|
Пути познания человеком себя и своей судьбы, или индивидуальное и корпоративное мифотворчествоАвтор статьи: Александр Геннадьевич Беляев
Фантастическое составляет сущность действительности (Ф.М. Достоевский) Время, в которое мы живем - эпоха перемен. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение из «винтика», в самостоятельно действующего субъекта хозяйственной деятельности. Мы по происхождению, советские, а теперь уже постсоветские, люди, привыкли жить в одномерном мире. Почти семь десятков лет находились «те», кто лучше нас самих знал: кто мы такие и зачем пришли в этот мир? Чего хотим и как это можно получить? Что будет после того, как всего достигнем? Что же происходит, когда в обществе существует одновременно множество различных реальностей и каждый сам должен отвечать на эти сложные вопросы? В этом случае мировоззрение большинства людей становится весьма противоречивым. Это, с одной стороны, приводит к внутреннему психологическому кризису, а с другой, чаще как исключение - к социальному и личному успеху. Последнее, чаще происходит, когда человек (часто неосознанно) самостоятельно создает стройную систему мировоззрения, где синергично интегрирует различные парадигмы. Для каждого отдельного человека и всех людей, чтобы ощущать себя частью общества необходимо общее объяснение мира и себя в мире, мировоззрение. Это - система представлений, позволяющая определить цели и найти ресурсы для их достижения, заполнить время, приобрести оптимизм и энтузиазм, для полной самореализации и достижения этих жизненных целей. Однако, стройное мировоззрение, соответствующее только одной парадигме (коммунистической, капиталистической или другой) в современном российском обществе обеспечивает социальную неудачу и ведет к экзистенциальному кризису, поэтому необходимо несколько основных мировоззренческих парадигм. Важно их знать и при этом иметь собственную, стройную систему мировоззрения, свой миф. Целью настоящей работы являлось создание концепции новейшего мифотворчества и демонстрация практического использования мифотворчества для выявления миссии, целей, ценностей и стратегического развития, как отдельного человека, так и целой организации. Методологическую и теоретическую основу изучения и исследования составили: макроэкономическая, и микроэкономическая теория, концепция рыночной модели экономики, основы менеджмента, стратегического менеджмента и маркетинга, психология управления и психоаналитическая теория, теория архетипов Юнга. Источниками работы явились публикации по проблеме стратегического развития современной фирмы, кризисам личности, исследованиям мифов, практическая работа авторов в качестве тренеров – консультантов консалтинговой группы «Эль – Консул», по определению целей развития коммерческой фирмы с использованием результатов тематического тренинга по мифотворчеству. Слово «миф» греческого происхождения, оно означает «повествование». Мифами принято называть фантастические повествования, основанные на религиозных верованиях, в которых рассказывается о богах, сотворении мира, «начале всех вещей». Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина. Среди ученых единого мнения относительно возникновения и сущности мифов нет. Существует множество теорий, в которых мифы истолковываются как символическое изображение природных явлений, как воспоминание об исторических событиях, как магические тексты, сопровождающие обряды, как отражение процессов, происходящих в человеческой психике. И отсутствие какой - либо наиболее полно объясняющей теории о мифах ещё раз свидетельствует о том, что миф - это целый мир, а мир невозможно полно описать одной теорией. Действие в мифах, которые мы уже знаем, происходит в давние - «изначальные» - времена. Это не просто отдаленная эпоха, а особое «правремя», не укладывающееся в обычное хронологическое определение, где ещё нет законов, с которыми согласилось всё человечество. Конечно, первобытный человек мог выразить в языке - системе символов - лишь самые простые мысли и передать их в пространстве не более чем на дистанцию голоса, а во времени, до появления наскальных рисунков, он вообще был неспособен, увековечить движения своей души. С развитием языка и возникновением изобразительного искусства и письменности возможности человека в этом отношении неизмеримо увеличились. С изобретением транспортных средств и печати они стали еще больше, а когда человек в XX веке начал широко использовать телеграф, телефон, радио, кино, телевидение, видеоаппаратуру, его способность передавать идеи и информацию стала практически безграничной, включая и выход в открытый космос. Изменились и скорость передачи информации, и богатство форм передаваемого символического материала: от устно-языковой к печатной, визуальной, аудиовизуальной, черно-белой, цветной, стереофонической, стереоскопической вплоть до самой совершенной - цвето – стерео – фоно - скопической. Недалеко то время, когда, усовершенствовав электронные средства воспроизводства образов мира во всем богатстве его движения, звуковой и цветовой гаммы, объемного восприятия, люди смогут повсеместно использовать «вторую действительность - голограмму», практически неотличимую от материального оригинала. Таким образом, человека уже с конца прошлого столетия окружает не только, а часто и не столько реальный, естественный мир, сколько искусственная информационно-символическая вселенная, созданная развитием языка, других знаковых систем, печати и массовых аудиовизуальных средств воспроизведения действительности, а так же материальная, искусственная среда (здания из стекла, бетона, металла и пластика). Поэтому, например, и призрачный мир инвалида, прикованного к постели, запертого в четырех стенах, но окруженного соответствующей литературой и техникой, может оказаться гораздо шире и богаче, чем мир иного путешественника, не говоря уже о лишенном обширного доступа к разнообразной информации обывателе. Логика окружающего мира неотделима от логики знаков, ибо знак или символ - не просто оболочки мысли, но и ее необходимый инструмент. Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени и пространстве ту или иную информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют ее на века, образуя огромный и избирательно пополняющийся, искусственный, окружающий нас мир, обозначая реальность определенными символами. Язык, наука, искусство, религия, мифы суть составные части символического круга, в котором живет человек. То обстоятельство, что он, в отличие от животного, обладает окружающей его символической системой, и составляет специфику его жизни. По сравнению с другими живыми существами человек находится как бы в новом измерении действительности, живет не просто в физической, а в символической вселенной. Язык, магия, наука, искусство, религия, все наши духовные проявления - части этой вселенной. Они как нити сплетаются в плотную символическую сеть, которая, хотя и накапливает человеческий опыт, но порой заслоняет от нас реальность. Наш духовный прогресс в мысли и опыте только тому и служит, что делает эту сеть все более сложной и непроницаемой для здравого смысла естественного человека, Человека, как части Природы. Эта связь с Природой сохранена только в мифе - колыбели магии, науки, искусства, религии. В той мере, в какой возрастает символическая активность человека, физическая реальность для него отходит на второй план. Отсюда огромная разница в восприятии мира, скажем, между каким-нибудь европейским ученым и современным южноамериканским аборигеном. «Цивилизованный» человек уже не может иметь дело непосредственно с вещами, а взаимодействует с ними не иначе, как с помощью искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов. Исходя из этого, французский философ и антрополог Кассирер предлагает называть человека не мыслящим животным, как это уже стало традиционным, а символическим животным, имея в виду концепцию, что у животного, в отличие от человека, нет внутреннего мира, нет воображения. В ответ на полную загадок и опасностей реальность человек как бы уходит в себя, в свою внутреннюю вселенную и живет там своими мыслями и идеями. А животное сделать этого не может, оно всегда ориентировано лишь на внешний и вполне реальный мир «здесь и теперь». Тема мифа является важнейшим из объединительных и одновременно иллюзорных элементов любой культуры. Философ особо обращает внимание на идеологических мифах современности, со строго антропологической точки зрения ничем не отличающихся от мифов античного мира или первобытных народов. Мифология в современном мире существует в образе идеологии. Мифология и идеология - не что иное, как синонимы. Только первая питает коллективное сознание, а, следовательно, и культуру первобытных и древних народов. Вторая же - наших высокообразованных, а точнее, утонувших в абстракциях современников. Но мы ничуть не умнее и не лучше своих предков и тех племен, которые продолжают жить в слиянии с природой. Чем умней дикаря тот цивилизованный человек, который ради воплощения идеологических канонов (читай мифа) готов уничтожить в атомном Апокалипсисе этот живой, прекрасный мир?! А то, что большинство людей в современном обществе утратило способность к созданию личных мифов, сделало их марионетками в руках «ловцов умов и душ» - социальных технологов от религиозных сект, политики, рекламы, РR, брэнд - консалтинга, специалистов «по стратегиям управления», НЛПрограммистов. Ими создавалось и создаётся множество рекламных, имиджевых, политических, религиозных конструкций, тексты и образы которых подразумеваются как мифы. Спешим предупредить: наибольший массив этих рекламных и имиджевых формообразований мифами не является. Это лишь игры виртуальных фантазий, которые всячески оформляются «под миф». Мы стремимся к достижению непростой цели – возвращению реальности, которую столь беспощадно «игротехники социума» отнимают у мифов. Слишком много теряет та часть человечества, которая исключила мифы из своей повседневной реальности и относится к ним однозначно негативно. Давайте с вами вернёмся к определению мифа, которое позволяет каждому человеку обрести ещё один способ познания себя, своей судьбы. Миф - это, прежде всего, «трудом души» (Мелитинский Е.М.) выработанное идеальное представление, которое затем воплощается, в реальную до телесности действительность (Лосев А.Ф.). Через творение человеком собственного мифа (мифотворчество), появившийся миф порождает процесс мифологизации. Т.е., когда идеализированное представление о том, какой должна быть его жизнь, максимально совмещается с идеальным его воплощением. Совокупность этих процессов ориентирована на обретение «реальности мифа», в буквальном смысле на его материальное воплощение. Миллиарды текстов, звуков, слов, знаков, букв, вращаются в информационно – символической вселенной человечества, управляя экономикой, политикой, социальными статусами граждан. И в каждом человеке есть собственный генеральный текст. Например, запись миллионов индивидуальных генетических кодов. Эта же информация уже выраженная не в кодах, а в символах, которые можно обозначить словами, присутствует в глубинах психики и ждет, когда его извлекут. Т.е., человек - это самоорганизующийся текст (Налимов В.В.). Древняя истина говорит нам, что важнейшей сущностью любого предмета или явления является его имя. Имя-то и есть явленная для нас сущность. Наименовать правильно - значит понять. Наименовать правильно - значит подчинить себе, управлять. Значит через путь «объединяющего слова» мы обретаем возможность, соединить нашу «внутреннюю вселенную» с внешним миром. Тогда миф - личная закодированная персональными знаками и знамениями карта, человека. Его и только его, личные, сокровенные маршруты путешествий по лабиринтам своего «я», чертёж воплощающий внутреннее идеальное во внешнее материальное. Задачи, которые предстоит решать современным мифотворцам: Первая задача: изменить общественное мнение о мифе. Т.е., показать и на примерах доказать, что миф не уводит в беспочвенные иллюзии, а является моделью воплощения идеала, мечты, источником целей в разработке стратегии жизни отдельного человека, даже целого предприятия. Здесь содержатся конкретные возможности их воплощения в реальность. И тогда каждый человек сможет стать Героем и Хозяином собственной жизни, судьбы. Вторая задача: провести исследования и описать модель «внутриличностного вектора силы жизни», который есть у каждого человека. А. Маслоу описывал ее суммой мотиваций, К. Юнг - процессом реализации архетипов, 3. Фрейд - удовлетворением сильного влечения. Третья задача: восстановить и развить способности к творческому взаимодействию человека, обретение гармонии внутри себя и с миром. Глубинное и целостное восприятие своих психических процессов, лучшее понимание внутреннего мира других людей, природы. Четвертая задача: обрести «родной миф», а не навязанный. Через путешествие в глубины своей психики достичь, обрести внутри собственной необъятной психики «родную территорию», и там ощутить свою духовную ось, уходящую в глубину древа рода. Иногда человеку требуется целая жизнь, чтобы найти ответы на вопросы «Кто я? Откуда я? Куда я иду? Что ждет меня в пути? Чего я хочу? Что будет, когда всего достигну? Что будет, когда ничего не будет? Что будет за смыслом, всех смыслов?». А ведь от осознания человеком себя и своего жизненного пути зависит эффективность его жизни и удовлетворенность ею. На тематических тренингах и по личному, и по корпоративному мифотворчеству предлагается в изменённом состоянии сознания ответить на эти вопросы, извлекая образы из собственного бессознательного. Затем, поименовав их словами, составить Генеральный текст - миф. При этом, за счет обращения к бессознательному снижается: а) «время в пути» к ответам, время на сознательное обдумывание, б) возможность себя обмануть, что присуще современному человеку. Кодирование мифа в поэтической форме - создание «самопрограммирующей» формы текста (ритм как метод трансового воздействия текста, рифма как электромагнитные колебания с акцентированием конца строки, внутренняя логика и напряженность, образность как возможность прямого ассоциативного воздействия). То есть – придание содержанию формы, которая способна к сильному внутреннему и внешнему действию. Воссоздание собственной, а не чужой, навязанной кем-то программы жизни. Большое значение имеет в плане независимости, защиты в жизни (когда у человека есть собственный миф, то зачем ему чужой?) Его труднее обмануть, повлиять, манипулировать им, что-то навязать, и в тоже время его не нужно дополнительно принуждать идти по выбранному пути. Если мы возьмём за основу эту информацию, исходя из предпосылки, что она принадлежит человеку (например – генеральному директору), который определяет миссию, стратегию, цели, организационную культуру данной фирмы, то нам остаётся только «перевести» (декомпозировать) её из образной формы в рациональную. А затем оформить эту информацию в виде документов для обсуждения с подчинёнными. Возможно, на основе мифов руководителей первого уровня, создать коллективный (корпоративный) миф об организации, а затем он послужит источником для извлечения информации о миссии, стратегии, целях, ценностях, организационной культуре. И наконец, сложная в исполнении и в то же время, более естественная для фирмы стратегия, когда на тренинг отбирается группа, куда входят представители со всех уровней и квалификаций. Далее, по разработанному совместно с консультантами плану, служба по персоналу доводит до сведения сотрудников основные положения о корпоративных нормах взаимодействия внутри Компании и за ее пределами. Таким сводом документом может стать Корпоративная книга компании, включающая следующие разделы: 1.Положение о Компании
2.Кодекс этических норм и корпоративных стандартов Общие положения корпоративной идеологии
3.Деловой протокол и корпоративные стандарты и нормы делового общения сотрудников
4.Традиции и ритуалы Компании
5.Нарушения этических норм и корпоративных стандартов Компании, профессиональное несоответствие. Подводя итог, можно сделать следующие выводы: В концепции о мифе, мифотворчестве использованы современные и классические определения и практический опыт внедрения этой информации. При создании концепции проведен обзор литературы по теме миф и его применение в качестве источника целей при выработке стратегии предприятия. А так же исследования восприятия мифа в современном обществе, путём опроса и проведения тематических тренингов по мифотворчеству. В результате чего, выявлено, что миф может использоваться в качестве источника целей в разработке стратегии жизни отдельного человека и целого предприятия. Миф является моделью воплощения идеала, мечты, содержащей миссию, цели, ценности, а так же, конкретные возможности их воплощения в реальность. Создание мифа позволяет каждому человеку обрести ещё один способ познания себя, своей судьбы, позволяет использовать его как источник идеальной, образной модели для создания собственного бизнеса. Из мифа можно извлечь согласованную между собой информацию: о миссии, целях и ценностях вашего бизнеса, название фирмы, девиз компании, цветовое оформление в помещениях офиса, этические нормы и основы организационной культуры, и многое другое. В наиболее «здоровых» и преуспевающих компаниях стратегия и система управления определяются и организуются с целью более широкой, чем просто прирост прибыли. Лидирующие компании всегда находили возможность обратиться к стремлению человека быть связанным с чем-то великим. Человеку хочется найти нечто удивительное в том, что он делает, и верить, что его продукт или услуга действительно полезны людям. Великие компании закладывают это в основу, и это нельзя подделать. Это не только бизнес-модель, это живёт в сердцах людей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|