Настольные игры стали новым веянием в образовании. Я слышу как многие педагоги пытаются использовать их как учебные пособия и просто как средство разбавить атмосферу урока чем-то свежим и захватывающим.
Хотелось бы поговорить об одной из проблем, делающих многие игры на первый взгляд недоступными, - это количество игроков, указанное на коробке. Очень часто это цифры 2-5, а ведь у тебя целый класс. Но далеко не всегда стоит верить этим цифрам, а любой хороший консультант в магазине (специализированном, конечно) подскажет, можно ли расширить круг игроков.
Около года я вела занятия в детском игровом клубе и экспериментировала с разными настольными играми на разные возраста и количество детей, чем и хочу поделиться. Ниже приводится описание тех игр, которые я рекомендовала бы на большое количество детей.
Первая игра - это Живые картинки.
Очень простая идея, которая стара как мир: найди, что изменилось. Каждая картинка с другой стороны такая же, да не такая, и вот это минимальное изменение нужно найти. Все смотрят на карточки, а потом ведущий переворачивает одну из карточек пока у всех закрыты глаза. В оригинальных правилах дети стараются дотронуться до перевернутой карточки рукой, но если детей больше 5-6, можно, например, крепить карточки магнитами на доску и использовать правило первой поднятой руки.
Следующая игра Мягкий знак. Для тех, кто не боится разрешать детям бегать по комнате :)
Открывается карточка, на которой очень мило изображено какое-нибудь прилагательное. Например, мягкий, или длинный, или гладкий, или даже страшный. Задача детей первыми принести тебе такой предмет. Игра очень хорошо поощряет проявлять внимательность и фантазию. Тут стоит подумать о безопасности и учесть количество детей и размеры комнаты, а также наличие свободного пространства. Можно проводить игру и на улице. Или даже просто называть предметы, не принося их. Но это не так весело.
Далее игра Rorys Story Cubes (Кубики историй).
Можно пробовать разные варианты, но мне кажется самым оптимальным уютно расположиться в кружок максимум вдевятером (по количеству кубиков) или до 12 человек (если взять еще какое-нибудь дополнение). Бросаются кубики, и из них творится история. На каждый кубик нужно придумать одно или пару предложений, продолжающих предыдущие. Хорошо, если кто-то будет историю записывать, а потом можно и иллюстрации придумать. В зависимости от возраста, частенько бывает полезно вначале вспомнить, из чего у нас обычно состоят сказки, хотя бы на уровне вступление-основная часть-заключение.
Еще одна игра на фантазию, но уже для подростков,Telestrations (Испорченный телефон).
Построена на идее одноименной детской игры, но ты уже не шепчешь слова на ушко, а рисуешь их в специальных блокнотиках. Поэтому количество участников ограничено количеством блокнотов. Впрочем, за счет хорошо продуманного тайминга легко можно расширить количество участников с 8 до 16 или даже до 24, разделив детей на подгруппы и взяв несколько копий игры. Хотя это уже затратный вариант, не для зарплаты рядового учителя. Игра требует от ребенка вовсе не навыки рисования, а умение логически мыслить, использовать ассоциации, схемы, учиться взаимопониманию.
Следующая игра тоже потребует деление на команды и несколько экземпляров. Просто потому что ждать своей очереди невыносимо скучно, если вас больше 5-6 человек. Это игра Make'n'Break (Собери и разбери).
Собираем и разбираем конструкции из деревянных или пластиковых блоков на время. Так что вся остальная команда может подбадривать участников с задних рядов. Время на таймере немного, так что все успеют внести свой вклад в очки команды. Хороший способ переключиться с умственных видов деятельности на практические, а заодно потренировать координацию движений и пространственное восприятие.
Еще одна словесная игра - это Тик-Так-Бумм для детей.
В ней всем лучше сесть в круг и договориться внимательно слушать друг друга. По правилам достается карточка с тематикой, а затем на эту тему придумываются и по очереди называются слова. Повторяться нельзя, и во время хода ты не только называешь слово, но и передаешь другому игрушечную бомбочку, которая случайным образом отмеряет время раунда и тикает, сбивая нас с мысли. Карточку лучше положить на подставку в центр круга, так как на ней есть подсказки. Бомбочку можно не брать у игрока, если он говорит очевидную чушь, так что стоит быть очень внимательным в этой игре. Если совсем углубляться в дидактическую составляющую, можно после раунда выписывать незнакомые кому-то слова (их скорее всего придумает взрослый, но и дети могут блеснуть знаниями) и объяснять их значение.
И последняя серия игр, которую хочется осветить, это Сундучки знаний.
В каждом много карточек по определенной тематике. Тут бы я тоже разделила детей на команды, чтобы им было проще смотреть на карточку (как вариант можно задействовать всех одновременно с помощью проектора). Через 10 секунд карточка переворачивается, а на другой стороне вопросы. Можно выбрать 1 вопрос броском кубика, можно отвечать на все, благо команды большие.
Вопросы, что интересно далеко не всегда на знание темы, а бывают просто на внимательность.
Настольные игры - это огромный пласт игровой культуры, в котором ты можешь найти для себя много помощников, если начнешь разбираться, как ими можно пользоваться.