Искусство для здоровья и социальных изменений

Автор статьи: Валерия Бурова

«Творчество – это способность удивляться и познавать,

умение находить решение в нестандартных ситуациях,

нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому сознанию своего опыта»

Э. Фромм

 Целебное действие искусства на душу человека известно давно. Ещё в древности в различных областях знания (медицина, философия, естествознание, мифология, искусство) принимались попытки лечения больных с помощью художественного творчества, люди обращались к искусству как средству самопознания, - поиска смысла жизни и своего места среди людей и природы. Прошло немало времени, пока различные способы обращения к целительной силе искусства объединились в единое направление – арт-терапия. Арт-терапия (терапия творчеством) – метод, объединяющий различные виды искусства (музыка, танец, живопись, лепка, театральная драматизация и т.д.) и психотерапию для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека». Арт-терапию применяют специалисты различных профессий: психологи и психотерапевты, врачи, художники, социальные и музейные педагоги.

С момента возникновения арт-терапии как самостоятельной дисциплины (середина 20 века) к ней стали обращаться как к действенному способу социальной адаптации «неблагополучных слоёв населения», точнее людей «с особыми потребностями», - детей-сирот, инвалидов, людей страдающих психическими и физическими заболеваниями. Постепенно и в России всё чаще стали применять методы арт-терапии в больницах, различных социальных центрах для детей и взрослых, детских домах, домах престарелых, диспансерах для наркозависимых.

Арт-терапия показала свою эффективность и в работе с «условно здоровыми» людьми, но находящимися в трудной жизненной ситуации: семьями, переживающими психологический кризис, людьми в состоянии хронического стресса, или жертвами насилия. Арт-терапия помогает там, где вербальные (словесные) способы помощи не срабатывают.

Люди «с особыми» потребностями в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах, имеют психологические затруднения. Арт-терапевт создаёт поддерживающую, безопасную атмосферу для исследования чувств, развития самопонимания и самоуважения как в группе, так и индивидуально. Человек получает возможность выразить в творческой деятельности тяжёлые переживания и почувствовать облегчение, прикоснуться к внутренним ресурсам для изменения отношения к себе и другим. На занятиях по арт-терапии так же ставится цель по развитию познавательных и моторных навыков в творчестве (изготовление поделок из пластических материалов, коллажей, двигательные и музыкальные импровизации и пр.) в целях реабилитации, появляется возможность испытывать успех от деятельности и ориентироваться в реальности. Так появляется возможность улучшать эмоциональное состояние, физическое здоровье, познавательные возможности и развивать способность к коммуникации.

Таким образом, арт-терапия успешно применяется в лечебно-реабилитационном процессе и психологическом консультировании. Отдельно я хотела бы остановиться на опыте применения арт-терапии в пространстве Музея. В 1991 году в Государственном Русском музее впервые в отечественной музейной практике была организована выставка художественного творчества детей с различными аномалиями развития, получившая название «Другими глазами». Эта выставка привлекала внимание общественности к миру детей, которые живут иной, чем большинство из нас, жизнью, «которые так же хотят радоваться жизни, и порой единственным средством воплощения этой радости становятся для них художественные материалы (карандаши, краски и бумага)».* Сущность позиции организаторов выставки заключалась в том, что творчество таких детей не «ущербно», а просто отражает иной, непривычный нам взгляд на мир. Творчество с данной позиции рассматривается не как отражение психических и физических дефектов, а как проявление возможностей человека к росту и развитию, обогащению своего внутреннего мира. В этом же году был создан Российский Центр музейный педагогики и детского творчества Государственного Русского Музея, на базе которого разработано и реализовано множество социальных программ для людей «с ограниченными возможностями». В частности, программа для дезадаптированных детей «Шаг навстречу» высоко оценена на государственном уровне, её авторы удостоены Государственной премии РФ в области литературы и искусства. Выбор музейного пространства в области арт –терапии не случаен: «будучи сокровищницей историко-культурного опыта своего народа, отраженного в произведениях искусства, музей обогащает детей опытом чувственного восприятия мира, помогает их интеллектуальному, эмоциональному и творческому развитию…»*.

Участвуя в качестве со-ведущего в проведении группы для детей с неврозом на базе Центра, я в очередной раз убедилась в эффективности арт-терапии для людей «с особыми потребностями». Занятия в этой группе проводились каждую неделю в течение года. Участники группы – дети с выраженными трудностями в общении, имеющие множество эмоциональных, а порой и двигательных сложностей. Арт-терапия дала возможность выразить тяжелые эмоции, обрести положительный опыт принятия себя другими, ощутить чувство личной ценности. В студии мы обращались к различным видам творчества, - рисовали, лепили, разыгрывали двигательные и музыкальные импровизации, строили город из бумаги, и конечно, делились впечатлениями, чувствами и мыслями. Несколько занятий было на музейных экспозициях. Там мы рассматривали картины и рисовали «ответ художнику», проигрывали музыкальными инструментами «настроение» скульптуры, придумывали истории и отправлялись в путешествие по залам музея и многое другое. Постепенно дети стали менее агрессивными, снизился уровень тревоги, они научились конструктивно выражать своё мнение и прислушиваться к другим, появилась уверенность в себе. Родители отметили, что дети стали более адаптивны в социуме.

Подводя итоги, можно сказать, что пространство арт-терапии позволяет «преодолевать трудности, связанные обучением, общением в семье и со сверстниками, и, следовательно, улучшает психологическое здоровье и способствует позитивным социальным изменениям».**

 

 

 

 

 

__________________________________________

*О.В. Платонова, Н.Ю. Жвитиашвили. Арт-терапия в художественном музее – СПб 2000, С. 3, 39.

**Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Государственный Русский музей. Искусство для здоровья и социальных изменений. СПб 2005, С 104.



Просмотров: 409
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • МИФЫ ОБ АРТ-ТЕРАПИИ: чем и почему она отличается от творчества и искусства?
  • Психологические портреты родителей детей с особыми образовательными потребностями
  • Консультативный пункт для родителей и детей с особыми образовательными потребностями"
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Целительная сила искусства - Арт терапия
  • Песочная терапия для детей с нарушением развития
  • Песочная терапия в психологическом консультировании. Интеграция семейной доски в песочной терапии.
  • Песочная терапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ
  • Современный Театр и Кино - Арт-Терапия Режиссёра (Психология Искусства)
  • Арт-терапия в реабилитации детей с психосоматическими расстройствами
  • Возможности песочной терапии для адаптации детей к дошкольному учреждению
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Терапия лабиринтами, детей и взрослых
  • Работа с эмоциями и чувствами у детей с помощью арт-терапии. Примеры из практики
  • Песочная терапия в работе с агрессией у детей
  • Сила арт-терапии. Как помочь себе с помощью творчества
  • Опасность или возможность? Как пандемия помогает терапии.
  • Арт-терапия в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации
  • Арт-терапия для детей
  • Песочная терапия для детей
  • Положительные эффекты песочной терапии для детей с учетом возрастных особенностей
  • Имидж-терапия: «искусство кройки и шитья» . Часть 2. Терапия (работа с ресурсами).
  • Медитативная терапия кубиками для детей.
  • Неврозы у детей и игровая терапия
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Песочная терапия для детей - волшебство на песке
  • Конфликт детей и родителей. Системная терапия.
  • Терапия с использованием биологической обратной связи (БОС) у детей
  • Песочная терапия в развивающе – игровом формате для детей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь