсутствие самодостаточности в схема терапии

Типовое описание схемы

Когда пациенты с этой схемой (Чрезмерная близость /отсутствие  самодостаточности) обращаются за лечением, они часто бывают настолько слиты с другим, значимым для них, человеком, что ни они сами, ни терапевт не могут точно определить, где начинается личность пациента, и где заканчивается его «близость» с другим.

Обычно они «сливаются» с родителем или кем-то, кто выполняет функцию родителя, например, партнёр, родной брат, начальник или лучший друг (далее мы будем называть такую фигуру «Значимым человеком»).

Пациенты с этой схемой чувствуют свою чрезвычайную эмоциональную вовлечённость и близость со Значимым человеком за счёт развития своей полноценной индивидуальности и нормального социального развития. Один такой пациент, испытывавший  чрезмерную близость к своей матери, как-то рассказывал нам, как его мать пыталась отговорить его жениться.

Она произнесла буквально следующее: «Я знаю, как будет лучше для тебя, сынок. В конце концов, твои женщины приходят и уходят, а я всегда с тобой».

Многие пациенты с подобной схемой искренне считают, что ни они сами, ни их Значимый человек не могли бы выжить без постоянной поддержки друг друга, поскольку в таком случае они не вынесут наплыва негативных эмоций. Они верят, что действительно остро нуждаются друг в друге. Они чувствуют такую сильную связь со своим Значимым человеком, как будто они и он – это вообще один человек, а не два. Пациенты могут чувствовать, что они читают мысли другого человека, или понимают его желания, не задавая никаких вопросов.

Они верят в то, что для них будет неправильным устанавливать какие-то границы со Значимым человеком, и чувствуют вину каждый раз, когда они так делают.

Они рассказывают этому человеку всё, и ожидают, что он так же сделает в ответ. У них возникает ощущение, что они сливаются с этим Значимым человеком, и в такие моменты они могут чувствовать себя подавленными и задушенными.

Всё выше отмеченное относится к первой части данной схемы, т.е. к «чрезмерной близости». Но есть ещё и вторая часть – «отсутствие самодостаточности». Это неразвитая идентичность, которую пациенты обычно ощущают как чувство пустоты. Часто они описывают его как ощущение отсутствия себя, поскольку им пришлось отказаться от своей идентичности, чтобы сохранить связь со Значимым человеком.

Пациенты с неразвитой идентичностью чувствуют себя так, как будто они дрейфуют в мире без направления. Они не знают, кем они являются. Они не знают, что им на самом деле нравится, не могут развить свои природные задатки и способности. И не понимают, как следовать собственным естественным склонностям, т.е. что для них по-настоящему полезно и чем им действительно нравится заниматься. В крайних случаях они могут начать сомневаться, существуют ли они на самом деле.

Эти две части схемы – «чрезмерная близость» и «отсутствие  самодостаточности» – сочетаются часто, но не всегда.

У пациента может присутствовать неразвитая идентичность без слияния со Значимым человеком. Самодостаточность может отсутствовать и по другим причинам, кроме чрезмерной близости, например, вследствие подчинения. У пациентов, которых подавляли в детстве, чувство своей отдельности от другого человека может так и не развиться, потому что они были вынуждены делать то, что требовали их родители. Однако у пациентов, которые испытывают эмоциональное слияние  со  Значимым человеком, почти всегда обнаруживается неразвитая идентичность как следствие такого слияния. Их мнения, интересы, предпочтения и цели являются просто отражением их Значимого человека. Как будто его жизнь для них более реальна, чем их собственная: Значимый человек – это звезда, а они – как спутник звезды. Иногда пациенты с отсутствием самодостаточности целенаправленно вступают в разного рода группы, чтобы найти там харизматичного лидера, с которым можно было бы эмоционально «слиться».

Типичным поведением таких пациентов является подражание поведению Значимого человека, постоянные разговоры и мысли о нём (или о ней), поддержание постоянного контакта и подавление всех мыслей, чувств и действий, которые могут отличаться от Значимого человека. Когда пациенты предпринимают какие-либо попытки отделиться, они чувствуют, как их переполняет вина.

Цели терапии

Основная цель лечения заключается в том, чтобы помочь пациентам выразить спонтанные, естественные проявления своего «Я» - их уникальные интересы, мнения, решения, способности и задатки. Вместо того чтобы подавлять своё истинное «Я» и просто приспосабливаться к индивидуальности Значимого человека, с которым они соединяются. Пациенты, которые успешно избавились от такой проблемы, перестают зацикливаться на фигуре Значимого человека. Они находятся в центре своей собственной жизни. Они больше не сливаются со Значимым человеком, и могут адекватно осознавать, что у них на самом деле общего и чем они отличаются. Они удерживают свои границы при общении, и у них появляется полноценное чувство собственной идентичности.

Для тех пациентов, которые избегают близких отношений во взрослой жизни, стремясь не допустить слияния с другими, основная цель заключается в том, чтобы пациент установил такие отношения с другими людьми, которые не были бы ни слишком отдалёнными, ни слишком связанными.

Основные стратегии в терапии

В нашей работе мы фокусируемся на текущей жизни пациента. Основными методами являются когнитивный, эмпирический и поведенческий. Первые два помогают пациенту понять свои предпочтения и естественные склонности, а поведенческий метод позволяет ему реализовать своё истинное «Я».

Когнитивные стратегии ставят под сомнение убеждение пациента в том, что ему лучше оставаться в слиянии со Значимым человеком, чем быть самодостаточным.

Терапевт и пациент вместе определяют преимущества и недостатки обретения пациентом своей идентичности. Пациенты обнаруживают, что они одновременно могут быть и похожими, и отличаться в чём-то от Значимого человека. Важно выделить похожие черты: цель не заключается в том, чтобы жёстко противопоставлять себя и отрицать любые проявления сходства со Значимым человеком. Иногда пациент со схемой «Чрезмерной близости» может заявить, что теперь он вообще не желает иметь ничего общего со Значимым человеком. И не признаёт даже те похожие черты, которые на самом деле существуют. При таком способе реагирования на схему («сверхкомпенсации») пациент противопоставляет себя Значимому человеку. Кроме того, пациенты ведут диалоги между одной частью своей личности (которая хочет слияния с другим человеком) и своей здоровой частью (которая хочет развить собственную идентичность).

Эмпирический метод предполагает выполнение визуализации своего отделения от Значимого человека через воображение.

Например, пациенты ещё раз переживают такие моменты из своего детства, когда они были не согласны с родителями, или чувствовали, что они в чём-то отличаются от них. Они проигрывают такие ситуации в воображении, и проговаривают свои настоящие чувства и представляют, что они делают то, что они на самом деле тогда хотели сделать. Они представляют, как рассказывают своим прошлым и нынешним Значимым людям, чем они от них отличаются, и чем они похожи. Они представляют, что отстаивают свои границы, например, отказываются что-то рассказывать Значимому человеку или постоянно быть с ним. «Здоровую взрослую» часть личности сначала играет терапевт, а затем пациент. Таким образом мы помогаем «Слитой детской» части личности справиться с отделением.

Поведенческие стратегии помогают пациентам определить свои предпочтения и естественные склонности.

Пациенты пробуют, экспериментируют и составляют список занятий, от которых они неизменно получают удовольствие. При этом они ориентируются на свои ощущения в теле, которые дают им понять, что происходит что-то приятное. В качестве домашнего задания можно попросить перечислить любимую музыку, фильмы, книги, рестораны или мероприятия. Пациенты также перечисляют то, что им нравится и не нравится в других значимых людях. Поведенческие стратегии помогают пациентам действовать в соответствии со своими предпочтениями, даже в тех случаях, когда они отличаются от предпочтений Значимого человека. Кроме того, поведенческие стратегии помогают пациентам выбирать таких партнёров и друзей, которые не провоцируют их слияние. Как правило, пациенты с этой схемой выбирают сильных партнёров, чтобы затем погрузиться в жизнь партнёра. Партнёр становится их «родительской» фигурой. Пациенты становятся спутником, который вращается на орбите своего партнёра, как будто вокруг звезды.

Терапевт устанавливает оптимальные границы, управляя отношениями в терапии таким образом, чтобы они не были ни слишком близкими, ни слишком отдалёнными. Если терапевт и пациент будут сливаться, это станет повторением детского слияния пациента. Если же отношения будут слишком отчуждёнными, пациент почувствует себя изолированным и снизится его мотивация к изменению.

Отдельные сложности при работе с этой схемой

Самая очевидная проблема заключается в возможном слиянии пациента с терапевтом. Таким образом, что терапевт становится новым Значимым человеком в жизни пациента. Пациент способен отказаться от прежней фигуры Значимого человека, но только с тем, чтобы заменить её на фигуру терапевта. Как и в случае со схемой «Зависимости /некомпетентности», терапевту, возможно, придётся допустить некоторое слияние в начале работы, но стоит как можно быстрее начать поощрять самостоятельность пациента.

Перевод Андрея Савенко



Просмотров: 450
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Ваши внутренние границы. Есть ли они у вас и какие они?
  • Бесценные сокровища Женщины. Где они? Есть ли они?
  • Деньги. К кому они «приходят» и от кого они «уходят»
  • Деньги и как сделать так, чтобы они всегда были.
  • Почему нет денег и что делать, чтобы они были.
  • Чувства. Что они могут скрывать?
  • О чем молчат подростки... Часть 4: о том, что они испытывают чувства.
  • Они знают, что их любят, но не чувствуют этого. О доверии к родителям.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Безопасны ли кинезиологические упражнения для человека и, могут ли они нанести вред?
  • Обзор техник Славинского. Что они могут вам дать
  • Что такое ограничивающие убеждения и как они мешают любить себя?
  • Ответы, которые мы получаем. Про что они?
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право
  • Они хотели, чтобы я сделала аборт. Что чувствует ребенок? Пренатальная психология
  • Что такое “сексуальные забастовки” и чем они опасны для семейных отношений?
  • Что такое «личные границы» и для чего они нужны?
  • Что такое персональные «границы» и какие они бывают? (классификация)
  • Что такое границы личности и зачем они нужны?
  • Что такое когнитивные фильтры и как они работают?
  • Что такое бессознательные фантазии и как они проявляются в повседневной жизни
  • Панические атаки: для чего они нам нужны, и как от них быстро избавиться?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • То, что они будут помнить, когда вырастут.
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Что такое «границы» в детско-родительских отношениях, и для чего они нужны.
  • «Когда психологи недовольны, они делают вот что…»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь