|
Особенности профессионального стресса у менеджеровАвтор статьи: Наталия Павленко
Наталия Павленко, IEMBA, психолог, бизнес- тренер, «Особенности профессионального стресса у менеджеров» В течение последних десятилетий основное внимание исследователей уделялось составлению перечней и систематизации возможных видов стресс-факторов и причин повышенной напряженности в деятельности менеджеров, а также их типичных негативных последствий для психологического и физического здоровья представителей данного вида труда[1]. Психологи ввели особое понятие «профессионального стресса у менеджеров»- “стресс руководителя”, в отличие от “обычного” нервно-психического напряжения рядовых сотрудников. Деятельность менеджера связана со значительным напряжением, зачастую приводящим человека в состояние повышенной нервозности и стресса. Работа руководителей разного уровня связана с интенсивными нагрузками, большими объемами перерабатываемой информации, высокой ценой деятельности и профессиональной, социальной и экономической ответственностью за результаты труда коллектива организации в целом[2]. Специфика данной профессии заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от менеджера значительного личного вклада в выполнение повседневных профессиональных обязанностей[3]. Кроме того, как и в других профессиях, ориентированных на работу с людьми, большое значение имеет получение полноценной обратной связи об успешности и качестве работы - например, проявление уважения со стороны сотрудников, своевременное получение информации о качестве проведенных изменений или реализации новы планов и др. Современному руководителю постоянно приходится принимать нестандартные решения, быстро сосредоточиваться и переключать внимание с учетом неожиданно меняющихся условий, работать в режиме ожидания, неопределенности, дефицита или избытка времени, информации, различных ресурсов. К тому же руководитель тратит до 80% своего рабочего времени на коммуникацию, большую часть времени на подчиненных, которых надо организовывать, контролировать, мотивировать и стимулировать к эффективному труду, а также развивать и обучать подчиненных. Большинство руководителей отмечают, что необходимость давать обратную связь, оценивать и высказывать критические замечания, взыскания, а тем более необходимость порой увольнять работников связана для них самих с сильнейшим стрессом. Воздействие указанных факторов ведет к возрастанию интенсивности когнитивных, эмоциональных и коммуникационных нагрузок, предъявляющих повышенные требования к психологическим ресурсам руководителей. Практически любой аспект трудовой и профессиональной деятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается субъектом деятельности как превосходящий его возможности и ресурсы. Как показывает статистика, длительное переживание стрессовых состояний или интенсивное воздействие стресс-факторов профессиональной среды могут привести к серьезным эмоциональным и соматическим нарушениям: психосоматическим заболеваниям, десоциализации, разным видам профессиональных и личностных деформаций[4]. Стресс является одним из основных источников снижения эффективности труда и приводит к нарушениям психического и физического здоровья. В связи с этим остро встает вопрос о своевременной профилактике и коррекции стресса, которая, в первую очередь, должна основываться на полноценной диагностике ранних проявлений стресса, а также на выявлении индивидуальной предрасположенности конкретного человека к развитию стресса и использованию различных стратегий реагирования стрессовых ситуаций[5]. Компания Ipsos-Reid выяснила, как часто и по каким причинам жители десяти стран мира сталкиваются со стрессом. Как оказалось, наиболее напряженная жизнь в Германии. 51% немцев каждый день по нескольку раз переживают сильный стресс. В Австралии таких 41%, в Италии - 40%. Большинство жителей остальных стран волнуются примерно также часто - на ежедневные стрессы жалуются 39% американцев, по 38% британцев, канадцев и французов, 35% южнокорейцев. Наименее травмирующее воздействие будни оказывают на испанцев (29%) и, особенно, на мексиканцев (15%).[6] Опрошенным также было предложено назвать главные причины стресса. Как оказалось, для немцев таковой является работа (37%). В Австралии эту причину назвали 35%, в Испании - 34%, в Италии и Южной Корее - 33%, в Канаде - 32%, во Франции - 30%, в США и Великобритании - 26%, в Мексике - 20%. Международное агентство по подбору персонала Kelly Services в 2005 году провело глобальное исследование по диагностике уровня стресса, испытываемого сотрудниками на работе. Исследование охватило большинство европейских стран, число опрошенных превысило 19 000 человек. Респонденты отвечали на вопрос: "Насколько напряженная у Вас работа? Как часто Вы испытываете стресс в течение рабочего дня?" По результатам исследования самый высокий уровень стресса у менеджеров (34%) и сотрудников отделов продаж (32%). [7] Важнейшим навыком современного менеджера является выявление сначала симптомов, а затем и источников избыточного стресса. Для этого человек должен научиться распознавать малейшие признаки дискомфорта при выполнении работы. Попробуйте ответить на вопросы анкеты и оценить, насколько в целом факторы вашей работы могут быть источником избыточного стресса.[8] Данная анкета была предложена респондентам исследования для попытки проанализировать потребности менеджеров в отношении работы, ведь, одним из источников стресса является неосознанная потребность, которую менеджер и не может удовлетворить.[9] В ходе исследования, проводимого нами, при анализе психологического стресса у менеджеров были опрошены 67 менеджеров высшего и среднего (руководителей отделов и рабочих групп) звена в возрастной категории от 25 до 57 лет казахстанских компаний. Выяснилось, что 49% менеджеров среднего звена не удовлетворены условиями своего труда. Сильный ежедневный стресс, способствующий возникновению сердечно-сосудистых и психосоматических заболеваний, испытывают 58% опрошенных топ- менеджеров и 66% руководителей среднего звена. Почти 30% менеджеров называют основной причиной увольнения стресс на работе. Эффект нехватки времени приводит не только к перегрузке человека и необходимости работать сверхурочно. Он вызывает и особый вид стресса — так называемый стресс нехватки времени. По данным исследования, стресс нехватки времени испытывают до 82% менеджеров. Такие данные были получены в ходе нашего исследования с помощью тестов и анкет, опросников, проводимого в 2009-2010. По их признаниям, 45% случаев смены места работы вызваны постоянным пребыванием в стрессовом состоянии. 33% респондентов испытывают стресс при общении с вышестоящим руководством. Во многом, считают они, это связано с постановкой невыполнимых задач и большим количеством проектов, которые они ведут. Низкой заработной платой при повышенной нагрузке и ненормированном рабочем графике недовольны до 70% менеджеров. Говоря о факторах, вызывающих стресс на работе, многие респонденты также упоминают условия на рабочем месте: плохую шумоизоляцию, некомфортные температуру и освещение в офисе (40%), неудобство рабочего места (17%). 54% опрошенных специалистов выражают недовольство необходимостью обедать на рабочем месте перед монитором. Подавляющее большинство менеджеров (85%) убеждены в том, что стрессы на работе приводят к проблемам со здоровьем. Как демонстрируют результаты, полученные во время исследования при анализе психологического стресса у менеджеров на рабочем месте может возникнуть из-за перегрузки. Профессиональный стресс часто бывает вызван внешним физическим фактором (шум, теснота помещения, плохая вентиляция или освещение рабочего места и тому подобное) или поведением подчиненных. Также на психологическом состоянии работника отрицательно низкий уровень и/или отсутствие профессионального общения, недоступность нужных для работы ресурсов и отсутствие перспектив профессионального роста. Поэтому в нашем исследовании использовался «контрольный листок», в котором респондентам предлагалось заполнить самостоятельно возможные реальные источники напряжения на рабочем месте, включающий и физические факторы.[10] Профессиональный стресс имеет место, когда работники несут ответственность за профессиональное развитие других людей. У 56% руководящего персонала стресс сопровождается чувством усталости и невозможностью сосредоточить внимание. Наиболее часто (в 80% случаев) при стрессе у руководителей отмечаются повышение раздражительности и тревожности, а также нарушения сна. Главные стрессоры, определяющие уровень развития стресса у всех категорий менеджеров, связаны с присутствием в их работе большого числа разнообразных и сложных по содержанию задач. К ним относятся: стратегическое планирование, переработка и координация больших потоков информации, анализ и координация действий персонала, контроль сроков выполнения производственных заданий, жесткие лимиты времени проектов. Иногда, мощным стрессором является недостаточная автономия исполнения, поскольку деятельность и решения менеджера должны обеспечивать требуемые экономические результаты. Так, для менеджеров высшего звена наиболее характерными оказались стрессоры: напряженные условия труда, перенасыщенный временной график, высокая интенсивность интеллектуальных нагрузок и большое количество проектов и коммуникаций разного уровня. В результате состояние менеджеров высшего звена характеризуется выраженными признаками психофизиологического истощения - эмоциональной и когнитивной напряженностью, ухудшением самочувствия, интенсивным переживанием тревоги и депрессии, нарастанием хронического утомления и нарушений сна. Однако, заботясь о себе, не каждый руководитель задумывается о том, что является источником стресса для своего подчиненного. На сегодня существует большое количество факторов, которые имеют потенциал для возникновения профессионального стресса, наиболее распространенные из них у менеджеров: мобильность, нехватка времени, недоступность ресурсов, рост ответственности, перегруженность работой, ответственность, отсутствие профессионального общения, внутрифирменная политика, стиль менеджмента, нарушения эргономики труда, низкий уровень мотивации, низкая организационная культура, изменения в структуре организации, стилях и технологиях работы, личностные особенности, конфликт работы с личной жизнью. Итак, главным стрессором для менеджера является бремя ответственности за решение разнообразных управленческих задач. Таким образом, стресс - проблема управления, и каждому менеджеру предстоит вооружиться знаниями о причинах возникновения профессиональных стрессов, их симптомах, типовых организационных и личностных проблемах, могущих стать источником стресса, а также об основных механизмах управления этим явлением. Общая стратегия поведения менеджера должна состоять в том, чтобы умело поддерживать такой уровень требований, чтобы испытываемый стресс был здоровым.
[1] Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению стресса. В кн. «Психология труда и организационная психология. Хрестоматия» (под ред. А.Б. Леоновой и О.Н. Чернышевой). М., Радикс, 1995 [2] Джини Сивил. Стресс-менеджмент (Stress Management), пер. с англ. М:. Hippo publishing ltd, 126стр., 2006 [3] Пугачев В.П. Руководство персоналом: Учебник. М. Аспект пресс, 2006-416с.
[4] Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде. В кн. «Психология труда и организационная психология. Хрестоматия» (под ред. А.Б. Леоновой и О.Н. Чернышевой). М., Радикс, 1995 Купер К.Л., Маршал Дж. Источники стресса "белых воротничков" // Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. - М.: Радекс, 1995. [5] Леонова А.Б. На грани стресса// В мире науки. 2004. №10. с.4 [6] Источник: podrobnosti.ua [7] http://www.kellyservices.ru [8] http://www.pavlenko.idhost.kz/anketa [9] Источник: Анкета воспроизведена из книги Warren E. Toll С. The Stress Work Book. — London: Nicholas Brealey, 1995, p. 34
[10] www.pavlenko.idhost.kz/anketa Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|