«Предпринимательство – это, прежде всего, дар…»

Автор статьи: Катерина Нечаева

Одни из самых актуальных тем в бизнес-сфере сегодня – это образование предпринимателей и помощь молодым специалистам в запуске своего дела. На реализацию этих задач тратятся большие деньги из федерального и областного бюджетов, проводятся всевозможные форумы, тренинги, мастер-классы, открываются бизнес-инкубаторы, технопарки и другие учреждения, способные помочь «стартапам» занять хорошую, конкурентоспособную нишу на российском и мировом рынках. На вопросы о том, как нужно обучать бизнесменов и на что обращать внимание при продвижении товара, рассказала Екатерина Нечаева, эксперт Калининградской торгово-промышленной палаты, тренер-консультант Гданьского фонда обучения менеджеров и факультета экономики и предпринимательства КГТУ.

- Вы проводите семинары в Калининградской торгово-промышленной палате, как думаете, нужно ли предпринимателю высшее образование или можно обойтись бизнес-курсами?
- Хороший вопрос, и первоначально может показаться, что однозначного ответа на него дать нельзя. Ведь многое зависит от модели, размера бизнеса, частоты и степени проявления его активности во внешней среде: скажем, торговая ли это палатка или кредитная организация. Конечно, базовые профессиональные знания и умение работать с информацией нужны. Однако, предпринимательство – это, прежде всего, дар, наделить которым может только природа, а не вуз. Другой вопрос, что первоначально сформированные, как говорится, жизненным опытом, навыки ведения бизнеса можно в себе найти и развить. Способствовать этому – основная цель специализированных бизнес-тренингов и коуч-сессий, обеспечивающих индивидуальный подход. Так что, да простят меня коллеги по университету, мой ответ: получение высшего образования не является обязательным для предпринимателя. Кроме того, само наличие высшего образования еще ни о чем не говорит. Мне вообще непонятно бравирование некоторыми людьми количеством высших образований: «у меня два», «а у меня три»… 

- Екатерина, Вы, как тренер-консультант Гданьского фонда обучения менеджеров и преподаватель КГТУ, можете прокомментировать, чем российское образование предпринимателей отличается от европейского?
- Гданьский фонд обучения менеджеров – вторая по величине и известности бизнес-школа в Польше. Только по программе MBA (MasterofBusinessAdministration) в октябре этого года получили дипломы около 200 человек. Поэтому проводить сравнение образования, получаемого слушателями там, с российским образованием в целом, наверное, было бы неправильно. Но по опыту работы в других странах могу сказать, что основное отличие – в практикоориентированности занятий и формах подачи изучаемого материала. Невозможно научить человека плавать путем демонстрации ему изображений фигуры на воде и объяснения принципа работы задействованных мышц, и уж тем более, ограничившись лишь «чтением с кафедры рассказа» о том, как плавают другие. Нужна сама вода, правда? Так и занятия в зарубежных школах предполагают, прежде всего, активное участие студентов и отработку ими необходимых навыков под внимательным руководством и мониторингом преподавателя. Настоящий педагог наставляет и направляет, но «проплыть дистанцию» вам предстоит самостоятельно. Именно так сформируется необходимый опыт. Второй аспект – форма подачи материала – это не только об использовании мультимедийных презентаций, как принято считать у нас. Это снова об активности, только теперь преподавательской. Для примера: демонстрируя жизненный путь как понятие, мой коллега из университета Эразмуса (Роттердам), ведущий европейский специалист в области управления персоналом и лидерства, академик и профессор Билл Коллинз, на выступлении перед студентами в моем присутствии… бегал на месте, чем совершенно меня очаровал. Участники моих семинаров и тренингов, как и магистранты, также знают, что я редко нахожусь без движения в ходе занятий, хоть это и физически тяжело, особенно если тренинг длится 10 часов. Но что делать – без мук нет результатов! 

- К Вам приходят уже опытные бизнесмены или люди, только начинающие заниматься предпринимательской деятельностью?
- Как правило, опытные бизнесмены не всегда имеют достаточно времени для себя, но, понимая важность дополнительного образования, направляют на обучение менеджеров своих компаний. Приходят и, в хорошем смысле, амбициозные молодые директора, и даже студенты. Несколько раз родители (отцы), прошедшие обучение у меня, присылали на следующий курс своих взрослых детей – это очень интересный факт. 

- На одном из семинаров Вы объясняете разницу между имиджем и репутацией фирмы – в чем особенность каждого?
- Как говорят: не все то золото, что блестит. Имидж – это составляющая маркетинга компании или отдельной личности: некий созданный образ, ориентированный на массовую аудиторию. Без грамотного подхода к его формированию будет трудно занять место на рынке. Без репутации же не будет возможным это место удержать. Это понятие относится к лидерству и говорит об авторитете, а значит и о степени доверия к вам. Именно репутация способна влиять на принятие решений вашими партнерами, на мнение профессионалов и экспертов - тех, кто по роду своей деятельности взаимодействует не столько с образом, сколько с реальным объектом, скрывающимся за удачной декорацией. Провожают по уму, и если фирма не «однодневка», если вы пришли в бизнес не просто «сорвать однодневный куш», а настроены на стабильность и рост, то репутация вашей компании – это именно то, чему следует изначально и на всех этапах развития уделять особое внимание. 

- Какими способами можно достичь хорошей репутации компании?
- Во-первых, на высокий уровень поможет подняться грамотный подход к управлению репутацией. Хотя в силу все еще слабого развития конкурентных механизмов это направление относительно новое для российского общества, рост экономики и вступление России в ВТО предъявляют новые требования к отечественной модели менеджмента. Во-вторых, необходимо соблюдение вами и членами вашей команды правил бизнес-этики. Конечно, создание и поддержание хорошей репутации требует немало времени и усилий, и компетентный специалист знает это. Но не надо изобретать велосипед – репутационные технологии, разработанные западными специалистами, могут быть с успехом применены и в России. Их использование играет важнейшую роль как в отношениях с партнерами по бизнесу, так и в отношениях с персоналом собственной компании. Это, прежде всего, грамотно выработанная стратегия формирования доверия, уважения, поддержания и защиты лояльности аудитории к вашему бренду, имени, марке. 

- Что, по-вашему, бренд?
- Вот как раз для этого еще надо дорасти. Бренд – это то, что уже находится в головах у потребителей. Им больше не надо объяснять с помощью рекламы, акций или иных маркетинговых ходов, кто вы – у них есть вполне сформированное представление обо всех ваших характеристиках и связанных с этим собственных ассоциаций и ожиданий. Бренд – это то, что не вызывает сомнений, не требует долгих размышлений и оправдывает надежды. Он облегчает понимание товара и упрощает выбор, конечно же, в свою пользу. Создание бренда и его позиционирование - это искусство, основанное на глубоком знании рынка, конкурентных механизмов, бизнес-интуиции. И поскольку цена ошибки может составлять огромную сумму, многие компании предпочитают не заниматься этим самостоятельно, а обращаются к экспертам. 

- На Ваш взгляд, каково состояние бизнес-взаимоотношений России и Европы?
- Сложностей все еще много, и я часто пишу о них в статьях и в своем микроблоге в Твиттере. С одной стороны, казалось бы, желание сотрудничать наблюдается и с той, и с другой стороны. Но посмотрите, что происходит. Западный подход характеризует последовательность: ведущие компании, прежде всего, нанимают кросс-культурных консультантов и тренеров, а их топ-менеджеры посещают специализированные образовательные курсы для того, чтобы научиться работать с «русскими» и избежать возможных дорогостоящих ошибок или недоразумений. Мы же, при тех же целях, действуем, как водится, наобум, полагаясь на любимый сердцу «авось». Но очевидно, что если мы хотим идти в ногу с западом, социально и экономически развиваться, пора бы уже повзрослеть и избавиться от иллюзий. К счастью, надежда есть. Новое поколение менеджеров, рожденное в постперестроечные годы, например, мои студенты-магистранты, существенно отличается от предыдущих в своем стремлении не на словах, а на деле способствовать повышению уровня жизни в стране. 

- С какими рисками может столкнуться российский бизнесмен за границей?
- Основные риски для россиянина – это барьеры коммуникации. В международной среде уровень бизнесмена, степень доверия к нему как к партнеру, его имидж характеризует владение им иностранным языком. В развитых странах считается, что если вы не можете эффективно управлять собой и инвестировать в себя (время ли или деньги), то вы – партнер ненадежный. Таким образом, чтобы быть конкурентоспособным и заработать положительную репутацию в деловых кругах надо говорить хотя бы по-английски. Кстати, в связи с тем, что у нас крайне мало педагогов-коммуникаторов – тех, кто учит именно «заговорить» - изучать язык лучше тоже за рубежом или по скайпу, общаясь с носителями языка. Следующий аспект – незнание культурно-этических норм, принятых в другой стране, неумение общаться. Этого риска можно избежать, если заранее подготовиться к визиту. Важно чувствовать себя уверенно в новой среде: уметь найти и воспользоваться экономико-правовой или иного рода информацией, работать с консультантами и экспертами на местах. При торгово-промышленной палате мы проводим специальные двухдневные кросс-культурные тренинги по основам эффективного бизнеса за рубежом.

- И напоследок, Екатерина, какие приоритетные направления бизнеса Вы бы могли посоветовать начинающим бизнесменам?
- Историческая практика показывает, что приоритетные направления в нашей стране очень быстро могут измениться. Однако ошибкой было бы считать, что дело только в правительстве или законах – это зачастую лишь зеркало. Дело в нашем сознании. Посмотрите, как много организаций (особенно это заметно в сфере услуг) начинают свою деятельность на качественном для потребителя уровне, ориентируясь на высокие стандарты, декларируя определенные ценности, а по истечении «срока годности» оказывается, что это был всего лишь красивый мыльный пузырь, который лопнул. Мы даже считаем вполне себе привычным философски глаголить по отношению к таким компаниям - дескать, испортились…. Поэтому, я бы посоветовала начинающим бизнесменам, прежде всего, найти любимое дело и отдаваться ему с душой, следовать своей интуиции. Многие направления могут оказаться приоритетными, если реализация целей осуществляется людьми неленивыми, неравнодушными, способными к непрерывному самообразованию и саморазвитию и соблюдающими культурные и этические нормы.

- Спасибо.

Мой Калининград: Валерия Каширова



Просмотров: 615
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Притча о том, как можно обесценивать другого, а получается прежде всего себя.
  • Можно ли совместить бизнес-тренинги и бизнес-расстановки?
  • Хочешь быть человеком, чувствовать биение Жизни – ври, и прежде всего, себе самому!
  • Стоит ли писать в статьях правду? Особенно если это бизнес...
  • Живите прежде всего ради себя, а не своего мужчины
  • “Заметки про бизнес” №1. Зачем нужны бизнес-тренинги?
  • Почему бизнес-обучение часто оказывается неэффективным и как можно изменить ситуацию.
  • Прохождение реперных точек бизнеса и технологии обмана бизнес консультирования настоящего времени
  • Каким образом совместить основное место работы и свой небольшой бизнес?
  • Сколько нужно работать, чтобы построить бизнес?
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Если он говорит вам эти фразы - он совсем не жалеет о своей измене и, скорее всего, изменит вам снова
  • Будьте прежде всего любимой, а не просто сильной женщиной
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Что нужно сказать мужчине, если он не уделяет вам достаточное количество времени: всего одна фраза
  • Что делать, если бизнес, как чемодан без ручки: и нести тяжело и выбросить жалко?
  • Безопасность - прежде всего
  • В мужчине важен, прежде всего его ум
  • «У нас все серьезно», или «Свобода прежде всего!»
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Почему не надо бежать сломя голову в бизнес, или как найти свое Призвание.
  • Ничего личного – только бизнес
  • Что делать, если бизнес идет под откос?
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Бизнес-тренер, который не учит продавать - ЧТО?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Бизнес и мама с папой. Или почему не каждый бизнес становится большим.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Всего лишь домохозяйка, или Хочу работать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь