|
Песочная терапия для детейАвтор статьи: Томша Елена Юрьевна
Песочная терапия в наши дни становится все более популярной, особенно в работе с детьми. Многие заботливые родители понимают, что ребенку нужна психологическая помощь (он пережил травмирующую ситуацию, его поведение вызывает беспокойство, появились страхи, возникли психосоматические проявления и т.д.), но сложность работы с детьми в том, что они не могут говорить о своих проблемах. Подобраться к непростой теме, защищаемой психикой ребенка, позволяет игра - самое естественное занятие для этого возраста. Увлекаясь игрой на песке, ребенок перестает напряженно контролировать ситуацию, и у нас появляется информация о том, что же происходит в его внутреннем мире, какие переживания наполняют детскую душу. И здесь песочная терапия работает одновременно как диагностика (мы можем получить представление об эмоциональном состоянии ребенка), и как коррекция (включаются силы самоисцеления, заключенные в нашей психике). Многих интересует, сколько нужно встреч, чтобы помочь ребенку. Универсального ответа нет, все зависит от ситуации и личностных особенностей ребенка. Иногда достаточно 1-2 сеансов, и малышу становится значительно лучше. При сложных запросах требуется курс занятий, в которых постепенно происходит освобождение от негативных эмоций, и "отстройка" здорового внутреннего пространства. В этой работе существуют свои закономерности, давайте сегодня поговорим о стадиях песочной терапии для детей. В ходе песочной терапии песочницы детей проходят три стадии: "хаос", "борьба" и "разрешение конфликта". "Хаос" - дети выставляют все новые и новые фигурки на песок, иногда берут корзинки с игрушками и вываливают их в песочницу. Ощущение взрослого при взгляде на эту картину - тесно, яблоку некуда упасть. А ребенок доволен. Для него здесь важна каждая фигурка, и ничего, что все вместе - это уже даже не на коммунальную квартиру похоже, а на склад. После цунами...
Так может продолжаться долго, из сессии в сессию. Часто бывают истории с продолжением, когда, уходя с сеанса, ребенок говорит: "Я уже знаю, что будет в следующий раз!". В этой борьбе они делают невидимое видимым, проживают то, что происходит в их душе, но чему социум не позволяет проявляться в виде выплесков эмоций, слез, криков, драк. И им становится легче. Нужно сказать, что взрослым, родителям, в большинстве своем очень трудно переносить проявления негативных эмоций детей. Я часто наблюдаю в совместных сессиях детей и родителей, как ребенок в игре ярко высвечивает конфликт, а мама (да, чаще именно у них хватает храбрости выбраться на песок) тут же старается все сгладить, примирить, так и слышишь Кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!". Но дети не соглашаются на "худой мир", который лучше "доброй ссоры", они честны, и хотят прожить то, что чувствуют. Именно в этом важна роль терапевта - взрослого, способного сопережить негативные эмоции ребенка и правильно на них реагировать. Родители иногда боятся, что проявляя "невоспитанность", агрессивность, обиды и т.д. в песочнице, ребенок и в жизни станет вести себя также. Но этого не происходит. Дети тонко чувствуют, что кабинет песочной терапии - особое место, здесь можно то, что в других местах проявлять нельзя. И начинают вести себя гораздо лучше - напряжение-то сброшено, а постоянно в нем находиться невозможно - это очень энергозатратно.
Здесь появляются земли счастья, где всем хорошо, большие праздники, свадьбы, дни рождения, щедрые угощения и подарки, сокровища, волшебные предметы, несущие здоровье, радость, счастье. Ребенок переживает изобилие этого мира, его безграничные возможности.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|