История одного симптома.

Давным давно, жила одна семья: пама, мама и дочурка, двух с половиной или трех лет.

Отношения между родителями были наполненны любовью, принятием и уважением к друг другу. И они очень любили свою маленькую дочурку. И девочка ощущала себя очень милой - во всем умилении этого нежного возраста, немного застенчивой и очень нежной. И еще, ярким цветом она излучала детскую непосредственную и искренную кокетливость и радость. А ее звонкий искрящийся смех радовал все ее окружение.  И эта девочка искренне любила родителей и верила им. И доверяла во всем. Они были ее семьей- защитой и опорой. И можно сказать, что ее любили просто за то, что она ЕСТЬ!!!

И в этой любящей атмосфере она была поистине живой и игривой. И в этой живости и игривости она познавала жизнь через образы, чувства, и ощущения, через игру с друзьями и игрушками, кошками и собаками живущими в ее дворе.

Шли годы. Отношения между родителями подвергались "бытовухе", испытаниям на прочность и прочими жизненными процессами. Мама не принимала себя как женщину, не уделяла себе должного внимания, и чувствовала свое бессилие. Папа на этой почве все больше увлекался работой, друзьями и выпивкой и начал поглядывать на других женщин. В итоге, в их отношениях появилось много претензий, обид, злости и осталось очень мало настоящей душевной близости и теплоты.

И рядом с этими родительскими испытаниями, в этой семье взрослела и дочка. В семье появился еще один ребенок - младший брат этой девочки. У нее появлялись новые обязанности и условия родительской любви. Чтобы так же ощущать их любовь и защиту перед большим внешним миром, стало нужно как то приспособиться к этой вроде бы привычной, но изменяющейся со временем среде. А чтобы как то приспособиться-нужно уподобиться той системе, в которой ты существуешь.

Родители, каждый по своему, воспитывали дочь, учили тому- что такое хорошо и что такое плохо, старались как могли научить приличиям и  манерам, и тому, какой должна быть их девочка, их дочка. Заставляли заботиться о братике, даже когда ей это было не по силам. И все это делалось конечно из любви.

И еще свой вклад в воспитание регулярно вносили прочитанные книжки, услашанные песни, нотации и баловство бабушек и дедушек, школа, с учителями, подружками и друзьями и могими другими персонажами. И эта девочка очень сильно стала меняться. 

 И уже к 10ти годам, девочка была научена быть серьезной, послушной и правильной, чтобы выживать в этой некогда безопасной для нее семье. И можно сказать, что почти следа не осталось от этой девичьей нежности, игривости и радости. И все реже она говорила о своих желаниях, опасениях и страхах родителям. И все больше они отдалялись друг от друга.

Слишком больно и небезопасно ей стало слышать от издерганной жизнью мамы "заткнись", "не умничай", "не лезь". И слишком часто мама стала выливать свою злость, которую испытывала на мужа- на безопасный объект- дочь. И слишком часто, папа оставался безучастным к таким нападкам, хотя, ему и самому частенько доставалось от жены. И все меньше доверия оставалось между когда то близкими и дорогими людьми в этой семье. 

 Соответствуешь правилам системы - значит ты принимаем, любим. Не соответствуешь- проявляя свой здоровый эгоизм...Прости, мы тебя осудим, застыдим, накажем, чтобы мы могли тобой управлять и как то из тебя сделать ЧЕЛОВЕКА!

И если посмотреть на этих двух девочек- малышку и девочку постарше, то можно увидеть, что они очень сильно отличаются.

Что же произошло? Как девочка приспособилась к таким переменам в ее жизни?

"Помог" случай- в возрасте 5 лет, будучи у бабушки (маминой мамы) в деревне. Девочка играла во дворе, по которому хозяином ходил большой красивый петух. Он увязался за девочкой и клюнул ее в руку. Вроде и не больно было, просто немного страшновато и неожиданно. Но молниеносная реакция бабушки превзошла все жидания!!! Подбежав, она схватила петуха , топор, который был частью домашней утвари этого деревенского двора, и на глазах у ребенка отрубила ему голову топором (обычный деревенский способ прокормить семью).

Тушка без головы подпрыгивала в конвульсиях, кровь на земле, и бабушка с кровавым топором в руках остались ярким образом в памяти девочки на долгие годы. Шок. Перепуганная и растерянная мать.

А что же девочка? Молчание двое суток. Обращения к "бабке в черном "- "отчитывающей" испуг.

Очень агрессивно "отчитывающей" - громко с причитаниями. И посмотрев в вылупленные от ужаса глаза девченки, бабака толкает рукой голову вниз, чтобы та исполнила поклон иконам. Снова шок. Опасность. Насилие. Беззащитность. Страх. 

Так появилось решение подкрашенное яркими образами и чувствами - не быть такой, как эти женщины: Женщины этого рода, которые проявляют агрессию так. И главное - не быть как мама.

 Чтобы как то сохраниться, выжить в этой семье- она выбрала молчать. Наверное Бог помог, что после этого она начала заикаться. Могла бы вообще онеметь, чтобы не быть такой агрессивной, как мама, чтобы не быть убийцей петушков как бабашка...Но позволила она себе выжить...вложить немножечко агрессии в свой голос, что бы хоть как то общаться с таким " Близким  Родным и Безопасным когда то Миром". Запинаясь, заикаясь, затыкаясь она организовала себе безопасность и возможность дальше жить в этой семье.

Но куда деваться заблокированной энергии, которая вкладывалась в слова, предложения? Куда девать этот мощный живой поток жизненной агрессивности?

Агрессивность- энергия жизни, энергия движения. В конце концов, сексуальная энергия, энергия творчества, спонтанности и достижений. Эта энергия была направленна на то, чтобы создавать напряжения в теле, сопутствующие заиканию.

И чтобы как то проявиться в Среде, в Мире, достичь своих желаний, как то заявлять о себе придется попасть в капкан мышечных напряжений и в теле, и в лицевой части. Энергия, которая заблокирована- послужила и оковами для всего тела. Только бы не быть ТАКОЙ КАК МАМА.

Как работать с таким симптомом как заикание? Способов много, работа точно не быстрая (если история давняя). И я бы точно  работала с симптомом в контексте семьи. Семья остается 1й структурой которая создает базовую матрицу для изменений. И простейшая процедура попросить клиента: нарисовать в виде простых знаков, изображений свою семью и симтом заикания. Необходимо рассмотреть все ресурсы и недостатки среды.  Выйти в процессе терапии на заблокированную энергию, высвободить ее,  научить ей управлять, или убедить в этом, что такое возможно и направить ее в полезное для организма и самого носителя русло. А направление- поиск различий между матерью и дочерью.Принятие себя как женщины - другой женщины. Точно не такой как мать. И может быть появится и принятие матери, и вспомнится не только то, что заставило замолчать, но и та великая сила материнской любви, которая подарила жизнь.

Коллеги, буду рада, если кто то поделится своими методами работы с заиканием.

Клиенты - готова сотрудничать в решении этой проблемы (по скайпу такую работу считаю не эффективной, т.к. процессы работы с телом и голосом требуют личного присутствия).

 



Просмотров: 331
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Мама я девочка, можно я ей останусь...."
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Да пропади оно все! " - как бороться с этой мыслью
  • "Почему он ушёл к этой стерве?"
  • Манипуляция таким словом, как, "цивилизация". Как сделать, чтобы так не манипулировали тобой.
  • "Не очень-то и хотелось" Как хотеть так, чтобы случалось
  • парадокс родительского послания "Хорошая девочка- это взрослая девочка" (клиентская история)
  • "Что хорошего в этой жалости?!"
  • "Я очень хочу жить!" Как быть отважным и сильным при раке. Памяти Татьяны
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • "Жила-была девочка"... Авторская сказка на заданную тему
  • Четыре условия, чтобы не ощущать себя "плохой матерью"
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ. Истинный смысл этой сказки.
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Очень простой тест для женщин "Моя роль в семье"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Девочка на шаре. Баланс между "и хочется и колется"
  • " Я хочу, чтобы мама умерла..."
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "У мамы депрессия" или что мешает быть счастливой в семье?
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь