|
Ты это я, я это ты. Это липкое слово «слияние»Автор статьи: Ирина Ребрушкина
Статью я назвала «популярно», но стилистика текста будет более книжной, чем обычно в моих текстах здесь: продолжаю (1, 2) размещать немного переработанные отрывки из своей выпускной работы, которую писала в МИГиПе в завершение программы 2+. Этот фрагмент может быть интересен и понятен, думаю, в первую очередь коллегам-психологам и в частности гештальтистам. Если другие читатели тоже заинтересуются – буду рада; здесь использовано много терминов из гештальт-подхода, можно задавать вопросы об их значениях, и вообще вопросы :) Слияние (конфлюэнция) – это база для всех других прерываний (защитных механизмов). Фриц Перлз (2004) определяет его как состояние неконтакта. Серж Гингер (1999) объясняет в терминах теории Self: как уменьшение интенсивности Self, исчезновение границы между организмом и окружающей его средой. И. Д. Булюбаш (2011) – как опыт неразличения, невстречи. Н. М. Лебедева и Е. А. Иванова (2013) описывают конфлюэнцию как нарушение цикла контакта в фазе преконтакта (начальной фазе контакта) – невыделение фигуры. Принято говорить о слиянии 1-го и 2-го рода: слиянии с потребностями (трудно выделить одно переживание как главное) и слиянии с другими людьми (трудно обособить себя от других) (Лебедева, Иванова, 2013). Фото отсюда: http://fineartblog.ru/ Слияние, как и другие прерывания, – понятие многогранное. Во-первых, важно помнить, что все механизмы прерывания существуют и в «здоровом» варианте, поэтому по сути это не что иное, как разные формы, стили контакта (Долгополов, 2002; Робин, 2007 и др.). Во-вторых, прерывание как срыв цикла контакта может быть внешним или внутренним. Внешнее: ребенок тянется к конфете, но ему говорят «нельзя», он плачет – но ему говорят «успокойся», мочится в штанишки – его приучают к горшку. Внутреннее: если в начале жизни нас прерывают сторонние силы (власть родителей), то потом это процесс интериоризируется и мы продолжаем останавливать себя в процессе удовлетворения потребности сами. Ребенок, рождаясь, находится в естественном и здоровом слиянии (как 1-го, так и 2-го рода): он пока не осознает свои потребности, не имеет представления о Я и не-Я, не отделяет себя от среды, в том числе от матери, полностью зависит от нее и от взрослых вообще. И конфлюэнция на этом этапе не прерывает потребностей, а напротив обеспечивает их удовлетворение. М. Спаньоло-Лобб (2004) считает, что фаза здоровой конфлюэнции длится от рождения до появления первых зубов и лепета. По мере роста и развития ребенок обретает все большую независимость, происходит сепарация в разных ее формах и стадиях: примерно к году ребенок формирует первые представления о своей отдельности, о «Я», учится ходить (может физически отдаляться от матери, получает «свободу передвижения»), к трем годам появляется более отчетливая психологическая граница («Я сам»), он тренируется выбирать, присваивать и отвергать. Различия, отделение, отход, отсрочка – и, как следствие, появление границ (в первую очередь временны́х и пространственных, ведь с их помощью формируются личностные) – вот что способствует развитию. Так, Перлз (2004), опираясь на Фрейда, говорит, что для появления способности к осознаванию потребностей и для выхода из слияния важен фактор времени: если потребность удовлетворяется немедленно, то не формируется воспоминаний и способности к фантазированию, личность не совершает работу, а живет по инерции и реагирует на удовлетворение потребности не радостью, а безразличием. Фактор расстояния тоже важен для отграничения себя от другого в прямом или переносном смысле: чтобы соприкоснуться, нужно сначала отстраниться, чтобы контактировать с Другим, нужны границы; чтобы контактировать с собой (осознавать себя), нужно иметь развитое наблюдающее Я – «внутреннее пространство» (Гавердовская, 2016), и это обеспечивается, прежде всего, развитием Ego-функции. С одной стороны, ребенок стремится установить и сохранять привязанность с родителем, так как это жизненно важно. И конфлюэнция до определенного времени и объема является здоровой формой обеспечения безопасной привязанности. С другой стороны, как мы уже говорили, ребенок нуждается в отдельности и развитии, а значит в вызовах среды. И если баланс нарушен, и родителя «слишком мало» (ребенку не хватает безопасности, страдает привязанность) или «слишком много» (ребенку не хватает автономии – и тогда в системе отношений родитель–ребенок «мало» самого ребенка), то ребенок (и выросший из него взрослый) может так или иначе застревать в слиянии – испытывать значительные трудности в том, чтобы осознать потребности, выдерживать неопределенность и фрустрацию, находить в среде ресурсы, адекватные потребностям; слабо отграничивать себя от других (иметь проблемы с психологическими границами). Итак, подводя итог, конфлюэнтный механизм прерывания контакта формируется, если детско-родительские отношения: - «недостаточные»: родитель не откликается или недостаточно откликается на потребности ребенка, или распознает их неверно, или подменяет их своими, – и если такого в опыте ребенка критически много или не удовлетворяются критически важные возрастные потребности, то возникает депривация; - «избыточные»: родитель удовлетворяет потребности ребенка превентивно (например, кормит, когда тот еще не проголодался) или несколько раньше, чем напряжение достигнет достаточной силы (кормит всегда немедленно при первых малейших признаках дискомфорта, не позволяет почувствовать голод явно, пережить фрустрацию). И тот и другой тип отношений не позволяет ребенку выйти из первоначально здоровой конфлюэнции, и она (а также сформированные на ее базе другие механизмы прерывания) начинает мешать жить, превращаясь из здоровой формы контакта, обеспечивающей базовую детскую потребность (потребность в привязанности), в анахронизм и автоматизм, на основе которого складываются такие характерологические черты, которые препятствуют творческой адаптации. Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|