|
Имидж-терапия: «искусство кройки и шитья» . Часть 2. Терапия (работа с ресурсами).Автор статьи: Уласевич Тина Васильевна
…Он представляет это так: Едва лишь я пиджак примерю – Опять в твою любовь поверю… Как бы не так. Такой чудак… (Булат Окуджава)
Я не имиджмейкер. Для меня «имидж-терапия» - прежде всего, ТЕРАПИЯ. Терапия образом. Современное направление в практической психотерапии (созданное петербургским сказкотерапевтом и психодраматистом – А.В. Гнездиловым). А лучший пример блестящего имиджмейкера даже не Фея из сказки «Золушка», а Волшебник Изумрудного города. Первая всего лишь помогла крестнице «оформить», найти соответствующую «оправу», своей красоте, а второй - помог героям сказки увидеть в себе, «открыть» социально необходимые качества. Для меня, имидж-терапия, прежде всего, «вытаскивает» из человека то, что в нём есть, но глубоко спрятано. Она позволяет открыть в себе новые ресурсы, что-то, о чем человек даже не подозревал… Но, прежде чем что-то менять, необходимо понять, что ваш привычный образ собой представляет. Всегда хочется посмотреть на себя со стороны. Может быть, поэтому люди с таким интересом рассматривают себя в зеркале, на фото, видео, вслушиваются в запись своего голоса. И почти всегда не узнают себя… Другие люди – тоже «зеркало». «Свет мой зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» А.С.Пушкин ("Тише, зеркальце...Люди слушают..."))) Зеркало по природе правдиво, (В.Павлова) Вот здесь и полезна работа в терапевтической группе. В безопасной (сравнительно) обстановке. Здесь возможно увидеть свой привычный «костюм» (образ), решиться «расшить» его, найти какие-то другие ресурсные роли. Дать им жить, разрешить присутствовать в жизни. Работать можно по-разному. Можно просто попросить составить «портрет другого человека», но, лучше всего для получения обратной связи подходит работа с метафорой. Попросите участников группы придумать метафорическое описание другого (нас ведь все-таки больше интересует «внутреннее»). Например, представить его в образе литературного, исторического или… сказочного персонажа, которого он мог бы сыграть. И вот перед вами самые точные портреты. «Колобок»? Человек - «перекати-поле»? Свободно «катится» по жизни, не обременяя себя обязательствами и серьезными отношениями («я от бабушки ушел, я от дедушки ушел»).. Никогда ничего не планирует и не продумывает наперед, часто меняет партнеров, в погоне за новыми ощущениями… Колобки, как правило, общительны, смешливы и непосредственны...Часто действительно имеют весьма округлые формы. В одежде эклектичны (как правило, отдают предпочтение ярким цветам). Можно сказать, что у них вообще отсутствует какой-либо стиль. В их гардеробе - только модные вещи, но чаще они столь разнородны, что не оставляют никакой возможности для гармоничного сочетания, поэтому Колобки легко могут скатиться до безвкусицы... «Кот в сапогах»? Возможно, в поведении человека, прежде всего, бросается в глаза его предприимчивость и смекалка, умение манипулировать другими и т.д. Он азартный игрок, креативщик, умеющий воплощать в жизнь мечты, создавать правильный имидж (себе - был обычный кот, стал "Кот в сапогах" ("Дайте мне сапоги для солидности…") и другим - хозяину - был бедняк, стал Маркиз). Вполне может быть профессиональным имиджмейкером). Кот умеет угадать и предложить человеку именно то, что ему нужно, плетет интриги, вешает "лапшу" на уши, не боится пойти ва-банк и часто срывает джек-пот. Явно относится к людям, которые считают, что ради достижения цели все средства хороши, даже обман, филигранно играет на чувствах других: тщеславии, гордыне и самонадеянности. "Заманивает" противника на свое поле, заставляя играть по своим правилам. Очень следит за своим внешним видом...В речи и пластике есть что-то кошачье: ступает мягко, разворот плавный, муррр... «Красная Шапочка»? «Динамо», которое бродит по опасным местам в поисках своего Волка?...Обладает магнетическим талантом влипать в неприятности, особенно эротического характера. Искушает мужчин своим откровенным поведением, не совсем задумываясь о последствиях... Улыбчивая, болтливая и любопытная («А почему это у вас такие большие...» и т. д. и т. п.)... Даже в сорок лет Красная Шапочка не оставляет привычек маленькой и слегка избалованной девочки. И вряд ли найдется такой человек, который сможет убедить впавшую в детство тетеньку в том, что коротенькие юбочки и кофточки с легкомысленными оборочками и кружавчиками, смешные кудряшки и огромные заколки на голове и слишком уж яркий макияж, туфли на платформе и забавные аксессуары (если сумочка — то в виде корзинке или мешочка; если шляпка — то только с широкими полями и какой-нибудь невероятной расцветки плюс перчатки и чулочки) больше подходят первоклассницам...
Или заметно постаревшая Спящая Красавица... Запертая в башне из собственных комплексов Рапунцель... Жертвенная, безмолвная Русалочка... Или потребитель отравленных яблочек Белоснежка... А может хитрая лиса Алиса... Или коварная Мачеха? Не забудьте выяснить, что участники собственно имели в виду))). Ведь у каждого человека формируется свой, индивидуальный, образ сказочного персонажа. Например, образ Василисы Премудрой у одних ассоциируется с умной, рассудительной красавицей, способной помочь в любой сложной ситуации, а у других – с занудливой, самоуверенной гордячкой. Еще одна причина различного восприятия одного и того же сказочного персонажа – это обыгрывание его с помощью кинофильмов, мультфильмов и т.д., а режиссерское видение героя может значительно отличаться от классического. Конечно, человек в образе другого в первую очередь видит себя, и многие высказывания участников больше говорят о них, чем об объектах (субъектах) обсуждения, но, если много людей что-то похожее в вас «видят», это трудно (да и незачем) игнорировать… «Бессмысленно спрашивать – образ реальность или видимость. Он и то и другое одновременно» (П. Сэлфинг). Вопросы для обсуждения: - Удивило ли вас что-то в высказываниях участников? - Совпадает ли впечатление о вас с тем, какое вы хотели бы произвести? - Как это связано с вашей жизнью? И т.д. Что делать дальше? Имидж – это судьба? Нет, конечно. Вспомните сказку «Злая Судьба» (см. Часть 1. Имидж-терапия: «искусство кройки и шитья» ). Судьба может быть к нам жестокой, несправедливой и злой, но в наших собственных руках мы держим оружие, которым можно побороть свою судьбу. Никто не утверждает, что это будет легко. Может понадобиться масса терпения, сил, спокойствия, отваги, выносливости. А главное должно быть неистовое и стойкое желание преодолеть проблемы, которые порой кажутся неразрешимыми. Можно начать с простого - выполнить упражнение с переодеванием. Называйте это как угодно: работа с ресурсами, с субличностями, с теневыми аспектами личности... Смысл в том, чтобы найти персонаж (это может быть историческое лицо, герой мифа или сказки и т.п.), у которого в избытке то качество, которого вам не хватает. Сам персонаж даже не обязательно должен быть симпатичным, не обязан нравиться, просто должен быть носителем необходимого «пользователю» качества. Например, «Ведьма». У каждого из нас есть фантазия, как выглядит, или ведет себя этот персонаж. И никто не вправе нам указывать. Что хочу, то и делаю. Выбрав персонаж необходимо им стать. В шкафу ведущего есть множество деталей реквизита – шали, предметы, оружие, «рога и копыта», маски, веера…да много ли надо для того, чтобы вжиться в символическую реальность? Конечно, просто одеться (например, «Афродитой») недостаточно. Перевоплотившись, необходимо повзаимодействовать с другими участниками (из роли), в соответствии с выбранным амплуа (образом). Подумать, как двигается выбранный персонаж (как себя по жизни «несет», ведь не может же "Снежная Королева" ходить вразвалку!), как говорит (ведь "Екатерина Великая" определенно не шепчет и не мямлит) , как в целом строит взаимодействие с другими? А затем решить: «Что из этого образа можно взять в реальную жизнь? Что полезно? Необходимо и допустимо?» Ведь в "полном формате" в жизни этот персонаж нам не нужен (временно побыть Змеем Горынычем может и весело, но, "испепелять" собеседников в жизни право не стоит)… Смысл не в том, чтобы сменить одну маску на другую, а в том, чтобы, с помощью специально подобранного костюма, "материализовать" скрытые личностные ресурсы, приобрести дополнительные "силы", компенсировать то, чего человеку не хватает в жизни...Находясь в образе, он может, с одной стороны, "отыграть" подавленные эмоции и желания (например, будучи "Бабой-Ягой"), с другой стороны, "проиграть" и усилить необходимые ему модели поведения. (например, в образе "Юлия Цезаря").. Выбранные роли не бывают случайными, ведь человек обычно легко вживается в них, только если они имеющиеся в арсенале, в запасе, но, по каким-то причинам не задействованные в реальной жизни… Может пора это изменить? Как пытаемся делать мы в рамках группы «Мужчина и женщина: отношения в паре» (см. фотоальбом)…
"Новый костюм" должен "пройти проверку на прочность". Поэтому работа может быть дополнена еще одним этапом: "Испытание зеркалом" (упражнение взято из книги "Психотерапевтические рецепты на каждый день" Милютина Е.Л.) (хорошо бы действительно иметь в помещении зеркала) "Итак, какой «костюм» вам нужен в настоящий момент? Какое качество он символизирует? «Гордость»? «Уверенность»? «Силу»? «Креативность»? Представьте, что вы подходите к зеркалу, и отражаетесь в нем. Как вы выглядите? Вот в зеркале появляются люди, с которыми вы живете или работаете. И вы общаетесь с ними в новом обличье. Как они принимают вас, какие у вас становятся с ними отношения? Послушайте, что они говорят. Как меняется их мнение о вас? Нравится ли вам это? А теперь представьте, что рядом расположено другое зеркало. И когда вы смотрите в него, там появляются ситуации из прошлого, когда это качество было особенно важным, но его тогда еще не было, вы еще не приобрели его. А сейчас, взяв это качество, попробуйте «войти» в ту ситуацию… И сначала посмотрите на себя со стороны – как вы действуете там, когда на вас эта одежда? Как изменились ситуации? Как на вас реагируют другие люди? Как вы справляетесь с тем, что было тогда, используя то, чему вы научились сейчас? Нравится ли вам это? Если нравится и уместно, то можно пересечь границу зеркала и почувствовать себя внутри данной ситуации. Пройти ее еще раз, глядя, как появляется чувство уверенности, как меняется ваше отношение к этой проблеме, к другим людям, самому себе. Почувствуйте эти изменения. Если вы выдержали оба эти испытания – и в настоящем, и в прошлом, - тогда то, что вы хотите приобрести, для вас действительно нужно. Подойдите к третьему зеркалу, в котором отражается будущее. Посмотрите на те ситуации, в которых новое качество вам может пригодиться. Как это будет выглядеть, как изменится ваш голос, движения? Если вы понравились себе в этой одежде (образе) в прошлом, настоящем и будущем, то можете сказать себе: «Да, это действительно то, что мне сейчас нужно. Это даст мне новые возможности». Если нет, то стоит поискать еще… Обязательно существует, что-то подходящее именно вам...Главное, найти себя. А сделав это, оценить собственную уникальность и неповторимость. Решиться выйти за пределы "искусственно" созданных "масок"., ведь вы эксклюзивны, "штучны", и другого, такого как вы, уже не будет"..
"Одежда - самое простое средство раскрытия личности" (Софи Лорен)? См. "Имидж-терапия:«искусство кройки и шитья» . Часть 3. Символическое значение одежды".
Литература, использованная при написании статьи: 1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб: «Златоуст», 1998. 2. Михайлова Е.Л. Книга о вкусном и здоровом выступлении. – М.: «Класс», 2012. 3. Милютина Е.Л. Психотерапевтические рецепты на каждый день.М.: «Класс», 2001.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|