Этапы работы работы с симптомом: системный подход

Автор статьи: Геннадий Малейчук

ЭТАПЫ РАБОТЫ С СИМПТОМОМ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 

 

Этапы работы работы с симптомом системный подход

 

 

 

Прежде чем забрать

у человека костыли –

необходимо научить его

обходиться без них.

 

В терапии нередки случаи, когда клиент в качестве запроса «приносит» для работы свой симптом. И здесь важным для терапевта является возможность «не поддаться соблазну быстрого излечения», не пойти за желанием клиента «побыстрее избавиться от симптома», как чего-то ненужного, мешающего ему. А для этого необходимо  целостное видение сути проблемы клиента. Наряду с вопросами о проявлении и функционировании того или иного симптома (Вопросы: «Что?» и «Как?») необходим поиск ответов на вопросы «Почему?» и «Зачем?».

Вопросы «Что?» и «Как?» затрагивают актуальную ситуацию «жизни феномена». Однако у любого настоящего было прошлое и будет будущее. Вопрос «Почему?» позволяет исследовать причины возникновения и развития интересующего нас феномена: «как он возник, каковы условия его появления и механизмы его развития?». Вопрос «Зачем?» дает возможность понять перспективу его развития. Кроме того, вопрос «Зачем?» позволяет увидеть смысл феномена, тем самым раскрывая ситуацию системно.

К примеру, мы имеем дело с каким-нибудь «хроническим» симптомом, предъявляемым клиентом на терапию в качестве его проблемы. Рассмотрим этапы работы с ним.

На первом этапе работы (клинико-феноменологическом) необходимо «познакомиться» с симптомом. Здесь мы работаем в настоящем времени. Нам важно прояснить клиническую и феноменологическую картину функционирования симптома. Клиническая картина представлена видимым для терапевта спектром проявления симптома, феноменологическая же представлена субъективными переживаниями-ощущениями клиента. И основными вопросами здесь является вопросы: «Как?» и «Что?». Мы подробно исследуем «жизнь» симптома в актуальном, «здесь и сейчас» времени.

  • Как проявляется симптом объективно и субъективно?
  • Как и когда он себя обнаруживает?
  • Как он живет в личности клиента?

На этом этапе уместными техниками являются идентификация клиента с симптомом и рассказ от лица симптома.

Отдельная задача первого этапа – создание доверительных отношений с клиентом. Эта работа идет параллельно, в «фоне», но является очень важной, поскольку без доверительных отношений все последующие этапы невозможно проработать. Пока клиент не чувствует безопасность на сессии, переходить к следующим этапам представляется бессмысленным.

На втором этапе (этиологическом) необходимо выяснить причины, условия и механизмы формирования симптома. И основным вопросам для терапевта, организующим работу с симптомом, будет вопрос: «Почему?». Этот этап является важным, поскольку позволяет прояснить историю появления и развития симптома, которая вплетена в историю жизни клиента. В фокусе внимания терапевта на этом этапе будут следующие вопросы:

  • Когда симптом появился впервые?
  • Почему он возник в определенный момент жизни клиента?
  • Какова ситуация его возникновения?
  • Какие события происходили в жизни клиента в этот период?

Это позволяет не оставаться на симптоматическом уровне работы с симптомом, но проработать и убрать его «корни».

На третьем этапе (смысловом)  необходимо прояснение смысла появления симптома – «Зачем?». Здесь уместными будут следующие вопросы, вокруг которых будет организовано терапевтическое взаимодействие:

  • Для чего этот симптом возник?
  • Зачем он оказался «нужным» клиенту на конкретном этапе его жизни?
  • Какую важную функцию в жизни в личности клиента он выполняет сейчас?
  • Какую потребность он замещает?

Проработка причин и механизмов формирования симптома (предыдущий этиологический этап) невозможна без понимания смысла его существования. Поэтому второй и третий этап идут параллельно. Этот этап часто вызывает сложности у клиента, порождая много сопротивления в работе, поскольку требует позитивного  переосмысления роли симптома в его жизни, а это «разрыв шаблона». Симптом в сознании клиента привычно нагружен негативными коннотациями и ему бывает непросто обнаружить «плюсы» симптоматического проявления. Этот этап является ключевым для изменения «картины мира» клиента и его идентичности.

На четвертом этапе (ассимиляции и интеграции) необходимо вместе с клиентом искать новые способы контакта с миром, не прибегая к симптоматическому способу и осваивать эти новые способы.

Основными вопросами для работы на этом этапе будут следующие:

  • Как научиться жить без симптома?
  • Чем заполнить пустоту, образовавшуюся на месте симптома?
  • Чем его заменить?

Важно, прежде чем отказаться от симптома, найти и освоить другой, более эффективный способ жизни, более продуктивные формы контакта с миром, другими и с собой. Прежде чем забрать у человека костыли – необходимо научить его обходиться без них.

В противном случае клиент, лишенный привычных, симптоматических форм жизни оказывается дезинтегрированным и растерянным. На этом этапе уместными становятся терапевтические эксперименты, позволяющие клиенту встретиться и пережить новый опыт и ассимилировать его в свою новую идентичность.



Просмотров: 631
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Симптом и могущество симптома
  • Практическая психология: 8 шагов работы с образом симптома
  • Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью Клиента
  • От симптома, проблемы, к решению.
  • Как определить, что необходимо отправить клиента на консультацию к психиатру?
  • Когда головная боль уходит. История одного симптома
  • Работа психолога с пациентами психиатрического стационара. Причины и смыслы симптома. Часть I.
  • Экзистенциальный смысл симптома
  • Работа психолога с пациентами психиатрического стационара. Причины и смыслы симптома. Часть II. Пример.
  • 5 секретов работы с мотивационной сферой личности клиента.
  • Усиление симптома | Процессуальная работа.
  • Письмо Бессоннице. Или чему я могу научиться у симптома.
  • Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента
  • Происхождение симптома
  • Метафора симптома
  • ПОДАВЛЕНИЕ симптома.
  • Послание от симптома
  • Дух – создатель симптома
  • Послание симптома
  • Алкоголизм как способ вести диалог с Другим языком симптома
  • Оборотная сторона симптома
  • Носитель симптома в семье
  • Двойной сигнал симптома
  • История одного симптома.
  • Парадоксы психосоматического симптома
  • Диабет | Послание симптома.
  • Формирование семейного симптома
  • Двойственная природа симптома
  • Психосоматика. От симптома к диалогу.
  • Интерпретация симптома у взрослого и у ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь