|
Психологические занятия для младших школьниковАвтор статьи: Приемских Александра Михайловна
В начале статьи сразу хотелось бы указать, что психологические занятия – это прежде всего игра, поскольку само название вызывает у некоторых родителей напряжение и тревогу. Если подходить еще к ближе к сути, то занятия проходят в игровой форме. Игры - это эффективный способ познания себя и окружающего мира, способ психического развития личности и интеллекта ребенка. Так в чем же заключается суть данных занятий? Чем мы занимаемся с детьми в это время? Цель психологических занятий – это помощь в развитии личности ребенка путем создания благоприятных условий для выявления его способностей и склонностей. Психологические занятия дают детям шанс проявить себя, максимально и эффективно использовать и развивать свои познавательные процессы, а именно: восприятие, память, воображение, представление, мышление. Овладение основами психологических знаний обогащает лексику ребенка, позволяет ему грамотно говорить о своём внутреннем мире, чувствах и переживаниях, помогает решить проблемы межличностного взаимодействия, противостоять чужому влиянию (умение сказать «нет» и отстоять свои границы), с уважением относиться к окружающим. В этом возрасте детям свойственны сильные переживания из-за недостаточно сформированной регулятивной функции психики (преобладание процессов возбуждения над процессами торможения). Смена чувств происходит очень быстро, что часто пугает взрослых, да и самих детей. Данные занятия дают ребенку понимание своих потребностей и желаний, мотивов, формируют волевые, нравственные качества личности. Дети в ролевых играх учатся понимать свои эмоции, а также эмоции окружающих, узнают способы контроля и сдерживания своих эмоциональных реакций, осваивают упражнения релаксации и основы позитивного мышления. Психологические занятия обеспечивают познавательную активность ребенка. Познавательная активность в свою очередь способствует накоплению новых знаний, усвоению различных способов их получения и применения, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в различных коллективах. Ребенок приобретает уверенность в себе и своих возможностях, определенную стрессоустойчивость и гибкость в принятии решений. Познавательная активность – это желание учиться. Ребенок учится, потому что испытает потребность узнавать новое. Постепенно у ребенка появляется осознание смысла своего обучения. И в будущем такой ребенок умеет ставить перед собой цели и, самое главное, он умеет их добиваться. Остановимся подробнее на познавательных процессах, поскольку младший школьный возраст является наиболее важным периодом для их развития. Прежде всего совершенствуется восприятие – как основа для развития всех остальных познавательных процессов и прежде всего мышления. Хорошо развитое восприятие гарантирует наблюдательность ребенка, способность замечать особенности предметов и явлений. Это прежде всего восприятие пространственных отношений, времени, формы. Дальнейшее и более тщательное развитие произвольной памяти как залога успешного усвоения школьных знаний. Использование приемов мнемотехники для целенаправленного запоминания и воспроизведения информации. Ведь не секрет, что обучение в школе – это прежде всего громадный объем новых знаний. Память ребенка должна быть подготовлена к этому. Развитие таких свойств внимания как распределение и переключение, расширение временных рамок для произвольного внимания. Ребёнок более сконцентрирован на выполнении задания. Увеличение словарного запаса. Стремление к тому, чтобы речь ребенка становилась более связанной, развёрнутой, логичной, яркой и понятной слушателю. Умение выступать перед публикой. Мышление…Данный психический процесс достоин отдельного внимания, поскольку является наиважнейшим. В ходе занятий детьми непосредственно совершенствуются основные мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация). Мы постепенно переходим к применению словесно-логического (абстрактного) мышления. Именно это мышление используем мы, взрослые, чаще всего. В то же время мы стараемся применять все виды мышления, в том числе нестандартное (творческое). Отдельным блоком идет метод ТРИЗ – теория решение изобретательских задач Г. С. Альтшуллера. Цели ТРИЗ – научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, Это метод формирования у детей качеств творческой (креативной) личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать любые задачи. ТРИЗ дает понимание того, что не каждая задача имеет готовое и однозначное решение. Психологические занятия создают платформу для дальнейшего обучения ребенка и успешного жизненного и профессионального самоопределения (профориентация), способствуют развитию не только академического интеллекта (IQ), но и эмоционального (EQ). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|