В одной из тем откликнулась тема подростковой травли (буллинга). Поскольку этой проблеме посвящена значительная часть моей профессиональной деятельности, решил некоторые свои соображения, реализация которых дала ощутимый практический результат, изложить в виде небольшой статьи.
Ключевые проблемы, благодаря которым буллинг продолжает существовать как явление:
Нужно признать, что педагоги, воспитатели и психологи учебных заведений не знают о буллинге ничего существенного и значимого, того, что можно было бы положить в основу планомерной работы по его искоренению. Когда нет знания, тогда остаётся много места для тревоги, страха, сомнений, терзаний и домыслов. При этом нельзя сказать, что знания о буллинге отсутстствуют вообще. В частности Елена Панкова (психолог, г. Москва) отмечает, что имеется большое количество публикаций на русском языке, посвященных этой теме. По всей видимости теоретического материала достаточно, но специалисты-практики боятся сталкиваться с травлей (буллингом) "глаза в глаза" и именно это является причиной желания "сбежать" от этого в сухие рационализации, назидательство, декларации или упрощенчество.
И если к этому добавляются периодически происходящие страшные и трагические случаи, к которым приводит буллинг, ко всему перечисленному добавляется глубинное чувство вины.
В настоящее время остается признать, что в административной структуре общеобразовательной школы, как института, нет такого звена, в задачи которого было прямо вменено изучение, исследование и разработка мер противодействия проявлениям подросткового радикализма в отношениях со сверстниками. Ответственность за наличие и уровень проявлений буллинга в том или ином учебном заведении сейчас рапылена и не сконцентрирована ни в одном из административных звеньев. Отсюда и бессилие перед буллингом не только учителя, не только директора, но и всей образовательной системы. Страшные случаи, в том числе связанные и с гибелью детей, тогда, когда и буллеры и их жертвы, срываясь в "эмоциональный штоппор", берут в руки оружие очень быстро "вымываются" из актуальной повестки дня всей образовательной системы, не оставляя никаких значимых организационных или управленческих "следов". Это выглядит странным, но все выглядит так, как будто должностные лица, принимающие решения, гонят от себя мысль, что подростковый буллинг является не шалостью, а по-настоящему страшным явлением, если отпускать его "пастись на вольных хлебах".
Что делать? С чего начать?
Нужно начать с самого скрупулезного исследования буллинга, как феномена. Когда факт буллинга становится очевидным, самой быстрой реакцией по отношению к "травящему" становится агрессия, подавление и уничтожение. Доминирующим становится стремление побыстрее "уничтожить на корню", но не разобираться и исследовать. И это не даёт накапливать, систематизировать информацию и через это выходить к ответам на ключевые вопросы:
а) Какие внутренние энергии влекут буллера?
б) Что именно в подростке предрасполагает получать удовольствие от созерцания унижения и пресмыкания другого?
в) Какие педагогические и психологические агенты способны противостоять буллингу на каждом из этапов его возникновения, развития и реализации?
Буллинг как стечение ряда условий и обстоятельств.
К обстоятельствам относятся:
1) Специфическая стадия развития подростка, связанная с резкими возрастными физиологическими изменениями в организме и в частности с изменениями гормонального статуса. Следствием этих изменений является повышение чувствительности и тревоги по поводу личностных особенностей и инаковости и связанного с этим страха отвержения.
2) Очень часто страх отвержения резонирует с фактическим отвержением подростка в семье и связанным с этим резким обострением ощущения одиночества. При этом отвержение семьёй может носить скрытый, диффузный (размытый) характер, скрывающийся за внешним благополучием, благопристойностью и благообразием.
3) Общая гипертрофия реакций подростка. Взрослым бывает именно поэтому трудно понять поведение отрока, поскольку пытаясь перенести в собственный мир его переживания, взрослые забывают сделать "поправку на остроту". Т.е. подросток ощущает все на порядок острее и много из того, что для взрослого кажется вполне "сносным", для подростка оказывается болезненным, а часто и непереносимо болезненным.Вышеперечисленное, в совокупности с другими чуть менее значимыми факторами, формирует мощный мотив для поиска эффективной психологической защиты.. И вот в какой форме она будет найдена подростком, зависит от условий его социальной среды.
К ключевым условиям буллинга относятся:
1) Наличие или отсутствие модели (структуры) формирования и выстраивания актуальных межличностных отношений со сверстниками.
И тут есть два сценария:
а) Если такой модели в социальном окружении нет, либо она формальна и никак не корреляцирует с причинно-следственной динамикой актуальных значимых для личности событий, либо просто является банальной ложью со стороны взрослых, то этот сегмент подростковых представлений о мироустройстве освобождается для иных моделей. Этот процесс становится стихийным, поскольку выключается из системы общих социальных норм и установок и замыкается "сам в себе". Свято место пусто не бывает, быстро находятся иные модели отношений в "альтернативных источниках", коими могут быть и криминальная субкультура и идеализированная образная культура (кинематограф, литература, музыкально-поэтическое творчество, философские течения и иное). При этом подростковым сознанием очень быстро усваиваются редуцированные, упрощенные формы и конструкты, с высокой степенью определенности и поляризации и отторгаются сомнения, колебания и неопредленность.
Гиперполяризация оставляет в структуре подростковых ценностей в конечном счете только два главных полюса: сила и слабость. Они и становятся главными критериями оценок, мотивов и поступков.
б) Сценарий, при котором взрослая часть социума с одной стороны транслирует и предоставляет в распоряжение подростка "взрослые инструменты" выстраивания отношений, такие как договор и право, а с другой стороны раскрывает перед подростком такую модель отношений, которая строится не только на силе. Конечно же это большая кропотливая работа, связанная с выстраиванием такой идеологии (не побоюсь этого "страшного" слова), которая с логической строгостью будет последовательно опровергать иные системы идей, выстроенных на культе силы. Целенаправленная деятельность по обеспечению неоспоримой доказательной силы системы идей, касающихся выстраивния взрослой модели отношений между людьми (идеологии воспитания) и должно быть тем, что составляет сущность и содержание системы воспитательной работы в общеобразовательных учебных заведениях.
2) Наличие или отсутствие административного инструмента для трансляции идеологии и проведения воспитательной работы. И в этой части тоже возможны два сценария:
а) Если такого административного инструмента нет, либо он есть, но выполняет функцию бутафории, то "подростковая стихия" побеждает в умах сразу и бесповоротно. И разгромленным разрозненным педагогическим и воспитательным "частям" ничего не остается, как беспорядочно отступать, бросая на милость наступающих весь свой педагогический арсенал. Обычно крайним рубежом такого отступления является Закон и разгоряченных своими "победами" подростков останавливает только кабинет следователя, да и то не во всех случаях.
б) Если такой административный инструмент есть и глубокие, понимающие руководители его создают вопреки всем штатам и кадровым разнарядкам, то натиск "подростковой стихии" уже в умах, в ментальном пространстве, сталкивается с альтернативой и противодействием. И чем твёрже и устойчивее это идеологическое противодействие, тем больше вероятности у него стать надежной моральной опорой для подростка в формировании своей собственной системы ценностей, как альтернативы вынужденному слепому подчинению "стихии".
Выводы:
1) Подростковый буллинг не является невинной шалостью или неизбежным побочным эффектом возрастного кризиса. Он представляет собой запущенную форму "социально-психологической болезни", которая при отсутствии планомерного систематического лечения приобретает характер эпидемии.
2) Подростковый буллинг не может быть купирован в семье, поскольку семья дает только часть его эмоционально-психологической "питательной среды". Само же пространство для его проявлений возникает в среде множественного, интенсивного и многообразного социального взаимодействия. Именно поэтому общеобразовательной системе не получится "закрыть глаза" на эту проблему, потому, что любые попытки "просто не видеть" будут приводить к тому, что буллинг будет периодически напоминать о себе ужасающими случаями.
3) Буллинг живуч и самодостаточен, поэтому его невозможно преодолеть кампаниями, периодическими воспитательными мероприятиями или личным энтузиазмом. Противодействие буллингу должно быть системным и включенным в целевое назначение образовательных общественных институтов.
(с) Сергей Чернышев, 2019