Одни из самых актуальных тем в бизнес-сфере сегодня – это образование предпринимателей и помощь молодым специалистам в запуске своего дела. На реализацию этих задач тратятся большие деньги из федерального и областного бюджетов, проводятся всевозможные форумы, тренинги, мастер-классы, открываются бизнес-инкубаторы, технопарки и другие учреждения, способные помочь «стартапам» занять хорошую, конкурентоспособную нишу на российском и мировом рынках. На вопросы о том, как нужно обучать бизнесменов и на что обращать внимание при продвижении товара, рассказала Екатерина Нечаева, эксперт Калининградской торгово-промышленной палаты, тренер-консультант Гданьского фонда обучения менеджеров и факультета экономики и предпринимательства КГТУ.
- Вы проводите семинары в Калининградской торгово-промышленной палате, как думаете, нужно ли предпринимателю высшее образование или можно обойтись бизнес-курсами? - Хороший вопрос, и первоначально может показаться, что однозначного ответа на него дать нельзя. Ведь многое зависит от модели, размера бизнеса, частоты и степени проявления его активности во внешней среде: скажем, торговая ли это палатка или кредитная организация. Конечно, базовые профессиональные знания и умение работать с информацией нужны. Однако, предпринимательство – это, прежде всего, дар, наделить которым может только природа, а не вуз. Другой вопрос, что первоначально сформированные, как говорится, жизненным опытом, навыки ведения бизнеса можно в себе найти и развить. Способствовать этому – основная цель специализированных бизнес-тренингов и коуч-сессий, обеспечивающих индивидуальный подход. Так что, да простят меня коллеги по университету, мой ответ: получение высшего образования не является обязательным для предпринимателя. Кроме того, само наличие высшего образования еще ни о чем не говорит. Мне вообще непонятно бравирование некоторыми людьми количеством высших образований: «у меня два», «а у меня три»…
- Екатерина, Вы, как тренер-консультант Гданьского фонда обучения менеджеров и преподаватель КГТУ, можете прокомментировать, чем российское образование предпринимателей отличается от европейского? - Гданьский фонд обучения менеджеров – вторая по величине и известности бизнес-школа в Польше. Только по программе MBA (MasterofBusinessAdministration) в октябре этого года получили дипломы около 200 человек. Поэтому проводить сравнение образования, получаемого слушателями там, с российским образованием в целом, наверное, было бы неправильно. Но по опыту работы в других странах могу сказать, что основное отличие – в практикоориентированности занятий и формах подачи изучаемого материала. Невозможно научить человека плавать путем демонстрации ему изображений фигуры на воде и объяснения принципа работы задействованных мышц, и уж тем более, ограничившись лишь «чтением с кафедры рассказа» о том, как плавают другие. Нужна сама вода, правда? Так и занятия в зарубежных школах предполагают, прежде всего, активное участие студентов и отработку ими необходимых навыков под внимательным руководством и мониторингом преподавателя. Настоящий педагог наставляет и направляет, но «проплыть дистанцию» вам предстоит самостоятельно. Именно так сформируется необходимый опыт. Второй аспект – форма подачи материала – это не только об использовании мультимедийных презентаций, как принято считать у нас. Это снова об активности, только теперь преподавательской. Для примера: демонстрируя жизненный путь как понятие, мой коллега из университета Эразмуса (Роттердам), ведущий европейский специалист в области управления персоналом и лидерства, академик и профессор Билл Коллинз, на выступлении перед студентами в моем присутствии… бегал на месте, чем совершенно меня очаровал. Участники моих семинаров и тренингов, как и магистранты, также знают, что я редко нахожусь без движения в ходе занятий, хоть это и физически тяжело, особенно если тренинг длится 10 часов. Но что делать – без мук нет результатов!
- К Вам приходят уже опытные бизнесмены или люди, только начинающие заниматься предпринимательской деятельностью? - Как правило, опытные бизнесмены не всегда имеют достаточно времени для себя, но, понимая важность дополнительного образования, направляют на обучение менеджеров своих компаний. Приходят и, в хорошем смысле, амбициозные молодые директора, и даже студенты. Несколько раз родители (отцы), прошедшие обучение у меня, присылали на следующий курс своих взрослых детей – это очень интересный факт.
- На одном из семинаров Вы объясняете разницу между имиджем и репутацией фирмы – в чем особенность каждого? - Как говорят: не все то золото, что блестит. Имидж – это составляющая маркетинга компании или отдельной личности: некий созданный образ, ориентированный на массовую аудиторию. Без грамотного подхода к его формированию будет трудно занять место на рынке. Без репутации же не будет возможным это место удержать. Это понятие относится к лидерству и говорит об авторитете, а значит и о степени доверия к вам. Именно репутация способна влиять на принятие решений вашими партнерами, на мнение профессионалов и экспертов - тех, кто по роду своей деятельности взаимодействует не столько с образом, сколько с реальным объектом, скрывающимся за удачной декорацией. Провожают по уму, и если фирма не «однодневка», если вы пришли в бизнес не просто «сорвать однодневный куш», а настроены на стабильность и рост, то репутация вашей компании – это именно то, чему следует изначально и на всех этапах развития уделять особое внимание.
- Какими способами можно достичь хорошей репутации компании? - Во-первых, на высокий уровень поможет подняться грамотный подход к управлению репутацией. Хотя в силу все еще слабого развития конкурентных механизмов это направление относительно новое для российского общества, рост экономики и вступление России в ВТО предъявляют новые требования к отечественной модели менеджмента. Во-вторых, необходимо соблюдение вами и членами вашей команды правил бизнес-этики. Конечно, создание и поддержание хорошей репутации требует немало времени и усилий, и компетентный специалист знает это. Но не надо изобретать велосипед – репутационные технологии, разработанные западными специалистами, могут быть с успехом применены и в России. Их использование играет важнейшую роль как в отношениях с партнерами по бизнесу, так и в отношениях с персоналом собственной компании. Это, прежде всего, грамотно выработанная стратегия формирования доверия, уважения, поддержания и защиты лояльности аудитории к вашему бренду, имени, марке.
- Что, по-вашему, бренд? - Вот как раз для этого еще надо дорасти. Бренд – это то, что уже находится в головах у потребителей. Им больше не надо объяснять с помощью рекламы, акций или иных маркетинговых ходов, кто вы – у них есть вполне сформированное представление обо всех ваших характеристиках и связанных с этим собственных ассоциаций и ожиданий. Бренд – это то, что не вызывает сомнений, не требует долгих размышлений и оправдывает надежды. Он облегчает понимание товара и упрощает выбор, конечно же, в свою пользу. Создание бренда и его позиционирование - это искусство, основанное на глубоком знании рынка, конкурентных механизмов, бизнес-интуиции. И поскольку цена ошибки может составлять огромную сумму, многие компании предпочитают не заниматься этим самостоятельно, а обращаются к экспертам.
- На Ваш взгляд, каково состояние бизнес-взаимоотношений России и Европы? - Сложностей все еще много, и я часто пишу о них в статьях и в своем микроблоге в Твиттере. С одной стороны, казалось бы, желание сотрудничать наблюдается и с той, и с другой стороны. Но посмотрите, что происходит. Западный подход характеризует последовательность: ведущие компании, прежде всего, нанимают кросс-культурных консультантов и тренеров, а их топ-менеджеры посещают специализированные образовательные курсы для того, чтобы научиться работать с «русскими» и избежать возможных дорогостоящих ошибок или недоразумений. Мы же, при тех же целях, действуем, как водится, наобум, полагаясь на любимый сердцу «авось». Но очевидно, что если мы хотим идти в ногу с западом, социально и экономически развиваться, пора бы уже повзрослеть и избавиться от иллюзий. К счастью, надежда есть. Новое поколение менеджеров, рожденное в постперестроечные годы, например, мои студенты-магистранты, существенно отличается от предыдущих в своем стремлении не на словах, а на деле способствовать повышению уровня жизни в стране.
- С какими рисками может столкнуться российский бизнесмен за границей? - Основные риски для россиянина – это барьеры коммуникации. В международной среде уровень бизнесмена, степень доверия к нему как к партнеру, его имидж характеризует владение им иностранным языком. В развитых странах считается, что если вы не можете эффективно управлять собой и инвестировать в себя (время ли или деньги), то вы – партнер ненадежный. Таким образом, чтобы быть конкурентоспособным и заработать положительную репутацию в деловых кругах надо говорить хотя бы по-английски. Кстати, в связи с тем, что у нас крайне мало педагогов-коммуникаторов – тех, кто учит именно «заговорить» - изучать язык лучше тоже за рубежом или по скайпу, общаясь с носителями языка. Следующий аспект – незнание культурно-этических норм, принятых в другой стране, неумение общаться. Этого риска можно избежать, если заранее подготовиться к визиту. Важно чувствовать себя уверенно в новой среде: уметь найти и воспользоваться экономико-правовой или иного рода информацией, работать с консультантами и экспертами на местах. При торгово-промышленной палате мы проводим специальные двухдневные кросс-культурные тренинги по основам эффективного бизнеса за рубежом.
- И напоследок, Екатерина, какие приоритетные направления бизнеса Вы бы могли посоветовать начинающим бизнесменам? - Историческая практика показывает, что приоритетные направления в нашей стране очень быстро могут измениться. Однако ошибкой было бы считать, что дело только в правительстве или законах – это зачастую лишь зеркало. Дело в нашем сознании. Посмотрите, как много организаций (особенно это заметно в сфере услуг) начинают свою деятельность на качественном для потребителя уровне, ориентируясь на высокие стандарты, декларируя определенные ценности, а по истечении «срока годности» оказывается, что это был всего лишь красивый мыльный пузырь, который лопнул. Мы даже считаем вполне себе привычным философски глаголить по отношению к таким компаниям - дескать, испортились…. Поэтому, я бы посоветовала начинающим бизнесменам, прежде всего, найти любимое дело и отдаваться ему с душой, следовать своей интуиции. Многие направления могут оказаться приоритетными, если реализация целей осуществляется людьми неленивыми, неравнодушными, способными к непрерывному самообразованию и саморазвитию и соблюдающими культурные и этические нормы.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.