|
Быть с собой: формирование внутреннего заботливого ВзрослогоАвтор статьи: Ольга Кошелева
Выдерживать свои чувства, мысли и реакции в разнообразных жизненных ситуациях без обесценивания, избегания, сверхадаптации, срывов и агрессии, давая себе поддержку и анализируя, что можно изменить, ища ресурсы – способность устойчивого внутреннего Взрослого эго-состояния. Как формируется эта способность? Через примеры в детстве, когда родитель умеет качественно быть рядом: устойчивый и эмпатичный во время гнева или слез ребенка, надежный, когда страшно, разделяющий радость и озорство малыша без перетягивания внимания на себя.
В этом случае сложно опираться на опыт детства, где триггер на триггере, поэтому задача состоит в постепенном, последовательном создании нового способа взаимодействия с наиболее уязвимыми частями Детского эго-состояния, активируя и вовлекая в участие взрослую часть личности. Одно из таких упражнений – создание образа Заботливого Взрослого внутри себя и его практическая интеграция в жизнь. • Наблюдение. Для начала понаблюдайте за общением, взаимодействием других людей. Здесь для примеров подойдут люди из вашего окружения (партнер, близкие, приятели, коллеги), персонажи книг, сериалов, фильмов и просто незнакомые люди, чье общение вы могли подсмотреть в очереди. • Конкретизация. Выделите и запишите те варианты их поведения, которые вам внутри откликнулись как подходящие, заботливые, вовлеченные, устойчивые, по принципу «Что?» и «Как?». Что было сказано (вербальная часть) и как это было сделано (невербальная часть). Брать целиком человека как ролевую модель не нужно – акцентируйте внимание на конкретных примерах: вот эта фраза/взгляд/жест мне отозвалась теплом и поддержкой в трудную минуту, а вот в этих словах/силе интонации/действиях я увидела пример отстаивания своих интересов. • Присваивание. Вначале наедине с собой или в доверительном пространстве, где вас могут поддержать (близкий человек, психолог, терапевтическая группа) пробуйте новый способ общения с собой: мысленно или вслух произнесите выписанные слова, адресуя их вглубь себя, прислушиваясь, где и как они воспринимаются, откликаются. Это гораздо более трудный этап, чем может показаться – здесь могут актуализироваться ранние патологические решения «не существуй», «не радуйся», «не будь ребенком», «не достигай», «не будь близким». В ситуациях, когда ранние решения настолько токсичны, что блокируют любое развитие и присвоение, имеет смысл обсудить это с вашим помогающим специалистом (с психологом, в терапевтической группе или в группе поддержки), чтобы для начала распутать внутренний процесс. • Укрепление нового опыта. На завершающем этапе продолжайте постепенно и каждодневно присваивать новые стратегии общения с собой, чтобы этот процесс становился всё легче и быстрее. Акцентируйте и осваивайте подходящие именно для вас интонации, слова, действия не только в безопасном пространстве, но и в повседневном взаимодействии с другими. Однако помните, что это нормально иногда теряться и возвращаться к старым стратегиям, ведь ошибки – естественная часть развития и верный показатель того, что вы живой человек. • • • Похожие заметки: О хорошем. Вы не одиноки Самоценность «Я чувствую… что?» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|