|
Уровень проживания психологической травмы в модальности Транзактный Анализ (ТА).Автор статьи: Степанова Дарья Петровна
Данный доклад был представлен мной на "Всероссийском научно-практическом Форуме специалистов помогающих профессий с международным участием ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, ПСИХИАТРИЯ: ТВОРЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ". Доклад отражает практический опыт моей работы в модальности «Транзактный Анализ» Многие десятилетия в нашей стране отрицалась любая индивидуализация личности. В интересах существующей идеологии люди должны были быть «как все» и четко выполнять свою функцию в социальной системе. Вся ответственность за жизнь отдельно взятого индивида была во власти государства, что не могло не повлечь за собой формирование психологических особенностей нескольких поколений, в виде психической незрелости и зависимых паттернов поведения. 90-годы резко изменили условия существования, что привело к необходимости адаптации к новым реалиям жизни. Более гибким индивидуумам это удалось, менее же адаптивные испытали сильнейший стресс, отразившийся как на семейной системе каждого из них, так и на всем социуме в целом. В обоих случаях социального устройства, согласно структурному анализу, мы видим преобладание Адаптированного Детского эго-состояния, не имеющих должного опыта зрелости эго – состояния Взрослый. Для здорового психического развития ребенка в любой семье, необходима устойчивая фигура Взрослого и достаточно хорошая фигура Заботливого Родителя. Детское же состояние матери и отца только усиливает внутреннего Родителя ребенка и ведет к его ранней травматизации. Справедливо и наоборот, отец и мать, в Родительском состоянии чрезмерной критики, контроля или гиперопеки, так же, формируют травматическую незрелость. Таким образом, в семейной системе происходит формирование структурной патологии личности: застревание в одном Эго – состоянии или смешение двух (контаминация). Терапия ТА в таких случаях, происходит через оздоровление, развитие или усиление Взрослого эго-состояния клиента, через его психологическое взросление и зрелость. Через возможность вновь обрести в себе Естественного Ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах. Рассмотрим процесс изменений на практическом примере: Клиентка – девушка, 28 лет, обратилась в июне 2018 года с проблемой любовной зависимости от женатого мужчины в течении 3лет. Симптоматически это проявлялось в подавленном настроении, плаксивости, неуверенности в себе, чувстве ненужности и брошенности, навязчивых мыслях, апатии и разговорах о самоубийстве. Из анамнеза, в 3 года уход отца, 6 лет смерть матери от тяжелого заболевания, определение клиентки под опеку семьи дяди (брат матери).
Стоит отметить, что контракт является важным условием работы в модальности ТА. Он позволяет придерживаться терапевтических рамок, определяет конечные цели терапии и пути их достижения. Таким образом, уже на самом начальном этапе, клиент дает себе право проговаривать свои потребности и договариваться о них! В процессе прохождения первого этапа (1 встреча), клиентка почувствовала важность дальнейшей терапевтической работы и взяла на себя часть ответственности за желаемые ей изменения. 2.Вторым этапом работы выступала диагностика – определение ведущих Эго-состояний, выявление структурной патологии (исключение, контаминация - смешение) и построение эгограммы клиентки. В процессе совместной работы, после выявления контаминации (в данном случае заражение Взрослого эго-состоянием Адаптированного Дитя, отказ от своего Естественного Дитя в пользу удобного – суть травмы) я присоединялась к ней своим Заботливым Родителем, постепенно, давая все больше разрешений и позитивных поглаживаний. По результату прохождения второго этапа, длительностью 3 встречи, клиентка прекратила разговоры о возможном суициде и начала чувствовать себя важной и нужной (увидела своего Заботливого Родителя по отношению к самой себе, начала сама себя «гладить»). 3.Третьим этапом работы стал поиск искажений: «Я знаю, что когда-нибудь мой мужчина разведется с женой и всю жизнь будет любить только меня», «Кроме него я больше никому не нужна», «Меня никто не сможет полюбить», «Я готова ему все отдать». Игнорирования: «Он никогда от меня не откажется», «Он самый лучший мужчина в мире», «Кроме него мне больше в жизни ничего не нужно». И симбиоза: «Мы с ним одно целое». В результате данной работы (12 встреч) удалось акцентировать внимание клиентки на реальных потребностях ее Адаптированного Дитя, как постепенное принятие реальности, что сместило фокус с объекта ее страданий на внутренние переживания. Клиентка на данном этапе, отреагировав чувства тоски, надежды, смирения, брошенности, отвергнутости, обиды и злости, заговорила о себе. 4.Четвертым этапом нашей работы стало исследование ее детских стратегий поведения, какие поглаживания в транзакциях являлись для нее ведущими и в какие игры она играет для того, чтобы их получить. Из истории клиентки мы помним раннюю потерю матери и уход отца. Формальное воспитание дядей и дефицит позитивных поглаживаний, сформировали рэкетные чувства - замену злости чувством вины и, как следствие транзакций Адаптированное Дитя (Я – не ОК) - Критикующим Родителем (Другие - ОК). Понимание своих стратегий поведения, помогло клиентке еще больше сфокусироваться на истинных потребностях ее Адаптированного Дитя и сформировать план получения необходимых поглаживаний (удовлетворения потребностей Дитя) для себя, непосредственно подключая для этого Взрослое Эго-состояние. Для данной работы потребовалось 8 встреч. 5.Пятым этапом работы, стала проработка внутреннего Критикующего Родителя и, посредством техники резиновых лент с предложением вспомнить того, кто относился к ней подобно, в ее детстве. Клиентка выделила несколько родительских фигур, и, посредством проживания вытесненных ранее чувств, могла сделать выбор в сторону Заботливого Родителя относительно своего внутреннего Дитя. Временной отрезок данного этапа работы – 13 встреч. 6.Шестым этапом работы, стало определение дальнейшего желаемого сценария жизни, планирования уже из Эго-состояния Взрослого. Подведение итогов проделанной работы, что удалось достичь, про что еще хочется поработать самостоятельно. На данном этапе работы, клиентке удалось почувствовать свою большую целостность, ценность и радость возможности управления собственной жизнью из Эго-состояния Взрослый. Временной отрезок работы – 2 встречи. Не смотря на конкретную структуру метода, ТА достаточно гибок и относится к гуманистическому направлению. В зависимости от случая клиента, методы ТА могут применяться в разной последовательности и с разным набором. Но самое важное при работе в модальности ТА – это, по-прежнему, эмпатия, вера в силу, возможности клиента и желание ему помочь! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|