|
О некоторых особенностях формирования патологического типа реагирования у школьниковАвтор статьи: Жанна Середняк
Актуальность темы. Серьезной проблемой нашего времени является низкий уровень психологических знаний со стороны взрослого населения, искаженное представление о воспитании детей, дисгармония взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса, а также падение у школьников интереса к учебным занятиям в школе. Целью исследования является выявление особенностей формирования патологического типа реагирования у школьников. Материалом данной работы являются исследование учеников 1, 5-ых классов (324 и 303 – соответственно) Одесского учебно-воспитательного комплекса «Специализированной общеобразовательной школы I-III ступеней», их родители, опекуны и педагоги. Методы исследования. В исследовании применены клинико-психологический и экспериментально-психологический подходы, методами которых являются: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, количественный и качественный анализ. Тестирование проводится с помощью стандартизированных валидных методик, входящих в перечень психодиагностических методик, разрешенных для использования в работе сотрудников психологической службы: анкета диагностики уровня адаптации Н. Г. Лускановой; проективная методика „Школа Зверей” С. Панченко; методика „Дерево” Дж. Лампен; социометрия Дж. Морено (Адаптировано Битяновой); анкета диагностики уровня адаптации «Школа» И.В.Крук; методика Филлипса для определения уровня тревожности; опросник АСВ (анализ семейного воспитания), ред. Р.В. Овчаровой. Результаты исследования и их обсуждения. В результате исследования учащихся школы нами были выявлены следующие особенности учебно-воспитательного процесса. Основными проблемами в школьном взаимодействии между учителями, учениками и их родителями, являются: нарушение дисциплины во время урока; низкий уровень интереса к учебному процессу или к некоторым учебным предметам, нежелание посещать школу и реже - пропуски школьных занятий; дисгармония и конфликтность отношений между участниками учебно-воспитательного процесса. В 90% случаев, при обращении к психологу родителями или учителями с проблемами в обучении школьника или общения с ним, наблюдается низкий уровень ответственности со стороны взрослого окружения. Кроме того, примерно в том же количестве выявляется сочетание различных отклонений в воспитании – чрезмерность требований-запретов или их недостаточность, потворствующая или доминирующая гипо- и гиперпротекция. Стоит отметить тот факт, что по результатам психологических исследований классные руководители и родители учеников в обязательном порядке приглашаются на беседу с психологом. Педагоги и родители учеников, которые внимательно и ответственно относятся к рекомендациям психолога, интересуются поиском новых способов и методов в воспитании, применяют элементы творчества, склонны к саморазвитию и самоанализу, отмечают улучшения не только в эмоциональном состоянии детей, но и в результатах учебной деятельности школьников. Такие педагоги тщательно ищут необходимый подход влияния на родителей, умеют нужным образом привлечь их к работе над возникшей проблемой. Такой подход педагога способствует созданию доброжелательных взаимоотношений среди участников учебно-воспитательного процесса и обеспечивает полноценное развитие здоровой личности. Наряду с этим, есть педагоги и родители, которые не интересуются результатами психологических исследований, воспринимают общение с психологом, как дополнительную нагрузку, как что-то не нужное и раздражающее. К рекомендациям психолога относятся скептически, открыто проявляя недоверие. Замечено, что таким учителям и родителям свойственно применять в основном авторитарные, жесткие, а порой и жестокие, методы воздействия на детей, в общении проявлять несдержанность в форме тона переходящего на крик или в словах и выражениях несущих обидный, унизительный смысл для ребенка. Такие взрослые имеют привычку говорить о присутствующих детях в третьем лице, обращаться к ним по фамилии и объяснять наличие существующих проблем в учебе лишь только недостатками семейного воспитания, особенностями влияния других взрослых или негативными чертами личности ребенка. Устойчивые же сочетания дисгармоничного типа воспитания могут являться причинами формирования отклонений характера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний. Изучая прицельно в каждом индивидуальном случае историю жизни и взросления старших школьников, которые попадают на учет к психологу в «группу риска» и тех, кто состоят на внутришкольном учете и в детской комнате милиции, уже в начальных классах им было характерно систематическое нарушение дисциплины во время уроков и перемен, конфликтные отношения с детьми и учителями, низкий уровень мотивации к учебе.
Таблица №1. Таблица результатов исследования уровня адаптации учеников 1, 5-ых классов 2013-2015 уч.г.
Из данных таблиц №№ 1-2 можно сделать вывод о том, что в среднем 13% учеников имеют серьезные проблемы адаптации к школьному процессу в виде низкой мотивации к учебе, отсутствие дружеских, поддерживающих отношений со сверстниками и взрослыми или низкий уровень удовлетворенности в уже существующих, отстраненности, отчужденности. В последствии низкая адаптация и мотивация школьников к учебному процессу, при недостатке коррекционных мероприятий, может привести к:
Заключение. Недостаточный уровень психологических знаний и навыков среди взрослого населения в ближайшем окружении ребенка, а также несвоевременное обращение за квалифицированной помощью или его отсутствие, способствует формированию и благоприятствует фиксации патологических типов реагирования у школьников. Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|