Психосоматика. От симптома к диалогу.

Актуальность данной темы сложно переоценить. Об этом говорили давно, бурно обсуждают сейчас и, по моим ощущениям, интерес со временем только растёт. Что такое психосоматика? Модное слово? Рекламный ход? Панацея от всех бед? Или научное достижение? А может обозначение того, о чём не принято было говорить?

Чтобы разговаривать на одном языке, не путаясь в определениях и понятиях, предлагаю начать с самого начала, а именно – с подхода к видению болезней и состояний как таковых.

 Условно все подходы можно разделить на 4 группы:

  1. Монизм. Данный вид характеризуется тем, что в причинах видится нечто одно, конкретное. Бесспорно, это зависит от идеологии. Если Вы – материалист, то причиной всех болезней и состояний видится некий сбой в работе тела. А именно: болит желудок – надо лечить желудок, болит сердце – лечим сердце. Для этого есть большой арсенал средств, лекарств и прочего. Этим частенько «грешат» многие советские и ранне-постсоветские врачи. Если же Вы – идеалист, то все болезни и состояния явно «от души», значит и лечить надо исключительно душу. «Гастрит – это нерешённые отношения с мамой, надо только этим и заниматься». Этим «грешат» многие психологи.

Подход бесспорно хорош. При грамотном подходе многие симптомы уходят. Многие даже надолго. Но почему-то они возвращаются. Ни таблетки, ни хороший диалог по отдельности не излечивают.

  1. Дуализм. Последователи данной модели признают наличие у человека и души и тела, но говорят о том, что они живут отдельно. Соответственно и подход к лечению не сильно отличается от монистического. Болит сердце – таблетки от сердца, болит душа – таблетки от души. Подход по-своему хорош. Но результат – также неважный: перестанешь пить таблетки – всё вернётся.
  2. Параллелизм. Данный подход говорит о том, что душа и тело в человеке есть, что они живут и действуют друг на друга тем или иным образом. К примеру – депрессия из-за язвы, а гипертония из-за постоянной злости. В этом случае находится «виновный», на которого и следует подействовать. «Вылечим язву, и настроение наладится» или «Наладим отношения с мужем и пройдёт одышка и кашель». Что греха таить – многие так работают, и врачи и психологи. И часто «срабатывает». Но ненадолго.
  3. Холизм. Последователи данного подхода говорят о том, что в человеке Душа и Тело едины. Что всё это – человек. Нет тела без души, нет души без тела. И если у человека появляется болезнь или состояние, то это болезнь всего человека, а не отдельной его части. Гастрит – это не просто воспаление желудка, это целый сиптомокомплекс, в котором болезнь и тела и души. Человек реагирует на окружающую среду (на хорошие события и на плохие) и телесно и душевно одновременно. Человек реагирует Весь, не отделяясь от своей среды.

Исходя из данного подхода, болезни не берутся сами по себе внутри человека, а являются следствием его жизни в социуме, в окружающей среде. Вопрос только в том, насколько это происходит осознанно. Но об этом – чуть ниже.

 Итак. Первый тезис положен. Лично я предпочитаю Холистический подход. В моём понимании человек целостен. А значит, при дальнейшем описании буду опираться именно на это. И так. Двигаемся дальше.

 Далее я хотел бы рассказать о так называемом Цикле потребности, который является важным постулатом Гештальт-психологии. Эта теория описывает процесс удовлетворения всех потребностей и желаний человека. Обращаю внимание на Уровень энергии.

 Психосоматика От симптома к диалогу 

Из состояния «ничего не хочу» в теле начинают появляться ощущения, вначале не понятные. Вместе с ними появляется энергия. Человек становится как бы заряженным, возбуждённым. Постепенно, этому состоянию находится объяснение, человек понимает, чего он хочет и что по этому поводу чувствует. К примеру, эта потребность – голод, у меня. «Сосёт под ложечкой», становлюсь раздражительным, суетливым, остро реагирую на запахи, особенно на еду. И в итоге понимаю – я хочу кушать. Из массы ощущений вырисовывается фигура – голод. Так заканчивается первый этап – преконтакт (№1).

Далее, понимая, чего хочу, я начинаю искать объект удовлетворения – что конкретно, как, когда. Начинаю высматривать, выбирать, искать варианты. Из множества подходящих выбираю Тот самый и настигаю его. Например, это бутерброд или овощной салат. Так заканчивается второй этап – контактирование (№2).

И вот, когда у меня объект удовлетворения уже в руках, я начинаю его страстно поглощать! Кусаю, жую, глотаю. Таким образом, объект постепенно разрушается, исчезает. Постепенно насыщаясь, объект перестаёт быть для меня значимым, перестаёт быть фигурой. Я насыщаюсь и перестаю держать, кусать, глотать. Если это был большой бутерброд, то его остатки я могу отложить на потом или отдать собаке. Я больше Не хочу. Так заканчивается третий этап – полный контакт (№3).

Следующий этап, не менее важный и сложный – усвоение, переваривание. В это время я становлюсь немного вялым (энергия то потрачена). Я в состоянии наслаждения. Чувствую радость. Если не переел, то внутри хорошо, сытно, тяжести нет. Постепенно, то, что я принял в себя, становится частью меня. Ни тревоги, ни вины. Мне хорошо. Так заканчивается четвёртый этап –  постконтакт (№4).

Данная схема хороша тем, что универсальна и описывает любые взаимоотношения человека с окружающим миром. Будь то беседа, секс, скандал, покупки или побег от хулиганов. Она описывает именно нормальный, обычный контакт, без различных припонов и «тараканов в голове».

 Но, как известно, идеальные модели не всегда получается воспроизвести в жизни. Люди разные, отношения к Миру у всех разное. А значит, и процесс удовлетворения может прерываться на любом из этапов. И объяснения этому тоже находятся разные: нельзя, не хорошо, так не поступают, у меня не получится, боюсь и т.д. Ведь мы же помним – все наши потребности тесно связаны с социумом.

Возвращаясь к примеру голода, можно запретить себе есть бутерброд, потому, что «бутерброды это вредно», или «после 6-ти есть нельзя». А можно и спутать голод с другим чувством и съесть 2 бутерброда, а потом лежать с больным животом, укоряя себя в обжорстве.

Отсюда постепенно вырисовывается тот факт, что вместе с началом первого цикла удовлетворения потребности автоматически начинается второй цикл, такой же по заряду, но сопровождающий удовлетворение другой, порой прямо-противоположной потребности. К примеру – быть хорошей девочкой/мальчиком, худеть, следовать наставлениям и пр.. Из-за того, что две потребности не могут быть удовлетворены сразу (нельзя и строго придерживаться диеты и кушать «вредную/вкусную» пищу), начинается внутренний конфликт.

Ещё один показательный пример – детско-родительские отношения. Родители (да и дети) часто вызывают у нас большую гамму чувств. Мама говорит сыну: «Ты должен ходить в школу и на все секции, мы за них деньги платим! Ты что – размазня?! Все мальчики ходят и ты должен! Не пойдёшь – лишу тебя вкусного!». А мальчик ну очень не хочет никуда идти (например, поссорился там и боится). А внутри него – «мама всегда права, её нельзя обижать, она много работает, я должен быть хорошим мальчиком». Налицо конфликт: желание быть хорошим и нежелание/страх идти в школу/на секции. Напрямую его разрешить невозможно – ведь маме сказать Нет нельзя! Да и в подобной семье (к примеру) разговаривать и договариваться не принято.

И что происходит в результате этой классической ситуации? Правильно. Мальчик заболевает. Это может быть простой простудой или расстройством кишечника. Мама сжалилась (предварительно покричав) и мальчик получил желаемое – и мамин завет не нарушил и в школу не пошёл. Обе потребности удовлетворены. Если подобная ситуация повторяется вновь и вновь, то у мальчика постепенно начинает формироваться некое «хроническое заболевание», которое вновь и вновь обостряется когда это нужно. По сути, формируется единственный приемлемый способ, с помощью которого мальчик может сказать маме Нет. Этот способ можно назвать Творческим приспособлением (пусть и не очень здоровым). Поэтому и избавлять от него человека резко нельзя – кто знает, что он резко придумает нового?

Таких примеров можно привести массу. Отличаться они будут только степенью невозможности и появляющейся симптоматикой.

 Двигаемся дальше. Попробую немного разбавить язык научности.

 Как же «технически» возникают симптомы? Какова физиологическая основа?

Любая эмоциональная реакция человека (и положительная и отрицательная) сопровождается реакцией тела на неё. Как я говорил выше – человек реагирует Весь. На любую реакцию вырабатывается нужное количество энергии. Можно сравнить со строительством моста, на которое выделяется энная сумма денег фирмой – заказчиком. Если все процессы идут нормально, то ресурсы расходуются и мост – строится. Если человек зол и прямо адресно выражает гнев, то выделенная на это энергия расходуется до конца. В результате человек телесно чувствует усталость (той или иной степени) и моральное удовлетворение.

Если же адресно и напрямую выражать свои эмоции нельзя (страшно, стыдно, появляется вина, Так не поступают, я должен/должна…, меня за это… и пр.), то энергия, на это выделенная, остаётся в теле, «застревает». Денег на мост выделили, половину уже украли, а мост не построили. Неувязочка. Начинаются волнения. В теле примерно так же. Для того чтобы переработать 1 единицу энергии, выделенную на реакцию, необходимо 4 (!) единицы дополнительной энергии. Теперь становится понятно, почему порой с человеком постоянно живёт астения (постоянная неприятная усталость) или депрессивное состояние.

Как же остановить энергию? Как подавить эмоцию? Всякая эмоция в теле рождается для совершения движения (закричать, ударить, сказать, заплакать, убежать и пр.). Значит, чтобы движение не состоялось, нужно напрячь не только ту группу мышц (скелетных и мышц внутренних органов), которая соответствует действию, но и другую, которая ему сопротивляется. Попробуйте из положения стоя, руки вдоль тела почесать нос правой рукой. Остановите движение руки на половине пути и старайтесь изо всех сил и двигаться дальше и не двигаться. Мышцы руки сильно напрягутся, поднимется артериальное давление, выступит пот. Скоро рука начнёт болеть. А может и голова. А может и живот («я неудачник, не могу почесать нос//брось эти плебейские замашки, мы в обществе//но очень чешется, до слёз//если почешешь, тебя отругают и выгонят, опозорят»; в итоге обида, стыд, вина и пр.). Умножаем на время. Результат – артрит, артроз, нарушение питания мышц и кожи. Додумывайте сами.

Более показательный пример – работа дыхания. Попробуйте представить свою злость до уровня ярости. И в тот момент, когда очень захочется заорать, завопить и начать страстно ругаться – напрягите грудь, расслабьте живот и улыбайтесь. Дышать можно, но чуть-чуть. Можно немного двигать напряжёнными руками и ногами. Вскоре – закружится голова, поднимется давление, покраснеет кожа лица и декольте. Появится ком в горле. Так же может заболеть живот и голова. Ближайший результат – упасть в обморок, сильно захотеть в туалет или вообще перестать ощущать происходящее вокруг, находясь в тумане (хорошее начало панической атаки). Если умножить на время – готовая астма, буллёзная болезнь, эмфизема, гипертония. А постараться – инфаркт, инсульт и пр.

Если данный опыт проделать с гневом и, скажем, страхом, напрягая и «полурасслабляя» живот и диафрагму, то на выходе – расстройство работы кишечника от гастрита до язвы или ещё чего хуже.

В основе данного механизма лежит хроническое неравномерное напряжение низкой интенсивности. Если это сильное напряжение, то оно сразу заметно и от него легко избавиться. Если же это напряжение лёгкое, постоянное, то оно становится привычным фоном и не замечается. Хроническое напряжение мышц (как скелетных, так и мышц внутренних органов) нарушает кровообращение, питание, иннервацию и движение. Так формируются фигуры, осанки, позы. Понаблюдайте за людьми рядом. Много интересного откроете, глядя через эту призму. Про сколиозы все слышали. От чего это у детей спины гнутся?...

 Давайте резюмировать информационную часть.

В зависимости от индивидуальных особенностей (конституции, воспитания, среды, в которой рос и живёт человек) в ответ на окружающую среду возможны 2 вида реакций.

  1. Прямые реакции, никем и ни чем не остановленные. Актуальная потребность удовлетворяется достаточно прямо и полностью.
  2. Не прямые реакции, когда рождается сразу 2 противоположные потребности (орать и быть хорошей). Удовлетворение не наступает. В теле остаётся нереализованное возбуждение/энергия в виде хронического напряжения низкой интенсивности. Данный вид реакции является творческим приспособлением, позволяющим (пусть и не полностью) удовлетворять сразу 2 потребности.

 Что же с этим всем делать? Пару слов о терапии.

 Для начала я хочу попросить Вас относиться с уважением и должным пиететом к своему телу и к тем творческим механизмам приспособления к миру, которое Вы (пусть и подсознательно) создали. Если бы не этот способ, могло быть куда хуже (например, реанимация). Не старайтесь сломя голову скорее «причинить себе пользу», избавившись от симптома. Подумайте: симптом – это способ диалога. Таким образом тело говорит с разумом, человек говорит со своей средой. Это способ контактирования. Для начала стоит попробовать понять: что Вы делаете с помощью него? Или что Он делает за Вас? Я понимаю, что в 99% случаев на вопрос «чем полезен Вам симптом, какие Вы получаете от него бонусы» люди ответят «никаких!, одни страдания и кошмар». Ах, если бы это было правдой…

Даже если всё зашло очень далеко, и наступили необратимые органические изменения, процесс можно и нужно остановить или замедлить, а порой и частично обратить вспять. На фазе же физиологических изменений при грамотном пошаговой работе можно добиться и вовсе излечения, насовсем.

Начинается всё с первого шага: признать, что у Вас есть Эта симптоматика, признать, что это Вы сжимаете себе виски, вырабатываете много кислоты и сжимаете себе горло. Не гипертония/язва/астма, а Вы, лично Вы, сами себя. И тогда ответ на вопрос «вместо чего Вы это делаете и кто реальный адресат» не заставит себя долго ждать. Когда самому это сделать весьма сложно – обратитесь к специалисту, к психотерапевту.

При работе в гештальт-напрвлении специалист пользуется именно диалогичностью. Постепенно, медленно и бережно, в союзе с человеком выводит симптом из состояния закостенелости на первый план, даёт ему ожить в полную силу. Именно поэтому не редко в процессе терапии симптоматика обостряется. Бояться этого не стоит – процесс конралируем. Работая с телом и чувствами, удаётся выяснить, какие именно потребности одновременно реализует болезнь, какова её «миссия». И только после этого человеку предлагается выбор – чего Он хочет больше, что он готов сделать здесь и сейчас, каков будет его первый осознанный шаг. Психотерапевт – не кудесник и не шаман. Он за Вас не сделает выбор и не скажет, что и как делать конкретно. Он будет Вас сопровождать и поддерживать в этом не простом пути. Даже в те моменты, когда Вы будите усиленно сопротивляться. Ведь не так просто за свою жизнь взять ответственность на себя.

 Закончить статью хочу пожеланием Вам быть честными, прямолинейными и со всей страстью жить в этом Мире. Он ведь такой прекрасный и такой недолговечный. Если же у Вас есть психосоматические расстройства, которые  не дают Вам покоя, и Вы пока не можете разобраться в «корнях», настоятельно Вам рекомендую отправиться к психотерапевту или специально обученному доктору или психологу, который занимается вопросами психосоматики. Не тяните. Время уходит.

 

С уважением – Николай Пашков, психотерапевт, гештальт-терапевт. До встречи на терапии.



Просмотров: 408
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Можно ли сохранить хорошие отношения, если человек не оправдал ожидания?
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Что делать если человек лишился части своей души?
  • Если человек говорит, что не хочет больше жить...
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Почему вам нельзя, если другим можно?
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Очень простой способ, как понять, стоит ли дальше быть с этим человеком.
  • Как установить контакт со своим подсознанием? даже если ты обычный человек
  • Обучение системным расстановкам. Что же делать, если вы не знаете предков, если человек был усыновлен?
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Возможно ли изменить сексуальную ориентацию, если сам человек этого хочет?
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Можно ли быть счастливой, если муж намного моложе
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил
  • Что делать, если близкий человек находится в депрессивном состоянии, и как с ним общаться?
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь