|
Рекомендации по учету психофизиологических характеристик младшего школьника в образовательном процессеАвтор статьи: Спирина (Зайтуева) Стелла Умаровна
Практические рекомендации для учителей по осуществлению индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей.
1. Учащиеся, как минимум, отличаются по индивидуальному мануальному профилю и половым особенностям, которые определяют различия в когнитивных процессах. Можно совершенно уверено сказать, что это далеко не все психологические различия школьников, которые необходимо учитывать в процессе дифференцированного обучения. Помните, что по статистике в каждом классе самый большой процент приходиться на равно- и праволушарных учащихся, а школьные методики в основном рассчитаны на левополушарные компоненты познавательной деятельности. 2. Ориентируйте способы и приемы подачи учебного материала на конкретного школьника с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте для него ситуацию успеха. Не забывайте, что перед вами не бесполый «среднестатистический» ученик, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, памяти и т.д. Для гармоничного развития школьников необходимо научить их по- разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно). 3. Не забывайте, что ваша оценка, данная учащемуся, всегда субъективна и зависит от вашего типа межполушарной асимметрии (нейропсихологический закон взаимодействия). Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации. 4. Обучая мальчиков, необходимо опираться на их высокую поисковую активность и сообразительность. Обучая девочек, следует не только разбирать с ними принцип выполнения задания, но и учить их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам. Ругая мальчика, помните о его нетерпимости к эмоциональным переживаниям. Изложите ему свои претензии кратко, точно и на фактическом материале. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас воспринимать. Ругая девочку, помните об ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ошибки. В процессе обучения девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого, «эмоционального» полушария. Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого, «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно. 5. Вы должны не столько научать школьников конкретному учебному материалу, сколько развивать у них мотивацию к самостоятельному поиску информации. Необходимо свои требования превратить в желания учащихся. Всегда обучайте школьников на эмоциях радости. Помните, что нормой для учащихся является «не знать что-либо, не уметь и ошибаться». Устойчивое нежелание учиться у школьников – сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранная вами методика работы с конкретным учащимся. 6. При любом типа индивидуального профиля необходимым условием успешности обучения школьников разного пола является высокий уровень развития высших психических функций и межполушарного взаимодействия, для чего нужно поведение своевременных систематических коррекционно-развивающих мероприятий с учащимися. 7. При дифференцированном обучении надо учитывать возрастную динамику межполушарной асимметрии. Например, к моменту прихода первоклассников в школу, у них активно функционирует правое полушарие, а левое актуализируется к 8 – 9 годам. В связи с этим, обучение младших школьников проводится естественными для них правополушарными методами: через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения. К сожалению, в школе принято сидеть смирно, не двигаться, буквы и числа учить линейно, читать и писать на плоскости, т.е. используется левополушарные методы. 8. В первом классе сначала формируется устойчивый навык чтения, а только потом навык письма. Если у учащихся не сложился еще комплексный зрительно-звуковой образ слова, то при письме они будут копировать слова по буквам, делая огромное количество ошибок (приписывание, недописывание, выпадение различных элементов и целых букв). В этом случае школьники не в состоянии писать под диктовку или сочинять самостоятельно (дисграфия). Навык письма может развиваться только на базе сформированного визуально-слухового образа слова. 9. При обучении чтению основной упор необходимо делать на понимании прочитанного текста, а не на механическое проговаривание в слух. Школьники должны сначала понять текст, а потом читать вслух. Одновременно читать вслух и понимать прочитанный текст учащиеся, особенно проблемные не смогу. Такие школьники будут испытывать трудности при пересказе текстов и ответах на вопросы. Известно, что без беглого чтения невозможно грамотное письмо. 10. Помните, что у проблемных школьников с дислексией, дисграфией и дискалькулией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития данного навыка. Необходимо эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития данного навыка. Необходимо как можно чаще показывать, обыгрывать, иллюстрировать и оформлять информацию. Для проблемных школьников учебные демонстрации должны быть короткими (2-3 мин.) и легкими. Системная подача информации создает системно организованную память, развивает способность поиска необходимого материала. При этом существенно снижаются нагрузки на внимание. Форма подачи информации должна быть алгоритмичной, четкой, лаконичной. Деятельность учителей, психологов и родителей должна быть направлена на системное развитие и коррекцию высших психических функций проблемных школьников. 11. Обучение леворуких школьников должно быть ярким, красочным, с опорой на их правое полушарие, визуальное и кинестетическое восприятие, целостность, образность, непроизвольную память. Необходимо включать в учебный процесс использование моделей, макетов, схем, рисунков. Для леворуких учащихся трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента и режима. Высокая вербальная одаренность леворуких школьников объясняется тем, что их речевые центры представлены симметрично в левом и правом полушариях. Совместная работа речевых центров выступает как условие возникновения особой одаренности. В классе за партой леворукий ученик должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая ведущая рука соседа по парте не мешала ему при письме. Помните, что у леворуких учеников другое восприятие пространства и им трудно ориентироваться в пространстве тетради, доски, текста. У леворуких школьников встречается феномен зеркального отражения. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом. Не переучивайте леворуких школьников на правую руку. При этом можно сформировать невроз (беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи и т.д.). Кроме того, может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д. 12. Обучая гиперактивного школьника, помните, что он всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски. Включайте в урок физкультминутки, разрешайте гиперактивному школьнику через каждые 20 мин вставать и ходить в конце класса, предоставьте ему возможность быстро обращаться к Вам за помощью в случае затруднения. Направляйте его энергию в полезное русло (вымыть доску, раздать тетради и т.д.). Создайте для него положительную мотивацию на успех, чаще хвалите; избегайте завышенных или заниженных требований, большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них. С гиперактивным школьником необходимо договариваться, а не стараться сломить его! Помните, что гиперактивность — не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики после 8-летнего возраста. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения школьника, а скорее ухудшат его. 13. Сделайте главной заповедью своей педагогической деятельности: «Не навреди».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|