Буллинг: диагностика, профилактика, коррекция

Буллинг: диагностика, профилактика, коррекция

 

Изменение социальной ситуации развития современного ребенка, характеризующееся  разрушением естественных институтов  социализации – семьи и детского сообщества, ориентацией  воспитания  на индивидуалистическую модель, усилением процесса расслоения общества по социально-экономическим, политическим  и другим показателям, тенденцией к обеднению, ограничению общения детей со сверстниками, негативно сказывается на  процессе социализации детей, приводит к росту различных форм социальной депривации, в том числе увеличению количества детей  отверженных, изолированных в детском сообществе, ставших жертвами агрессии со стороны  сверстников, жертвами  школьной травли или  буллинга[1,4,5,9].

Буллинг или школьная травля - от англ. bullying – запугивание. Это физический и/или психологический террор, агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, в отношении ребенка – жертвы. От других форм агрессивного поведения Буллинг отличается тем, что осуществляется более сильной группой или отдельными одноклассниками, против одноклассника, который заведомо слабее психически или физически, имеет разнообразные формы проявления, происходит систематически в течение длительного времени и осуществляется осознанно[5,10,11]. Жертва  остро  переживает действие буллинга, но по разным причинам  не может ответить на агрессию.

Таким образом, существенными признаками буллинга являются: неравенство сил; повторяемость; неадекватно высокая чувствительность жертвы.

Буллинг  является  международной проблемой. По данным ВОЗ каждый год несколько миллионов детей, начиная с восьми лет, становятся жертвами школьной травли[4,11]. 10 - 15% детей 8-10 лет ежедневно подвергаются различным формам вербальной агрессии со стороны одноклассников (высмеивание, клички, оскорбления и другие), более половины – эпизодически становятся жертвами физического насилия[5,6]. До  30%  младших школьников  испытывают трудности в общении со сверстниками и склонны к проявлению агрессии при разрешении простейших конфликтов [9,10], а  15%   по различным причинам становятся  изгоями  в  классе, исключенными из межличностного взаимодействия [4,5,6].

По данным ВОЗ в наших школах  регулярному насилию, не менее чем 2-3 раза в месяц подвергаются от 12 до 24% подростков от 11 до15 лет, а  20–24 % российских школьников и 10–14 % школьниц сами становятся буллерами. В последнее время отмечена тенденция к росту распространения случаев буллинга.

По мнению ряда авторов, буллинг сопровождается развитием кризисных состояний у детей и подростков. Он  не проходит бесследно ни для одного из его участников и буквально ломает личность детей. У зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям. В свою очередь, отвержение и изоляция  в группе сверстников  тяжело переживается  «жертвами» и  приводит к росту заболеваемости (невротические расстройства, депрессии, нарушение  сна, аппетита, формирование посттравматического синдрома), является причиной проблем в учебе,  повышает риск формирования  деликвентного поведения [1,2,4,5,6,11].

У жертв буллинга  падает самооценка, формируются комплексы неполноценности, наблюдаются различные формы социальной дезадаптации, закрепляется  роль «жертвы», «неудачника», которая часто экстраполируется и на другие сферы отношений.  Жертвы частого или постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности, имеют низкий доход, чаще остаются без работы, ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей.

У подростков школьное насилие вызывает нарушение идентичности. Длительный стресс поражает  чувство безнадежности и безысходности, что в свою очередь является благодатной почвой, фактором риска для возникновения мыслей о суициде.

В связи со значимостью ситуации буллинга  для развития личности детей и подростков,  распространенностью этого явления в современных школах актуальным представляется  комплексное изучение психологических причин этого явления, что позволит выбрать наиболее эффективные  направления психолого-педагогической  работы по оптимизации межличностных отношений в классе и создания оптимальных условий для развития личности каждого ребенка.

Активно проблема буллинга начала разрабатываться  американскими психологами с середины 70-х годов,  хотя сама постановка проблемы возникла значительно раньше. Еще в 1910 году  в Вене на конгрессе по теме: «О суициде… среди учащихся средней школы»  Зигмунд Фрейд отмечал  школьное насилие как одну из основных причин суицида у подростков[5].

Выделяют следующие виды буллинга:

А.Психологическое (моральное) насилие:

1.вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство, клевета на жертву, придирки,  оскорбления, обзывательства, клички (дразнилки ругань) и пр.);

  • социальное исключение(бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.д.);
  • 3.кибербуллинг – публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать флейм, конфликты между участниками, взаимные оскорбления.

    Б.Физическое насилие избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и  др.

    По различным источникам наиболее распространен первый вид буллинга - словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.).  На втором  месте бойкот, на третьем – физическая расправа. На четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Причиной суицидов, как правило,   является не физическое насилие, а изоляция со стороны референтной группы, бойкот.

    Как показали исследования – в младших классах частота встречаемости случаев буллинга  выше, более распространен среди мальчиков, снижается к 14-15 годам, кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.

    В ситуации травли всегда есть зачинщики (провокатры), их жертвы, преследователи - основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю и нейтральные наблюдатели (молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя[4,5,6].

    Инициаторы травли:

    1.дети, страдающие  от насилия в своей семье и  компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе.

    2.школьники с нарциссическими чертами характера, стремящиеся к лидерству, власти, самоутвердению за счет других, которые не могут самоутвердиться в школе социально приемлемыми способами: за счет учебы,  но претендуют на высокий статус в коллективе.

    3.агрессивные дети.

     Преследователи как правило, не популярны в классе. Они сами не готовы стать инициаторами травли или защитить жертву, но легко подхватывают инициативу обидчика. Многие из них являясь конформистами подчиняются стадному чувству, делают как все, часто у них неразвита рефлексия, эмпатия;  некоторые демонстративно травят непопулярного в надежде заслужить расположение лидера класса, другие делают этот от скуки, неразвитости интересов, стремления к развлечениям; из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства; желания  самоутвердиться.

    В школьной ситуации буллинга  основная масса детей – наблюдатели. Они подразделяются на равнодушных, одобряющих (допускающих) и не одобряющих буллинг. Дети-наблюдатели в большинстве случаев испытывают большое психологическое давление, характеризуются тревожностью, проявляют чувство характерное для травматиков – беспомощность перед лицом насилия. Часто их преследует чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за то, что они присоединились к буллингу. Все это может постепенно изменить школьные отношения и нормы, сделать их циничными и безжалостными по отношению  к жертвам.

    Жертвы. Жертвой буллинга может стать любой ученик.

    Характеристика жертв буллинга: дети, отличающиеся от основной массы по внешним признакам или поведению; с неприятными привычками (неопрятные, плаксивые, навязчивые, трусливые, заискивающие, жадные); дети, которые лучше общаются со взрослыми, чем со сверстниками; физически слабые, болезненные, со страхом школы, неуспешные в обучении, те, кого не любит учитель; новенькие; чудаковатые; сензитивные (чувствительные), не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность,  отстоять ее. Жертвами часто становятся дети, которые не могут спрятать своей незащищенности и провоцирую своим поведением повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.

    Возможные роли непопулярных школьников:«Шут»,«Козел отпущения», «Покорная жертва», «Раб», «Белая ворона» «Озлобленные», «Непопулярные», «Агрессоры»: агрессор-нападающий, отвергаемый агрессор, «Ябеды» [8].

    Факторы риска для ребенка стать жертвой буллинга:

    1.Особенности воспитания в семье.

     Семья имеет первостепенное значение в социализации ребенка [1,4,7]. В семье ребенок получает первый опыт установления взаимоотношений, который является основой для формирования межличностных отношений со сверстниками[1,9]. Если процесс социализации нарушен, в силу различных причин: отсутствие семьи, различные формы социального неблагополучия (неполная семья, алкоголизм родителей и др.), разорванности социальных связей в самой семье (отсутствие у родителей доверительных отношений, эмоционального контакта с ребенком, авторитарный стиль воспитания) или деформирован (гипер -, гипоопекаемость, частное использование наказаний, завышенный уровень требований к ребенку), это во многом определяет  трудности социализации ребенка в школьном коллективе. Как отмечает ряд исследователей родители детей – изгоев, часто сами испытывают сложности во взаимоотношениях с людьми. Во многом это определяется их индивидуальными особенностями: низким уровнем сформированности социальных качеств, коммуникативной некомпетентностью, враждебностью по отношению к окружающим, в том числе из-за повышенной агрессивности, конфликтности и другим[4,5,10]. Дети, подражая родителям, перенимают их формы взаимоотношений с окружающими, которые могут оказаться неэффективными во взаимоотношениях со сверстниками и другими значимыми взрослыми, личностные особенности, которые ребенок приобретает в процессе социализации в семье, могут стать одной из причин его отвержения в группе сверстников (например, агрессивность, конфликтность, тревожность, эгоизм, малообщительность и др.)[1,3,5,6].

    Буллеры, как правило, воспитываются в семьях: с недостатком тепла и включенности членов семьи в жизнь ребенка; недостаточным контролем и наблюдением за ребенком; попустительским стилем родительского поведения, вседозволенностью; жестоким стилем воспитания, использованием физических наказаний со стороны ребенка.

    2.Взаимоотношения с учителем.

    Вторым по значимости для школьника институтом социализации является школа[1, 4], где основная инициатива в установлении межличностных отношений в процессе организации учебной деятельности принадлежит учителю. На начальных этапах формирования школьного коллектива часто отношения учителя к ученику определяет его отношения с классом, а оценка учителя становится значимой для оценки ученика в группе сверстников. Если отношения учителя и ученика, а также оценка его как личности производится учителем только через призму его успеваемости и «послушности», например, при авторитарном стиле педагогического общения, то дети неуспешные в обучении, нарушающие дисциплину рискуют оказаться изгоями среди одноклассников. Если учитель умеет подчеркнуть личностные достоинства каждого ребенка, создает атмосферу психологического комфорта на уроках, обеспечивает условия для самореализации школьника, целенаправленно создает условия для взаимодействия детей на основе сорадования, сопереживания, то в этих классах ученики более ориентированы на оценку одноклассника не только по успеваемости, но и  личностные особенности, степени развития его морально-нравственных качеств, отличаются большей толерантностью к одноклассникам, активны в общении, а  школьная группа отличается более высоким уровнем развития.

    3.Особенности школьного коллектива (степень его сформированности, выработка общих ценностей, групповых норм) [2,4];..

    4.Успешность в учебной деятельности[51]..

    Факторами, способствующими развитию  буллинга в школе являются:

    1.Равнодушие как установка  педагогов

    2.Позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников, они не знают, что делать и не верят, что можно помочь.

    3.Отсутствие контроля за поведением на переменах и в «горячих точках»: туалетах, раздевалках, столовой,  укромных углах и т.д.

    Диагностика буллинга.

    На основании приказа  управления образования по Ступинскому району в ноябре 2015 г в школах нашего района проводился мониторинг по  буллингу. Исследование проводилось  среди учащихся 7-х классов с использованием опросника по буллингу «Оцени себя», рекомендованного Центром практической психологии образования АСОУ и дополнительно по запросу классных руководителей и  администрации школы  среди  учащихся 6-х классов.

    Дополнительно в этих классах изучалась  структура межличностных отношений (социометрия Морено по деловому и эмоциональному критерию, оценивались положительные и отрицательные выборы) и  проводилась оценка психологического климата коллектива (модифицированный вариант методики Б.Д. Парыгина ).

    Всего в  исследовании приняли участие 147  учащихся, из них – 95 человек учащиеся 7-х классов в возрасте (44 мальчика и 51 девочка ) и 52 учащихся двух шестых классов (30 мальчиков и 22 девочки).

    Опросник  заполняется анонимно, содержит  94 утверждения, охватывающих различные стороны этого процесса от особенностей общения в коллективе, до оценки частоты  случаев буллинга вопроса. Методика подразумевает выделение случаев буллинга 1 (количество учащихся, в отношении которых действия буллинга начались не менее, чем полгода назад и осуществлялись не менее раз в неделю) и случаев буллинга II (количество учащихся, в отношении которых действия буллинга совершались: 1) реже, чем один раз в неделю  и длятся менее полугода; 2) минимум один раз в неделю и длятся менее полугода или 3) длятся более полугода, но происходят реже, чем раз в неделю.

    Исследование показало, что со случаями буллинга сталкивались более 60,0% учащихся (27,38% - случаи буллинга I и 33,33% - случаи буллинга II), более характерно это явление для девочек.  По классам эти показатели варьируют от 20,0% до 80,0%.  Для шестых классов результаты сопоставимы (общее количество на уровне 58,0%, 24,4%- случаи буллинга I и 37,6% - случаи буллинга II ), тенденция более выражена для мальчиков.

    Среднее значение индикатора класса  (степень выраженности буллинга, которая определяется общим  числом действий  на общее число опрошенных) составляет 7,17. Этот показатель значительно варьирует в зависимости от класса.

    Среди видов буллинга во всех классах преобладает вербальная агрессия. Преобладающими по частоте встречаемости являются следующие утверждения: другие мешают мне свободно говорить с кем-либо (23,2%); другие перебивают меня, когда я хочу что-либо сказать (22,1%); другие распространяют слухи и ложь обо мне (21,1%); другие плохо говорят обо мне за моей спиной (17,9%); в мой адрес звучат ругательства и обидные прозвища (14,7%); некоторые ребята выставляют меня на посмешище  (13,7%). Те же тенденции характерны для учащихся 6-х классов.

    Большинство учащихся 6 и 7 классов отметили, что в буллинге принимало участие от 2-х до 4-х человек. Более 45% семиклассников и 53% шестиклассников испытывали действие буллинга со стороны одноклассников.

    На вопрос « к кому ты обратишься, чтобы поговорить об этом?» на первые позиции  вышли 3 основных варианта ответа: к друзьям и подругам (29,9%); к родителям (29,%); мне не к кому обратиться, но мне никто не нужен; (14%). Для шестиклассников на первом месте среди ответов оказалось обращение к родителям (38%), на втором месте выше процент обращения к учителям (3,3%) и психологу (10,2%),  в остальном выбор ответов имеет те же тенденции.

    Изучение структуры межличностных отношений  показало, что в классах с большей выраженностью буллинга в структуре межличностных отношений  выделяется группа изолированных и отверженных (это шестые классы, 2 седьмых класса), более многочисленной эта группа является по эмоциональному критерию выборов. Общее количество детей, составивших эту группу равно 12 человек из 147 обследованных.

    Большинство школьников в изучаемых нами классах входят в группу «принятых» (среднестатусных). Группа «звезд» и «предпочитаемых» немногочисленна. Структура межличностных отношений  изменяется в зависимости  от  критерия выбора. Наиболее непостоянна как по составу, так и по численности – группа «непринятых». Более устойчивы симпатии одноклассников по отношению к «звездам».

    Исследование психологического климата в классах  показало, что как благоприятный климат в своих классах оценивают более 55 % учащихся, около 35% - как переменный, неустойчиво благоприятный и около 11% - как отрицательный или неблагоприятный (в классах с высокими значениями по буллингу этот показатель возрастает до 18,5 %).

    Таким образом, данные полученные по результатам социометрических исследований и оценки психоэмоционального климата в классе могут служить критериями оценки степени благополучия  межличностных отношений в классе, могут быть использованы для выявления степени риска проявления  буллинга в классе и использоваться для выявления групп риска по буллингу, а также служить критериями эффективности проводимой работы по развитию межличностных отношений в классе. Исследование, проведенное через полгода показало, что в классах с высокими значениями по буллингу  количество детей, оценивающих климат в классе как неблагоприятный  снизилось с 18,5% до 11,1%. Исследование изменений структуры межличностных отношений в классах с высокими значениями по буллингу (2 седьмых и 2 шестых класса) планируется провести в конце учебного года.

    С некоторыми детьми, входящими в группу риска (5 человек) в рамках проводимой коррекционной работы были использованы следующие методики, направленные на выявление психоэмоционального состояния ребенка, его личностных особенностей, сформированности коммуникативных навыков: цветовой тест Люшера, оценка личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина, САН), определение самооценки и уровня притязаний, определение личностных особенностей (многофакторный личностный опросник Кеттелла 14PF), УСК, определение акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, опросник К. Томаса «Оценка стратегий поведения в конфликтных ситуаций», тест «Общительность», методика диагностики доминирующей защиты в общении В.В. Бойко, проективная методика «Человек под дождем». По результатам проведенных исследований можно отметить некоторые общие черты характерные для детей, попадающих в группу риска объектов буллинга: высокий уровень тревожности, эмоциональная лабильность, эмоционально-волевая неустойчивость, робость,  низкая самооценка, неадекватный уровень притязаний, малообщительность, низкий локус контроля, ведомость, избегание – как основная стратегия выхода из конфликтных ситуаций [3,10].

    Предложенные методы исследования могут быть расширены, в частности могут включать разнообразные опросные методы (анкетирование, интервью, беседу), наблюдение. Для выявления причин буллинга групповые методы тестирования эффективно на наш взгляд дополнить методами по изучению мотивационного ядра выборов, цветовой тест отношений, для начальной школы информативным может быть использование проективной методики  «Дерево с человечками» (Д. Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко).

    Диагностика должна включать в себя  также изучение психологических особенностей буллеров и дополнительно включать в себя методики на определение уровня агрессивности Басса-Дарки, определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел). Для проведения эффективной коррекционной работы необходимо  изучение особенностей взаимоотношения в семье детей, попадающих в группу риска по буллингу (оценка стиля родительского воспитания, опросник «Измерение родительских установок и реакций»). Необходимым на наш взгляд является  оценка  психологического климата педагогического коллектива, оценка стиля педагогического общения учителя, наиболее важно это для начальной школы(методики «Стиль педагогического общения учителей» (Р.В. Овчаровой), методика «Диагностика стиля педагогического общения» (по Н.П. Фетискину) [3].

    Таким образом, подводя итог необходимо отметить, что диагностическая работа, направленная на изучения явления буллинга может быть расширена, должна носить комплексный  характер и предполагает наличие лонгитюдных исследований.

    Эффективная коррекция буллинга специалистами службы психолого-педагогического сопровождения возможна при взаимодействии с учителями, родителями, включает в себя различные стратегии реагирования, в зависимости от ситуации и предполагает выработку определенной программы действий, которая направлена на улучшение межличностных отношений в классе (снижение конфликтности, гуманизацию отношений, развитие коммуникативных навыков детей, формирование толерантности), индивидуально-коррекционную работу как с жертвами буллинга (преимущественно работа направлена на стабилизацию психоэмоционального состояния, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, информирование о возможных способах реагирования на агрессию, адреса, по которым можно обратиться за психологической помощью, телефоны доверия), так и их родителями (установление доверительного контакта, консультирование по эффективным способам реагирования на изменение поведения детей, рекомендации по улучшению психоэмоционального климата в семье), буллерами (направлена на снижение агрессивности, конфликтности, информирования об ответственности за действия, которые могут быть отнесены к буллингу, развитие коммуникативных навыков, формирование толерантного отношения к одноклассникам).

    Формы проводимых коррекционных мероприятий включают в себя беседы («Ответственность»), тренинги («Ассертивность», «Саморегуляции», «Способы выхода из конфликтных ситуаций», «Способы эффективного общения», «Толерантности»), классные часы («Я и мой класс», «Способы эффективного общения», «Позитивное мышление»), участие в разработке и организации внеклассных мероприятий совместно с классными руководителями.

    Основные направления профилактической работы:

    1. Организационное:
        Выработка плана работы службы психолого-педагогического сопровождения по профилактике буллинга.
      • Выявление зон риска и усиление контроля за этими зонами, с привлечением дежурных учащихся.
      • Создание школьной службы примирения
    2. Просветительская:

    2.1Для классных руководителей (информирование классных руководителей о результатах тестирования, обсуждение приоритетных направлений совместной работы по организации воспитательного процесса, предоставление информации по буллингу (выступление на ШМО классных руководителей, педсовете по теме «Буллинг», разработка и предоставление методических рекомендаций по профилактике буллинга, консультирование по различным ситуациям, связанными с ситуацией буллинга, предоставление литературы по данной проблеме, оформление информационных стендов «Буллинг», «Развитие межличностных отношений в коллективе»)

    2.2 Для родителей

    2.2.1. выступление на родительских собраниях (темы: «Буллинг и кибербуллинг», «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы эффективного взаимодействия с ребенком», «Стили семейного воспитания», «Профилактика жестокого обращения с ребенком»).

    2.2.2. подготовка методических рекомендаций («Способы эффективного взаимодействия с ребенком», «Как научить ребенка быть сильным», «Профилактика суицидального поведения у детей»).

    2.2.3 разработка программы и организация занятий в семейном клубе «Согласие» (в том числе по вопросам «стили семейного воспитания», «способы эффективного общения», « как решать семейные конфликты, «система наказаний и поощрений» и др.);

    2.2.4 в перспективе – усовершенствование школьного сайта с размещением информации о профилактике буллинга для родителей.

    2.2.5 информирование о возможности получения психологической помощи в нашем городе и  возможности телефонных консультаций.

    2.2.6 Тренинги для родителей «Эффективный родитель».

    3.2 Для детей

    3.2.1 Подготовка информационных стендов («Ответственность», «Способы эффективного общения», предоставление информации о возможности получения психологической помощи (адреса, телефоны доверия))

    3.2.2 Организация тренингов и классных часов для учащихся («Умение решать конфликты», «Способы эффективного общения»).

    3.2.3. Школа медиаторов (в перспективе для детей, пожелавших принять участие в работе «школьной службы примирения»)

  • Улучшение психоэмоционального климата в коллективе путем профилактики психоэмоционального выгорания и профдеформаций:
  • 4.1.Тренинг «Психологические защиты», «Из конфликта – с позитивом», «Саморегуляция»;

    4.2. Информационные стенды: «Психическое здоровье», «Профдеформации»

    4.3 Сеансы цветотерапии, направление на снижение стрессового состояния, психологическую разгрузку.

  • Анализ эффективности проведенных мероприятий (на основе результатов тестирования 7-х, 6-х классов (других классов по запросу классных руководителей: социометрия, психоэмоциональный климат в классе, опросник «мой класс», цветовой тест отношений), оценка эффективности индивидуально-коррекционной работы, результаты наблюдения, фиксирование случаев обращения по вопросам буллинга, разрешения конфликтных ситуаций, опроса педагогов), составление программы по профилакике буллинга на следующий учебный год.
  • Таким образом,  буллинг можно уменьшить, объединив усилия всех субъектов образовательного процесса,  оказывая сопротивление и  системно работая на всех уровнях. 

     

     

    Список литературы:

    1.Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы/Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб: Питер,2011. – 352с.

    2.Касицина, Н.П. Как помочь ученику, ощущающему себя жертвой обстоятельств/ Н.П. Касицина. – М.: Чистые пруды,2007. – 167с.

    3.Кондратьев, М.Ю. Азбука  социального психолога – практика./ М.Ю. Кондратьев – М.ПЕР СЭ,2007. – 464с.

    4.Кравцова,  М.М. Дети – изгои. Психологическая работа с проблемой/ М.М. Кравцова. – М.: Генезис, 2005. - 111 с.

  • Кривцова, С.В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных: организационная культура  ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию.- М.: Федеральный институт развития образования
  • Центр развития психологической службы, 2011. – 93с.

    6.Одинцова, М.А. Многоликость «жертвы», или немного о великой манипуляции/ М.А. Одинцова. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 256с.

    7.Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения / А.Б. Петрова. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2011. – 152с.

    8.Сперанский, А.Г. Система социальных ролей ученического класса. Изгои / А.Г. Сперанский. – М.: Генезис,2000. – 145с.

  • Фельдштейн, Д. И. Психолого - педагогические проблемы новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития/Д. И. Фельдштейн//Вопросы психологии – 2010. - №3.- С.47 – 56.
  • 10.Чулкова М.А.Межличностная изоляция в структуре межличностных отношений/ Мат. межвузовской  науч. - практ.  конференции. – Челябинск: ЧГПУ, 2007. – С. 143-146.

  • Park, A. Hay Boylling and Abus May Age Children Prematureli/ А. Park// Devel. Psychol. - 2012. -№ 33.- P. 420 - 428.


  • Просмотров: 803
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Этика в школе: профилактика школьного насилия, буллинга, сексуальное воспитание
  • Причины школьного буллинга (травли) и решения данной проблемы
  • Психология Буллинга. Как понять что ребенок подвергается насилию в школе, группе?
  • Мой ребёнок жертва буллинга
  • О проблеме буллинга и некоторых аспектах стратегии его преодоления
  • О жертвах буллинга и коллективной травле
  • Направления работы психолога в школе по развитию межличностных отношений подростков
  • Формирование межличностных отношений младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзии
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Современные подходы к теории развития эго и оптимизации межличностных отношений в группах
  • "Хроники школьного психолога" Анализ причин повышенной тревожности учащихся 5 классов
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Сопровождение учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю.
  • Особенности межличностных отношений в гомогенных и гетерогенных социальных группах
  • Психологические особенности девиантного поведения учащихся начальной школы
  • Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов
  • Опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения в школе
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Агрессивность среди детей. Причины и способы реагирования.
  • Научная статья 3. Диагностика и коррекция школьной тревожности учащихся в периоде подросткового кризиса
  • Выбор родителей: один или более трех детей
  • Особенности лечения депрессии у детей, перенесших буллинг
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 1.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 2.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Введение.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 5.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 4.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 3.
  • Значимость доверительных отношений в семье для защиты детей от пагубного влияния компьютерных игр



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь