Неврозы у детей и игровая терапия

Игровую терапию с детьми используют в разных направлениях, т.к. она позволяет, с одной стороны, мягко ввести ребенка в новые отношения «терапевт-клиент», с другой – скорректировать невротические реакции.

В этой статье я остановлюсь только двух подходах: недирективной игровой терапии (терапии, центрированной на ребенке) и игровой терапии в рамках гештальт-метода. Они серьезно отличаются друг от друга: и концепцией, и взглядом на ребенка, и ролью, отведенной терапевту, и терапевтическими интервенциями. Однако в каждом из этих методов есть необходимый базис для работы с детьми. Залог эффективности проведенной работы будет заключаться в понимании, когда, на каком этапе использовать тот или иной метод.

Формирование невротической реакции

Прежде чем подробнее говорить о методах, обратимся к тому, как формируется невротическая реакция. Пришедший к психологу ребенок уже имеет некую фиксированность (заданность) в отношениях со взрослым, которая сложилась у него в семье. Эта фиксированность обеспечивает ему возможность для удовлетворения потребностей, т.е. ребенок уже максимально выгодно адаптировался к условиям, которые для него создает домашнее окружение.

Адекватно реагируя на запросы ребенка, родители учат его прямо выражать свои потребности с помощью здорового контакта. В результате такого взаимодействия ребенок насыщается позитивным (в смысле – полезным, дающим возможность полноценно проявлять себя в окружающем мире) опытом. Это может быть как быстрый ответ на острую нужду, когда, к примеру, мать улыбается, глядя на подарок сына, так и спокойное терпеливое присутствие при попытках малыша сделать что-то самостоятельно. Это может быть также и отрицательный ответ на просьбу, но включающий в себя ощущение того, что сам ребенок принят.

Если же по каким-либо причинам ребенку не удается донести до родителей свою потребность, он переживает отчаяние и впоследствии отказывается от прямой борьбы за ее удовлетворение. Так происходит формирование невротической реакции как попытки удовлетворить потребность некоторым особенным способом. Например, мама дарит ребенку игрушку, которая ему не нравится. Ребенок чувствует разочарование, плачет. Видя такую реакцию, мать испытывает растерянность и обиду, она «разрушается», и ребенок, чтобы не оставаться в одиночестве с собственным горем, начинает заботиться о матери. В следующий раз, дабы не обидеть мать, он будет разыгрывать радость, подавляя разочарование.

Сама по себе потребность – это целый комплекс переживаний, возникающих в последовательности «импульс – желание – оценка возможностей среды». Если в теле возникает импульс, он должен сначала найти форму для выражения и затем – точку приложения. И либо ребенок учится распознавать, выражать и удовлетворять эти импульсы социально приемлемыми способами, либо импульсы, не найдя опоры в прямом выражении, находят «кривой», невротический, неосознаваемый путь. Таким образом формируется невротическая реакция, которая может впоследствии перерасти в невроз.

Гештальт-подход

Согласно концепции гештальт-подхода, невроз является следствием нарушения отношений ребенка с окружающей средой, поэтому основная задача детского психолога – переналадить эти отношения, восстановить здоровый контакт с миром. Психолог создает в игровой комнате такие условия, которые помогают ребенку рискнуть и заявить о своей потребности прямым способом. Для этого терапевт определяет потребность, которую ребенок не может проявить открыто, признает эту потребность, поддерживает и подбирает такой комплементарный отклик, чтобы ребенок в следующий раз выбрал прямой путь обращения для ее удовлетворения. Это та стратегия гештальт-подхода, которая является ключевой в терапии неврозов.

Терапевту необходимо сообразить, какого рода эксперимент нужен конкретному ребенку, и организовать этот эксперимент в рамках сессии. Выполнение задачи осложняется тем, что у детского специалиста отсутствует время на продумывание откликов, реакций, интервенций. Ребенок спонтанен в своих проявлениях, он легко меняет свою деятельность во время сессии, он не будет «ждать» терапевта – тем более, если есть что-то, что ему неприятно, и он хочет этого избежать. Поэтому для терапевта важно иметь в запасе готовые отклики, реплики и какие-то образцы интервенций, которые бы позволили ребенку пережить новый опыт и способствовали разрешению невротического конфликта, переводя его в конструктивные отношения.

Например: мальчик 5 лет. Постоянно закатывает истерики на слова “нет”, “нельзя”, “нужно отдать”, “ты должен выйти”. Любая попытка установить ребенку границу вызывает у него бурную реакцию.  Для того, чтобы справляться с тем, что мир не всегда готов откликаться по первому зову, у ребенка постепенно формируется способность удерживать свои желания и ждать. Сначала это минуты, потом часы и дни. Видимо, у мальчика период, когда он уже мог потерпеть, был не поддержан родителями. Скорее всего, они быстро реагировали на его крик и давали то, что он просил. Тогда задача терапевта восстановить эту способность у ребенка. В течение сессии создавать условия, в которых ребенку нужно что-то ждать. Эксперимент следует начинать с чего-то незначительного – то, что ребенку под силу выдержать. Я беру маленькую игрушку, описываю ее. Ребенок проявляет интерес, подходит и пытается забрать ее у меня. Я говорю, что я ее взяла первая и хочу немного поиграть. Он пытается отнять, но игрушка маленькая, я крепко держу в ладонях и ему не отдаю. Я не довожу его до истерики, держу в контакте, разговариваю, обещаю  скоро отдать. Он пыхтит, пытается раскрыть мои пальцы, требует отдать. Он отступает и через пару минут я ему ее отдаю.  Таких экспериментов достаточно два за сеанс. В первую встречу он не мог выйти из комнаты, когда закончилось время, продолжал играть, выгонял меня, кричал, ругался. После таких экспериментов через два занятия, он спокойно выходил из комнаты, когда заканчивалось время.

Если у ребенка навязчивости, то он, скорее всего, послушен и не нарушает правила. Он старается быть “хорошим”. Необходимо  придумать эксперимент или подловить момент, где он захочет нарушить правила.  Например:  мальчик 7 лет в процессе игры “убивает” куклу-мужчину. “Рубит” ее и после этого хочет покрасить в красный цвет, чтобы показать кровь.  Я отражаю его желание: “ты хочешь, чтобы была видна кровь на одежде”. Он замирает. Я продолжаю: “ты знаешь, одежда должна остаться чистой, но ты можешь ее снять и покрасить его тело -оно пластмассовое и легко отмоется”. Я с одной стороны поддерживаю его желание, с другой- делаю запрет и в тоже время предлагаю другой вариант, чтобы потребность была удовлетворена. 

Игровая недирективная терапия

Для того, чтобы использовать стратегию гештальт-подхода, необходимо иметь специальный навык общения с ребенком. Если вы будете взаимодействовать с ним, как с маленьким взрослым, вы вряд ли достигнете того контакта, при котором ребенок сможет воспринимать вас как человека, который его понимает, и вряд ли ребенок позволит вам пережить вместе с ним новый опыт отношений. Вы для него окажетесь одним из тех взрослых, которые его окружают. И это будет очень сильно тормозить терапевтический процесс.

Игровая недирективная терапия идеально описывает отношения «терапевт-клиент», при которых ребенок чувствует себя понятым, принятым и в безопасности. Для создания таких отношений терапевт должен «спуститься» на уровень ребенка и общаться с ним при помощи средств, доступных ребенку.

Очень часто дети не могут выразить словами свои переживания, чувства, ощущения, т.к. у них еще не хватает для этого когнитивных и вербальных средств. Они не могут адекватно передать интенсивность своих переживаний. Навык общения с ребенком не так прост, как кажется на первый взгляд. Используя метод игровой недирективной терапии, вы сможете наилучшим образом выстроить такие отношения с ребенком, при которых основной фокус внимания будет на нем. Именно при таком подходе ребенок сможет в присутствии взрослого погрузиться в собственные переживания, исследовать свой мир, позволить себе встретиться с теневыми сторонами своей души, не боясь осуждения взрослого.

Недирективная игровая терапия учит языку ребенка. Чтобы освоить этот метод, терапевту необходимо научиться изменять построение фраз, внимательно подбирать слова, уметь распознавать то, как ребенок себя чувствует, что он говорит или хочет сказать своими действиями, телесными проявлениями или молчанием. В рамках этого метода детский психолог использует так называемые «облегчающие реакции» – отклики терапевта, которые транслируют его сензитивность, понимание и принятие и предоставляют ребенку свободу и ответственность.

Эти реплики являются основой терапевтического процесса. Именно благодаря им ребенок получает возможность проживать и осознавать свой опыт, свои эмоции, получать поддержку взрослого, доверять ему, рисковать в отношениях с терапевтом, получать новый опыт отношений. Например, игровой терапевт никогда не будет задавать вопросы, т.к. они смещают фокус с ребенка на терапевта. К примеру, вместо вопроса «Что ты чувствуешь?» терапевт скорее сделает предположение: «Мне кажется, ты расстроился».

Хочется отметить, что сама по себе игровая недирективная терапия является очень эффективной в терапии неврозов, поскольку дети растут, быстро меняются, они более открыты и гибки в отношениях. Они очень быстро откликаются на новый опыт, дающий им новые возможности. Очень часто бывает, что невротические реакции уходят без каких-то специально продуманных экспериментов. Достаточно распознать, подхватить что-то в реакции ребенка, поддержать его движение к миру.

Например, дети с астеническим неврозом очень чутки к критике. Их волнует, что полученный результат не будет соответствовать идеальному. Важно поддерживать их намерения, переживания и сам процесс деятельности. В концепции недирективной игровой терапии облегчающие реакции могут звучать так: “ты решила сначала порисовать красками”, “для дома ты выбрала красную краску”, “тебе нравится рисовать”, ”внутри окошка я вижу свет”.

Таким образом, комбинируя эти два подхода – недирективный (клиент-центрированный) и гештальт-метод – вы получаете отличный инструментарий для работы с детьми, имеющими невротические расстройства. Гештальт-подход обеспечивает стратегию в терапии, недирективный метод – наилучший контакт с ребенком.

Литература

Г.Л. Лэндрет «Игровая терапия: искусство отношений», Москва, 1994

Фредерик Перлз «Теория гештальт-терапии», Москва, 2008

Вайолет Оклендер «Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка», Москва, 2014

Вирджиния Экслайн «Игровая терапия», Москва, 2007



Просмотров: 335
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Они хотели, чтобы я сделала аборт. Что чувствует ребенок? Пренатальная психология
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • А чувствует ли Ваш ребенок, что Вы его любите?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок?
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок? Продолжение...
  • Мой ребенок подросток, что я могу сделать для него.
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Я не была готова, что у меня будет ребенок...
  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, богат, успешен.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Очень медленный ребенок, как его ускорить?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь