Песочная терапия для детей

Автор статьи: Томша Елена Юрьевна

Песочная терапия в наши дни становится все более популярной, особенно в работе с детьми.  Многие заботливые родители понимают, что ребенку нужна психологическая помощь (он пережил травмирующую ситуацию, его поведение вызывает беспокойство, появились страхи, возникли психосоматические проявления и т.д.), но сложность работы с детьми в том, что они не могут говорить о своих проблемах. Подобраться к непростой теме, защищаемой психикой ребенка, позволяет игра - самое естественное занятие для этого возраста. Увлекаясь игрой на песке, ребенок  перестает напряженно контролировать ситуацию, и у нас появляется информация о том, что же происходит в его внутреннем мире, какие переживания наполняют детскую душу.

Песочная терапия для детей

И здесь песочная терапия работает одновременно как диагностика (мы можем получить представление об эмоциональном состоянии ребенка), и как коррекция (включаются силы самоисцеления, заключенные в нашей психике). 

Многих интересует, сколько нужно встреч, чтобы помочь ребенку. Универсального ответа нет, все зависит от ситуации и личностных особенностей ребенка. Иногда достаточно 1-2 сеансов, и малышу становится значительно лучше. При сложных запросах требуется курс занятий, в которых постепенно происходит освобождение от негативных эмоций, и "отстройка" здорового внутреннего пространства. В этой работе существуют свои закономерности, давайте сегодня поговорим о стадиях песочной терапии для детей. 

В ходе песочной терапии песочницы детей проходят три стадии: "хаос", "борьба" и "разрешение конфликта".



"Хаос" - дети выставляют все новые и новые фигурки на песок, иногда берут корзинки с игрушками и вываливают их в песочницу. Ощущение взрослого при взгляде на эту картину - тесно, яблоку некуда упасть. А ребенок доволен. Для него здесь важна каждая фигурка, и ничего, что все вместе - это уже даже не на коммунальную квартиру похоже, а на склад. После цунами...




Так может выглядеть не только первая, но и несколько последующих песочниц юных клиентов. Они отражают внутреннее напряжение, наличие страхов, тревог, подавленных эмоций гнева и обиды, вины и разочарования. Но в ходе этой работы психоэмоциональное напряжение ослабевает, ребенку становится легче. На песке обозначаются какие-то территории. Между фигурами возникают какие-то взаимосвязи. И здесь динамика переходит в стадию "борьбы".




"Наши" и "плохие", звери и драконы, Человек-Паук и куча злодеев, Девочка и злые волшебники... Герои ссорятся, сражаются, нападают, погибают и вновь воскресают. Вариации противостояний многолики, но все они олицетворяют внутренние конфликты ребенка или подростка.



Так может продолжаться долго, из сессии в сессию. Часто бывают истории с продолжением, когда, уходя с сеанса, ребенок говорит: "Я уже знаю, что будет в следующий раз!". В этой борьбе они делают невидимое видимым, проживают то, что происходит в их душе, но чему социум не позволяет проявляться в виде выплесков эмоций, слез, криков, драк. И им становится легче.



Нужно сказать, что взрослым, родителям, в большинстве своем очень трудно переносить проявления негативных эмоций детей. Я часто наблюдаю в совместных сессиях детей и родителей, как ребенок в игре ярко высвечивает конфликт, а мама (да, чаще именно у них хватает храбрости выбраться на песок) тут же старается все сгладить, примирить, так и слышишь Кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!". Но дети не соглашаются на "худой мир", который лучше "доброй ссоры", они честны, и хотят прожить то, что чувствуют.



Именно в этом важна роль терапевта - взрослого, способного сопережить негативные эмоции ребенка и правильно на них реагировать. Родители иногда боятся, что проявляя "невоспитанность", агрессивность, обиды и т.д. в песочнице, ребенок и в жизни станет вести себя также. Но этого не происходит. Дети тонко чувствуют, что кабинет песочной терапии - особое место, здесь можно то, что в других местах проявлять нельзя. И начинают вести себя гораздо лучше - напряжение-то сброшено, а постоянно в нем находиться невозможно - это очень энергозатратно.



Проходит время, за которое ребенок хорошо изучает своих Драконов, врагов и т.д. В песочницу приходят изменения. Вредные герои перестают быть вредными. Плохих побеждают. Навсегда. Отправляют на полку, и больше ими не интересуются. В общем, у каждого своим, индивидуальным путем, происходит разрешение конфликтов, война во внутреннем мире затихает и... ребенок переходит в стадию творчества. МИРотворчества. Ребенок становится Творцом (одна из самых прекрасных и ресурсных ипостасей человека), создает свои пространства, наслаждается возможностью быть добрым и щедрым.



Здесь появляются земли счастья, где всем хорошо, большие праздники, свадьбы, дни рождения, щедрые угощения и подарки, сокровища, волшебные предметы, несущие здоровье, радость, счастье. Ребенок переживает изобилие этого мира, его безграничные возможности.




На этом терапию можно завершать.
А у ребенка останется бесценный опыт движения психики из негативного, напряженного, проблемного состояния к позитивному, через проживание и трансформацию.
Дети не могут рассказать о своих проблемах. Но они могут освободиться от них в процессе Sandplay - игры на песке.
На фото - песочницы, отображающие все стадии (авторы разные).

Многие родители не знают, как помочь своим эмоциональным детям, встречаясь с их страхами, тревожностью, агрессией, обидами. Есть мягкий и действенный способ справиться с этими проблемами - песочная терапия.



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Старший ребенок после рождения младшего становится "взрослым"...
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что значит "Простить"? Многие этого даже не знают!
  • "Ведическая" женщина - или я все делаю "правильно", но до сих пор одна - почему?
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь