О некоторых особенностях формирования патологического типа реагирования у школьников

Автор статьи: Жанна Середняк

 

Актуальность темы. Серьезной проблемой нашего времени является низкий уровень психологических знаний со стороны взрослого населения, искаженное представление о воспитании детей,  дисгармония взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса, а также падение у школьников интереса к учебным занятиям в школе.

Целью исследования является выявление особенностей формирования патологического типа реагирования у школьников.

Материалом данной работы являются исследование учеников 1, 5-ых классов (324 и 303 – соответственно) Одесского учебно-воспитательного комплекса «Специализированной общеобразовательной школы I-III ступеней», их родители, опекуны и педагоги.

Методы исследования. В исследовании применены клинико-психологический и экспериментально-психологический подходы, методами которых являются: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, количественный и качественный анализ. Тестирование проводится с помощью стандартизированных валидных методик, входящих в перечень психодиагностических методик, разрешенных для использования в работе сотрудников психологической службы: анкета диагностики уровня адаптации Н. Г. Лускановой; проективная методика „Школа Зверей” С. Панченко; методика „Дерево” Дж. Лампен; социометрия Дж. Морено (Адаптировано Битяновой); анкета диагностики уровня адаптации «Школа» И.В.Крук; методика Филлипса для определения уровня тревожности; опросник АСВ (анализ семейного воспитания), ред. Р.В. Овчаровой.

Результаты исследования и их обсуждения.

В результате исследования учащихся школы нами были выявлены следующие особенности учебно-воспитательного процесса.

Основными проблемами в школьном взаимодействии между учителями, учениками и их родителями, являются: нарушение дисциплины во время урока; низкий уровень интереса к учебному процессу или к некоторым учебным предметам, нежелание посещать школу и реже - пропуски школьных занятий; дисгармония и конфликтность отношений между участниками учебно-воспитательного процесса.

В 90% случаев, при обращении к психологу родителями или учителями с проблемами в  обучении школьника или общения с ним, наблюдается низкий уровень ответственности со стороны взрослого окружения. Кроме того, примерно в том же количестве выявляется сочетание различных отклонений в воспитании – чрезмерность требований-запретов или их недостаточность, потворствующая или доминирующая гипо- и гиперпротекция.

Стоит отметить тот факт, что по результатам психологических исследований классные руководители и родители учеников в обязательном порядке приглашаются на беседу с психологом.  Педагоги и родители учеников, которые внимательно и ответственно относятся к рекомендациям психолога, интересуются поиском новых способов и методов в воспитании, применяют элементы творчества, склонны к саморазвитию и самоанализу, отмечают улучшения не только в эмоциональном состоянии детей, но и в результатах учебной деятельности школьников. Такие педагоги тщательно ищут необходимый подход влияния на родителей, умеют нужным образом привлечь их к работе над возникшей проблемой. Такой подход педагога способствует созданию доброжелательных взаимоотношений среди участников учебно-воспитательного процесса и обеспечивает полноценное развитие здоровой личности.

Наряду с этим, есть педагоги и родители, которые не интересуются результатами психологических исследований, воспринимают общение с психологом, как дополнительную нагрузку, как что-то не нужное и раздражающее. К рекомендациям психолога относятся скептически, открыто проявляя недоверие. Замечено, что таким учителям и родителям свойственно применять в основном авторитарные, жесткие, а порой и жестокие, методы воздействия на детей, в общении проявлять несдержанность в форме тона переходящего на крик или в словах и выражениях несущих обидный, унизительный смысл для ребенка. Такие взрослые имеют привычку говорить о присутствующих детях в третьем лице, обращаться к ним по фамилии и объяснять наличие существующих проблем в учебе лишь только недостатками семейного воспитания, особенностями влияния других взрослых или негативными чертами личности ребенка.

Устойчивые же сочетания дисгармоничного типа воспитания могут являться причинами формирования отклонений характера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний. 

Изучая прицельно в каждом индивидуальном случае историю жизни и взросления старших школьников, которые попадают на учет к психологу в «группу риска» и тех, кто состоят на внутришкольном учете и в детской комнате милиции, уже в начальных классах им было характерно систематическое нарушение дисциплины во время уроков и перемен, конфликтные отношения с детьми и учителями, низкий уровень мотивации к учебе.

 

Таблица №1. Таблица результатов исследования уровня адаптации учеников 1, 5-ых классов 2013-2015 уч.г.

 

Учебный год

Общее количество респондентов

Из них

Высокий уровень адаптации

Средний уровень адаптации

Низкий уровень адаптации

«группа риска»

Девочек

Мальчиков

Всего

Из них девочек:

Всего

Из них девочек:

Всего

Из них девочек:

К-

во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%

2013-2014

 

160 (1кл.)

75

47

85

53

74

46

36

48

69

43

32

43

17

11

7

9

157(5кл.)

80

51

77

49

115

73

58

73

17

11

8

10

25

16

14

17

2014-2015

 

164(1кл.)

93

57

71

43

39

24

32

35

101

62

48

51

24

14

13

14

146(5кл.)

85

58

61

42

36

25

30

35

89

61

48

56

21

14

7

9

Из данных таблиц №№ 1-2 можно сделать вывод о том, что в среднем 13% учеников имеют серьезные проблемы адаптации к школьному процессу в виде низкой мотивации к учебе, отсутствие дружеских, поддерживающих отношений со сверстниками и взрослыми или низкий уровень удовлетворенности в уже существующих, отстраненности, отчужденности.

В последствии низкая адаптация и мотивация школьников к учебному процессу, при недостатке коррекционных мероприятий, может привести к:

  • развитию различных патологических черт характера, таких как вспыльчивость, замкнутость, отстраненность, негативизм, патологическая тревожность, подавленность;
  • патологическим изменениям в психо-физиологическом состоянии ребенка в форме нарушений сна, аппетита, энуреза, фобий, недостаточности физического и задержке психического развития.

Заключение. Недостаточный уровень психологических знаний и навыков среди взрослого населения в ближайшем окружении ребенка, а также несвоевременное обращение за квалифицированной помощью или его отсутствие, способствует формированию и благоприятствует фиксации патологических типов реагирования у школьников.

Литература:

  1. Лебедев П.А. «Семейное воспитание» Хрестоматия., М. 2001г., изд. «Академия».
  2. Простомолотов В.Ф. Пограничная психиатрия: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – Одесса: ВМВ,2009.-452с.

 



Просмотров: 380
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, что низкий уровень развития не у меня?
  • Невостребованная «американщина» или просто низкий уровень жизни?
  • Психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации учеников 5-х классов
  • Анализ семейного воспитания и соц.-психологической адаптации у подростков-сиблингов и единственных детей
  • Мотивация младших школьников в учебе. КАК?
  • Принципы воспитания школьников в СССР, которые пригодятся современным родителям( в плакатах)
  • Оценка стиля семейного воспитания подростками и их родителями (результаты исследования)
  • Изучение эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
  • Коучинг в формировании процесса обучения школьников нового поколения
  • Полезная методика «Содружество государств». Переход на уровень дипломатических диалогов.
  • Уровень кортизола и познавательные способности ребенка.
  • Уровень проживания психологической травмы в модальности Транзактный Анализ (ТА).
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Развитие отношений младших школьников со сверстниками.
  • Влияние занятий спортивными единоборствами на уровень личностной тревожности
  • Коррекция почерка учеников начальных классов
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Как поднять уровень мотивации и навсегда избавиться от лени.
  • Рак – болезнь или черта характера? Часть 4 – уровень личностной организации.
  • Как выбрать психолога? Личный уровень жизни и счастья специалиста
  • Современные проблемы учебной мотивация младших школьников
  • Современные проблемы учебной мотивация младших школьников
  • "Поймай ритм-1. Ладони" (развивающая игра для взрослых и детей. 1 уровень)
  • "Поймай ритм-2. Ступни" (развивающая игра для взрослых и детей. 1 уровень)
  • Полезные навыки, которые пригодятся родителям школьников
  • Первое сентября. Размышления на тему отношений между родителями, детьми и учителями.
  • Запрос психологу: «Измерьте мой уровень осознанности!»
  • Стресс - одна из причин развития сколиозов и нарушений чтения у школьников.
  • Пограничный уровень организации личности. Быть или бить.
  • Чего ждут от психолога педагоги и родители на самоизоляции?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь