Причины возникновения психосоматических заболеваний (психофизиологическое влияние стресса)

В зарубежной психологии одними из пионеров нейрофизиологического подхода были работы Селье и Лонга. Их исследования, известные труды в области стресса, явились определенными шагами на пути к прояснению механизмов нейрогенной и гормональной регуляции в нормальных и патологических состояниях. Общую идею можно свести к принципу, что организм, измученный стрессами и дистрессами, начинает ошибаться в концепции внутренней биохимии, выработке внутренних гормонов и нейротрансмиттеров,

Возник постулат, что воздействие любого неспецифического вредного раздражителя производит бурные биохимические и гормональные реакции в организме, затрагивающие весь гормональный аппарат человека. Концентрация гормонов и других веществ достигает максимума, а затем организм в защитных целях начинает воспроизводство запаса гормонов и энергетиков, что приводит к увеличению их содержания в крови. В случае длительного стресса, в организме, замученном биохимическими процессами, может наступить истощение и даже смерть.

 В экспериментальных условиях воздействие неспецифических вредоносных факторов может вызывать гипертензию, нефросклероз, патологические изменения миокарда и артрит, которые приписываеются избыточному количеству гормонов передней доли гипофиза и коры надпочечников, исходно вырабатываемых для увеличения сопротивляемости. Поэтому такие расстройства называют «болезнями адаптации». В целом, концепция Селье заключается в том, что организм реагирует на самые разнообразные стрессы физиологическими защитными механизмами, которые по существу зависят от целостности коркового вещества надпочечника, и что избыточная активность этой железы ответственна за болезни адаптации. Вред организму  наносит

В некоторых позднейших исследованиях был обнаружен определенный нейрофизиологический базис для расстройств в виде соматизации. Предполагается, что у таких больных имеются характерные особенности внимания и когнитивные нарушения, которые являются результатом ошибочного восприятия и оценки соматосенсорного входа. Отмеченные нарушения включают чрезмерную рассеянность,  группировку когнитивных конструктов на импрессионистской основе и частичные обстановочные ассоциации. Конверсионное расстройство, как показано, может иметь нейрофизиологическую основу, поскольку у больных часто обнаруживаются нарушения со стороны центральной нервной системы, а именно нарушение реакции активации. Высказывается теория, что патологические проявления обусловлены избыточной реакцией активации коры, которая снимает негативное подкрепление петель, расположенных между церебральной корой и ретикулярной формацией ствола. Повышение уровня кортико-фугального выхода в свою очередь тормозит афферентные сенсо-моторные импульсы, снижая, таким образом, осознанное восприятие ощущений со стороны своего тела, что может в некоторых случаях объяснять сенсорный дефицит, наблюдающийся у этих больных.

 Часто у больных с конверсивными расстройствами по показателям нейропсихологических тестов обнаруживаются легкие церебральные нарушения, проявляющиеся в ослаблении вербальной коммуникации и памяти, аффективной неадекватности, внушаемости, настороженности и расстройстве внимания.  При соматоформном болевом расстройстве кора головного мозга может тормозить залпы афферентных болевых импульсов.  Серотонин, по-видимому, является основным нейротрансмиттером нисходящих тормозных путей. А эндорфины играют роль в модуляции боли центральными механизмами. Очень вероятно наличие корреляции дефицита эндорфинов с усилением поступающих сенсорных стимулов.

 Известно, что ипохондрики преувеличивают и усиливают соматические ощущения, например, они имеют более низкие пороги и более низкую толерантность к физическому дискомфорту. То, что нормальный человек воспринимает как давление в животе, ипохондрик воспринимает как боль в животе. Может также иметь место ошибочная когнитивная схема, соответственно которой ипохондрик фокусируется на ощущениях со стороны своего тела, ложно интерпретирует их, и они вызывают у него тревогу.

Некоторые работы подтверждают, что больные функциональными алгическими расстройствами обладают более высокой болевой чувствительностью, чем здоровые испытуемые. Это может приводить к тому, что больные оценивают в качестве болевых стимулы такой интенсивности, которые для здоровых испытуемых  находятся в границах нормального ощущения.  Подобный факт можно интерпретировать как измененное нейрофизиологическое состояние данных больных  по сравнению со здоровыми.

Но с другой стороны, во время исследования болевой чувствительности обращает внимание, что о появлении болевого ощущения, больные начинали говорить задолго до того, как это можно было заметить по косвенным признакам. Может создаваться ощущение, что часть больных называла стимул болевым с очевидным предвосхищением.  Причина этого, как они считают, заключается не столько в истинном снижении болевых порогов, сколько в особом болевом поведении: как болевое расценивается ощущение такой интенсивности, которая не вызывает изменений в сенсорной системе, т.е. это не «психофизиологическая боль», а, скорее, просто «психологическая», и фиксация внимания на теле во время плацебо-эксперимента усиливает эту диссоциацию. В таком случае, данные факты скорее подтверждают теорию влияния личности и культурно-исторический подход.

          В еще одной подтверждающей нейрогуморальный подход работе был получен вывод, что нет никакой значимой корреляции между баллами алекситимического теста (TAS) и уровнем гидрокортизона в крови. Здоровая контрольная группа показывает значительно более высокий уровень гидрокортизона, чем пациенты с соматоформными расстройствами. Эти результаты подтверждают,  что понижение уровня гидрокортизона может быть связано с наличием соматоформных расстройств.

     В целом, можно привести вывод: люди живите спокойно и радостно, и тогда биохимия вашего организма будет в порядке, а тогда не будет никаких психосоматических заболеваний.

 

 



Просмотров: 596
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может терапии помочь, а что может ей помешать
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • Что может стать поддержкой для мамы в случае синдрома хронической усталости
  • Что самое худшее и что самое лучшее, что может дать мужчина в отношениях со своей женщиной
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Что может спасти семью в трудное для нее время?
  • Что может и чего не может психолог?
  • Что делать родственникам в случае нарушения памяти и проявления агрессии у пожилого человека.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Чем может помочь психолог? Что говорить у психолога?
  • Что может и не может психолог
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Девушка, которая не верит, что может нравиться мужчинам.
  • Что такое страх и чем он может быть полезен
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • Что может приводить нас к депрессии?
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Что такое психосоматика? Как может помочь психолог?
  • Что такое Синтезологика и как она может помочь?
  • «Я никогда не думала, что это может случиться со мной»
  • Что такое полиграф и может он ошибаться?
  • Что такое дивергентное мышление и как оно может развиваться
  • Что же может помочь на пути к мечте? Часть 2
  • Причины возникновения психосоматических и соматоформных заболеваний (а может алекситимия?).
  • Что может служить препятствием для оформления отношений.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь