Носитель симптома в семье” – есть такое понятие в системной, семейной терапии. Носителем симптома в семье может быть и ребенок и взрослый. “Идентифицированный пациент” или “носитель симптома” может возникнуть в семье как при попытке сохранения гомеостаза во время прохождения какой-либо стадии жизненного цикла, так и при разрешении конфликта неадекватным способом. Ряд семей пытаются в ответ на системные стрессоры, сдвиги или травмы реагировать усилением ригидных картин взаимодействия.
Сохранение или усиление негибких способов реагирования возникает в ситуациях страха, в результате болезни, миграции, расовой дискриминации. При длительном существовании этого механизма защиты нарушается естественный обмен энергетики в семье. Чаще всего “носитель симптома” в дисгармоничных семьях появляется в результате следующих обстоятельств:
- члены семьи игнорируют проблему на системном уровне, отказываются разделять ответственность за симптом
- закрытые внешние границы дисгармоничных семей ограничивают взаимодействие членов семьи с другими системами, не позволяют получить ресурс извне для решения проблем, блокируют рост и развитие самой семейной системы; диффузные границы между подсистемами стимулируют процесс “хронической беспомощности” у всех членов семьи, но особенно у “идентифицированного пациента” – носителя симптома
- блокирование отрицательных эмоций между членами семьи в дисгармоничных семьях создает ситуацию перенапряжения, “носитель симптома” непроизвольно “оттягивает” энергию на себя
- носитель симптома или “идентифицированный пациент” помогает сохранять семейный гомеостаз, ребенок как “носитель симптома” подкрепляет родительскую потребность в контроле (позитивная трактовка симптома)
Пациент не находит никакого другого способа коммуникации в своей системе отношений, кроме болезни. При этом “выгода от болезни” пациентами обычно не осознается. В своей болезни или симптоме пациент может найти некий индивидуальный смысл.
Позитивная интерпретация постоянных простуд могла бы звучать так: “Мне нужно уделять себе больше времени”. Однако подобные позитивные интерпретации действуют не всегда, прежде всего они оказываются бессильны в случае более глубоких проблем.
В этом случае важно:
1. Выявить нарушения семейной коммуникации (внутри семьи и с внешним миром): взаимные нападки, критика, отвержение, клевета, неумение выслушивать друг друга, эмоциональное и физическое пренебрежение друг другом; отсутствие или избыток дисциплинарных техник.
2. Диагностировать искажения эмоциональных связей и интеракций между родителями, отсутствие или искажение родительской модели поведения, с которой ребенок (сознательно или бессознательно) идентифицируется.
3. Определить наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом (например, неадекватная агрессия или уход в болезнь), выделить наиболее часто используемые психологические защиты, стратегии совладания с трудностями , когнитивные искажения (правила, установки).
4. Обратить внимание на отсутствие необходимых социальных навыков (когнитивный дефицит): совместный прием пищи, выражение положительных эмоций, ведение разговора, соблюдение правил проживания.
5. Получить информацию, объединяющую людей и события вместе. Кто первым заметил? Кто больше всех беспокоился о проблеме? Выяснить попытки борьбы с проблемой и принятые решения – это помогает поместить симптом в определенный контекст и сформулировать первичные гипотезы.
6. Выяснить нарушения границ между подсистемами (размытые, жесткие). Понятие “подсистема” может быть использовано для описания отдельных элементов системы, например, членов семьи. Семейные подсистемы определяются такими факторами как поколение, пол, интересы.
Структурная теория утверждает, что дисфункцию системы создают крайние варианты. Если внешние границы слишком жесткие, то происходит мало обменов между семьей и окружением, наступает застой в системе. Если границы слишком слабые, то у членов семьи много связей с внешней средой и мало между собой.
7. Доступна ли семья, включая “носителя симптома”, изменениям? После того как психотерапевт сформулировал гипотезу, следующим шагом ему необходимо составить терапевтический контракт с семьей заданием условий курса терапии. Это осуществляется путем определения связи между симптомом и системой, постановкой дилеммы изменений.
Если симптом используется как секретное оружие в тайной борьбе или закрепляется в постоянно повторяющемся цикле взаимодействия, всякие попытки облегчить его, скорее всего, будут заранее обречены на неудачу. Психотерапевт в таком случае окажется в парадоксальном положении, когда семья будет просить его ликвидировать симптом у “идентифицированного пациента”, но сопротивляться изменениям.
Подведем итог – для чего нужен симтом семье:
1. Симптом – метафора, отражающая групповую тему семьи
2. Симптом – часть циркулярной коммуникативной последовательности
3. С. – семья испытывает трудности при переходе от одной стадии жизненного цикла к другой
4. Симптом выполняет в семейной системе определенные функции:
- морфостатическую, т.е. консервацию семейной системы в ее текущем состоянии
- морфогенетическую, т.е. изменение семейной системы, способствуя переходу на другую стадию жизненного цикла семьи
5. Симптом – коммуникативная метафора, т.е.является не только характеристикой состояния, но и выражением отношений между людьми. В ряде случаев, симптом выполняет функцию скрытой, парадоксальной коммуникации между людьми. Он несет в себе коммуникативную метафору и в то же время представлен в такой форме, которая не воспринимается другими членами семьи как послание.
Непрямые коммуникации через симптом – особенно в семейной системной и функциональной психотерапии изучены хорошо: симптомом можно манипулировать, снимать с себя ответственность и др. Симптом как особенный “член” семьи; он для чего-то нужен в подобных отношениях.
6. Симптом как следствие и наличие вторичных выгод. Вторичные выгоды – это когда симптом становится выгодным, полезным для чего-то; когда различные потребности реализуются, часто неосознанно, с помощью конкретного симптома, например, болеть, чтобы получать ласку и заботу; можно не ездить на дачу при наличии аллергии или не делать ремонт в доме.
Вторичная выгода может быть первичной - выгода образует симптом: не хочет делать ремонт в квартире или встречаться с мамой и “придумывает” аллергию, а, может быть вторичной – вначале был симптом, потом человек понял, как его можно использовать.
Психологу всегда необходимо помнить, что физические симптомы являются лишь отправной точкой для исследования и коррекции деятельности человека. Наш предмет – внутренний мир человека, его убеждения, переживания и опыт.
Полезно осознавать функцию и символику симптома, его причину или причины и знать конкретно, что делать дальше. Если симптом существовал долго, то не нужно спешить избавлять человека от него сразу – симптом необходимо уважать, т.к. это некоторая деятельность, пусть и неосознанная, которая, возможно, нужна была человеку.
Если симптомы выступали защитными механизмами, то вначале необходимо человека научить более гибко справляться со своими жизненными ситуациями, а уже потом убирать симптомы, если они не исчезнут сами собой.
В тексте использован материал - "Клиническая психология". Глава 17. Основы психологического воздействия в клинике. - http://bookap.info/genpsy/clinpsy/gl43.shtm
Использован материал - В.М. Гребенников "Особенности работы психолога с психосоматическими нарушениями" - http://www.psykurs.kz/