В первую очередь необходимо собрать так называемый «анамнез» (причина обращения к психологу (симптомы, жалобы); возраст; образование; если клиент мужчина- служил ли в армии, если нет, то почему; семейное положение; успеваемость в школе; расстройства психиатрического спектра у родственников (алкоголизм, шизофреноподобные нарушения, депрессия, БАР, случаи суицида, были ли случаи госпитализации в психиатрические центры/психоневрологические диспансеры)). В случае необходимости перенаправления клиента эти данные могут быть полезны врачу.
Итак, если в процессе работы высказывания вашего клиента, его поведение, в общем «что-то» вас смущает (учитываем, что явления контрпереноса никто не отменял).
На мой взгляд, основной причиной обращения к психиатру является искажение процесса обобщения (нарушение операциональной стороны мышления (см. «Патопсихология» Б.В. Зейгарник): «При искажении процесса обобщения человек руководствуется чрезмерно обобщенными признаками. Отмечается преобладание формальных, случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны задачи». Например, один из пациентов на слово «богатство» (мет. «Пиктограмма») рисует глобус и поясняет: «на глобусе Америка». Если не спросить, что именно человек имеет ввиду, то ответ с трудом, но можно засчитать за верный, т.к. я могла предположить следующую связь: богатство-глобус-Америка-экономически развитая/богатая страна, но человек поясняет далее: «на глобусе много стран, одни изображены разными цветами…есть страны похожие по рисунку…они богатые…богатые потому, что похожие».
Или, когда человек считает, что слова «часы» и «река» похожи т.к. «время течет, и река течет». Можно наблюдать «уход» от содержательной стороны понятий и преобладание случайный ассоциаций/актуализация латентных свойств предметов. Другой пример на слово «богатство» клиент рисует сундук с монетами, адекватный образ, но поясняет причину своего выбора так: «богатство это желтый цвет…цвет солнца…в древние времена солнце было богатством». Такой ответ является демонстрацией искажения процесса обобщения в сочетании с нарушением целенаправленности мышления в виде «соскальзывания» на случайные ассоциации (см. монографию Блюмы Вольфовны Зейгарник «Патопсихология»: «…существенным этапом мыслительной деятельности является сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Для того чтобы этот акт сличения выполнялся, человеческая мысль должна быть активной, направленной на объективную реальность. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действий человека»).
Ниже указаны методики, которые помогут достаточно быстро определить нуждается ли клиент в консультации врача-психиатра:
Пиктограмма. Вы называете слово и просите клиента нарисовать то, что поможет ему запомнить это слово и пояснить причину своего выбора. Например: на словосочетание «вкусный ужин» клиент рисует тарелку и объясняет следующим образом: «посуда, кушать ужин с тарелки». Примерно через час можно попросить клиента вспомнить предложенные ранее слова при помощи его же рисунков.
Методика особенно чувствительна к расстройствам шизофренического спектра, органических нарушений, расстройствам настроения.
Исключение предметов. Представлены группы картинок из 4 штук. Три картинки из четырех имеют общее между собой, одна является лишней. Ничего сложного для психически гармоничного человека в этой методике нет, она рассчитана на выполнение людьми начиная с подросткового возраста.
Наиболее просты в применении следующие две методики. Кроме списка пар слов и нескольких пословиц ничего больше не требуется.
Сравнение понятий. Представлен список слов, они расположены попарно, необходимо сказать есть ли что-то общее между двумя понятиями. Например, если вы называете «ботинок-карандаш», и человек отвечает, что видит общее между понятиями, т.к. и карандаш и ботинок оставляют след, то данный ответ является неверным, общего между этими понятиями нет. Это так называемая актуализация латентного признака. Конкретно данный пример можно оспорить, но тем не менее, если клиент при обобщении использует латентные свойства предметов-это повод направить на консультацию к психиатру. А вот между словами «дождь-снег» связь присутствует, это погодные явления, но если дается ответ «общее есть потому, что капли падают на землю с одинаковой скоростью», то это тоже повод насторожится. Казалось бы, почему из-за нескольких слов необходимо отправлять к врачу? Потому, что эти методики помогают выявить иррациональный/искаженный процесс мышления, т.е. восприятие человеком окружающей реальности так же искажено.
Понимание переносного смысла пословиц. Вы говорите человеку пословицы, а он пояснит переносный смысл. Именно переносный, т.е. ответ «Тише едешь-дальше будешь» «ну скоростной режим нужно соблюдать» не верен, правильный ответ: «нельзя спешить, чтобы не ошибиться», «не спеши» и т.п.
В данной статье представлена очень краткое описание методик и возможных нарушений. Если у вас возникли сомнения в психическом здоровье вашего клиента изучите руководства посвященные теме патопсихологической диагностики (рекомендую Б.В. Зейгарник «Патопсихология», В. М. Блейхер И.В. Крук. «Патопсихологическая диагностика»). Хочу подчеркнуть, что понятие «нормы» и «нарушений» в патопсихологии может быть достаточно субъективно, т.к. рассматривается через призму жизненного опыта, уровня образования и особенностей характера психолога, необходима консультация узкого специалиста. Следует отметить, что точно выявить наличие специфических нарушения мышления может медицинский психолог либо врач-психиатр имеющий опыт патопсихологической диагностики, психиатрический диагноз может поставить исключительно врач!
Ссылки на методики.
1)Исключение предметов ( https://vsetesti.ru/304/).
2)Пиктограмма (инструкцию и некоторую интерпретацию результатов методики можно посмотреть здесь http://old.iro.yar.ru/resource/distant/psychology/sekret/psix12.htm ).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.