|
Использование кинезиологических упражнений в обучении и оздоровлении школьниковАвтор статьи: Пурецкая Надежда Сергеевна
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиологические упражнения успешно используются психофизиологами для коррекции школьных трудностей и логопедами для коррекции нарушений речи. Целесообразность использования таких упражнений при проведении уроков в начальной школе обусловлена тем, что школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие головного мозга. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, тесно связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И, как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария – раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Постоянное перенапряжение перерастает в хронический стресс и проявляется в виде нарастающего чувства усталости, отвлекаемости, головных болях. Для предупреждения таких явлений мы предлагаем использовать кинезиологические упражнения не только на специально организованных коррекционных занятиях, но и во время физкультурных минуток на уроках. Кроме того, по мнению психофизиологов, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому неподвижный ребенок не обучаем, и ругать его за излишнюю двигательную активность на уроке не нужно. Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках урока, в обычном классе, в силу многих объективных причин. Поэтому мы отобрали несколько простых и эффективных упражнений, не требующих специально организованного пространства, и предложили их использовать во время физкультминуток учителю 1 «Б» класса Плехановой О.А. Чтобы упражнения были результативными, было рекомендовано придерживаться следующих правил:
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).( «Снеговик» «Дерево» « Тряпичная кукла и солдат» «Сорви яблоки») Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. («Свеча» «Дышим носом» «Ныряльщик») Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. («Взгляд влево вверх», «Горизонтальная восьмерка», «Глаз – путешественник») При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. ( «Ухо-нос»,“Перекрестное марширование” “Мельница” “Паровозик” “Робот” “Маршировка”) Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. (“Дирижер”,“Путешествие на облаке”). Упражнения для развития мелкой моторики (“Колечко” “Кулак – ребро - ладонь” “Лезгинка” Массаж ушных раковин. По моим наблюдениям, применение кинезиологических упражнений в начале коррекционных занятий способствуют более быстрой настройке детей на урок, улучшает концентрацию внимания. После динамической паузы с применением телесных упражнений и упражнений на мелкую моторику улучшается работоспособность, координация движений, снимается напряжение с мышц рук. Использование упражнений на релаксацию, дыхательных упражнений в конце занятия снимает напряжение и утомление после интенсивной интеллектуальной деятельности. Плеханова Ольга Александровна также отметила положительные изменения в учебной деятельности учащихся 1 «Б» класса после 2 месяцев применения упражнений. Дети позитивно реагируют на проведение физкультминуток в такой форме. Внимание более устойчивое, у многих улучшились навыки письма, меньше ошибок, связанных с неправильным написанием букв «инверсий»). Дети стали спокойнее, меньше устают к концу дня. Необходимо обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|