Имидж-терапия: «искусство кройки и шитья» . Часть 2. Терапия (работа с ресурсами).

Имидж терапия  искусство кройки и шитья  Часть 2 Терапия работа с ресурсами

 …Он представляет это так:

Едва лишь я пиджак примерю –

Опять в твою любовь поверю…

Как бы не так. Такой чудак…

(Булат Окуджава)

 

Я не имиджмейкер. Для меня «имидж-терапия» - прежде всего, ТЕРАПИЯ. Терапия образом. Современное направление в практической психотерапии (созданное петербургским сказкотерапевтом и психодраматистом – А.В. Гнездиловым). А лучший пример блестящего имиджмейкера даже не Фея из сказки «Золушка», а Волшебник Изумрудного города. Первая всего лишь помогла крестнице «оформить», найти соответствующую «оправу», своей красоте, а второй - помог героям сказки увидеть в себе, «открыть» социально необходимые качества.

Для меня, имидж-терапия, прежде всего, «вытаскивает» из человека то, что в нём есть, но глубоко спрятано. Она позволяет открыть в себе новые ресурсы, что-то, о чем человек даже не подозревал…

Но, прежде чем что-то менять, необходимо понять, что ваш привычный образ собой представляет. Всегда хочется посмотреть на себя со стороны. Может быть, поэтому люди с таким интересом рассматривают себя в зеркале, на фото, видео, вслушиваются в запись своего голоса. И почти всегда не узнают себя…

Другие люди – тоже «зеркало».

«Свет мой зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

А.С.Пушкин

("Тише, зеркальце...Люди слушают...")))

Зеркало по природе правдиво,
поэтому оно легковерно,
поэтому ничего не стоит
ввести его в заблужденье:
поворот головы, пары прядок
размещенье, прищур и улыбка —
и уже верещит, простофиля:
“Всех милее, румяней, белее!..”

(В.Павлова)

Вот здесь и полезна работа в терапевтической группе. В безопасной (сравнительно) обстановке. Здесь возможно увидеть свой привычный «костюм» (образ), решиться «расшить» его, найти какие-то другие ресурсные роли. Дать им жить, разрешить присутствовать в жизни.

Работать можно по-разному. Можно просто попросить составить «портрет другого человека», но, лучше всего для получения обратной связи подходит работа с метафорой.

Попросите участников группы придумать метафорическое описание другого (нас ведь все-таки больше интересует «внутреннее»). Например, представить его в образе литературного, исторического или… сказочного персонажа, которого он мог бы сыграть. И вот перед вами самые точные портреты.

«Колобок»? Человек - «перекати-поле»? Свободно «катится» по жизни, не обременяя себя обязательствами и серьезными отношениями («я от бабушки ушел, я от дедушки ушел»).. Никогда ничего не планирует и не продумывает наперед, часто меняет  партнеров, в погоне за новыми ощущениями…

Колобки, как правило,  общительны, смешливы и непосредственны...Часто действительно имеют весьма округлые формы. В одежде эклектичны (как правило, отдают предпочтение ярким цветам). Можно сказать, что у них вообще отсутствует какой-либо стиль. В их гардеробе - только модные вещи, но чаще они столь разнородны, что не оставляют никакой возможности для гармоничного сочетания, поэтому Колобки легко могут скатиться до безвкусицы...

«Кот в сапогах»? Возможно, в поведении человека, прежде всего, бросается в глаза его предприимчивость и смекалка, умение манипулировать другими и т.д. Он азартный игрок, креативщик, умеющий воплощать в жизнь мечты, создавать правильный имидж (себе - был обычный кот, стал "Кот в сапогах" ("Дайте мне сапоги для солидности…") и другим - хозяину - был бедняк, стал Маркиз). Вполне может быть профессиональным имиджмейкером). Кот умеет угадать и предложить человеку именно то, что ему нужно, плетет интриги, вешает "лапшу" на уши, не боится пойти ва-банк и часто срывает джек-пот. Явно относится к людям, которые считают, что ради достижения цели все средства хороши, даже обман, филигранно играет на чувствах других: тщеславии, гордыне и самонадеянности. "Заманивает" противника на свое поле, заставляя играть по своим правилам.

Очень следит за своим внешним видом...В речи и пластике есть что-то кошачье: ступает мягко, разворот плавный, муррр...

«Красная Шапочка»? «Динамо», которое бродит по опасным местам в поисках своего Волка?...Обладает магнетическим талантом влипать в неприятности, особенно эротического характера. Искушает мужчин своим  откровенным поведением, не совсем задумываясь о последствиях...

Улыбчивая, болтливая и любопытная («А почему это у вас такие большие...» и т. д. и т. п.)...

Даже в сорок лет Красная Шапочка не оставляет привычек маленькой и слегка избалованной девочки. И вряд ли найдется такой человек, который сможет убедить впавшую в детство тетеньку в том, что коротенькие юбочки и кофточки с легкомысленными оборочками и кружавчиками, смешные кудряшки и огромные заколки на голове и слишком уж яркий макияж, туфли на платформе и забавные аксессуары (если сумочка — то в виде корзинке или мешочка; если шляпка — то только с широкими полями и какой-нибудь невероятной расцветки плюс перчатки и чулочки) больше подходят первоклассницам...

Вечная Золушка...

 

Или заметно постаревшая Спящая Красавица...

Запертая в башне из собственных комплексов Рапунцель...

Жертвенная, безмолвная Русалочка...

Или потребитель отравленных яблочек Белоснежка...

А может хитрая лиса Алиса...

Или коварная Мачеха?

Не забудьте выяснить, что участники собственно имели в виду))). Ведь у каждого человека формируется свой, индивидуальный, образ сказочного персонажа. Например, образ Василисы Премудрой у одних ассоциируется с умной, рассудительной красавицей, способной помочь в любой сложной ситуации, а у других – с занудливой, самоуверенной гордячкой. Еще одна причина различного восприятия одного и того же сказочного персонажа – это обыгрывание его с помощью кинофильмов, мультфильмов и т.д., а режиссерское видение героя может значительно отличаться от классического.

Конечно, человек в образе другого в первую очередь видит себя, и многие высказывания участников больше говорят о них, чем об объектах (субъектах) обсуждения, но, если много людей что-то похожее в вас «видят», это трудно (да и незачем) игнорировать…

«Бессмысленно спрашивать – образ реальность или видимость. Он и то и другое одновременно» (П. Сэлфинг).

Вопросы для обсуждения:

- Удивило ли вас что-то в высказываниях участников?

- Совпадает ли впечатление о вас с тем, какое вы хотели бы произвести?

- Как это связано с вашей жизнью? И т.д.

Что делать дальше? Имидж – это судьба?

Нет, конечно. Вспомните сказку «Злая Судьба» (см. Часть 1. Имидж-терапия: «искусство кройки и шитья» ). Судьба может быть к нам жестокой, несправедливой и злой, но в наших собственных руках мы держим оружие, которым можно побороть свою  судьбу. Никто не утверждает, что это будет легко. Может понадобиться масса терпения, сил, спокойствия, отваги, выносливости. А главное должно быть неистовое и стойкое желание преодолеть проблемы, которые порой кажутся неразрешимыми.

Можно начать с простого - выполнить упражнение с переодеванием. Называйте это как угодно: работа с ресурсами, с субличностями, с теневыми аспектами личности...

Смысл в том, чтобы найти персонаж (это может быть историческое лицо, герой мифа или сказки и т.п.), у которого в избытке то качество, которого вам не хватает.

Сам персонаж даже не обязательно должен быть симпатичным, не обязан нравиться, просто должен быть носителем необходимого «пользователю» качества.

Например, «Ведьма». У каждого из нас есть фантазия, как выглядит, или ведет себя этот персонаж. И никто не вправе нам указывать. Что хочу, то и делаю. Выбрав персонаж необходимо им стать.

В шкафу ведущего есть множество деталей реквизита – шали, предметы, оружие, «рога и копыта», маски, веера…да много ли надо для того, чтобы вжиться в символическую реальность?

Конечно, просто одеться (например, «Афродитой») недостаточно. Перевоплотившись, необходимо повзаимодействовать с другими участниками (из роли), в соответствии с выбранным амплуа (образом). Подумать, как двигается выбранный персонаж (как себя по жизни «несет», ведь не может же "Снежная Королева" ходить вразвалку!), как говорит (ведь "Екатерина Великая" определенно не шепчет и не мямлит) , как в целом строит взаимодействие с другими? А затем решить: «Что из этого образа можно взять в реальную жизнь? Что полезно? Необходимо и допустимо?» Ведь в "полном формате" в жизни этот персонаж нам не нужен (временно побыть Змеем Горынычем может и весело, но, "испепелять" собеседников в жизни право не стоит)…

Смысл не в том, чтобы сменить одну маску на другую, а в том, чтобы, с помощью специально подобранного костюма, "материализовать" скрытые личностные ресурсы, приобрести дополнительные "силы", компенсировать то, чего человеку не хватает в жизни...Находясь в образе, он может, с одной стороны, "отыграть" подавленные эмоции и желания (например, будучи "Бабой-Ягой"), с другой стороны, "проиграть" и усилить необходимые ему модели поведения. (например, в образе "Юлия Цезаря")..

Выбранные роли не бывают случайными, ведь человек обычно легко вживается в них, только если они имеющиеся в арсенале, в запасе, но, по каким-то причинам не задействованные в реальной жизни…

Может пора это изменить? Как пытаемся делать мы в рамках группы «Мужчина и женщина: отношения в паре» (см. фотоальбом)…

 

"Новый костюм" должен "пройти проверку на прочность". Поэтому работа может быть дополнена еще одним этапом:

"Испытание зеркалом"

(упражнение взято из книги "Психотерапевтические рецепты на каждый день" Милютина Е.Л.)

(хорошо бы действительно иметь в помещении зеркала)

"Итак, какой «костюм» вам нужен в настоящий момент? Какое качество он символизирует? «Гордость»? «Уверенность»? «Силу»? «Креативность»?

Представьте, что вы подходите к зеркалу, и отражаетесь в нем. Как вы выглядите?

Вот в зеркале появляются люди, с которыми вы живете или работаете. И вы общаетесь с ними в новом обличье. Как они принимают вас, какие у вас становятся с ними отношения? Послушайте, что они говорят. Как меняется их мнение о вас? Нравится ли вам это?

А теперь представьте, что рядом расположено другое зеркало. И когда вы смотрите в него, там появляются ситуации из прошлого, когда это качество было особенно важным, но его тогда еще не было, вы еще не приобрели его. А сейчас, взяв это качество, попробуйте «войти» в ту ситуацию… И сначала посмотрите на себя со стороны – как вы действуете там, когда на вас эта одежда? Как изменились ситуации? Как на вас реагируют другие люди? Как вы справляетесь с тем, что было тогда, используя то, чему вы научились сейчас? Нравится ли вам это? Если нравится и уместно, то можно пересечь границу зеркала и почувствовать себя внутри данной ситуации. Пройти ее еще раз, глядя, как появляется чувство уверенности, как меняется ваше отношение к этой проблеме, к другим людям, самому себе. Почувствуйте эти изменения.

Если вы выдержали оба эти испытания – и в настоящем, и в прошлом, - тогда то, что вы хотите приобрести, для вас действительно нужно.

Подойдите к третьему зеркалу, в котором отражается будущее. Посмотрите на те ситуации, в которых новое качество вам может пригодиться. Как это будет выглядеть, как изменится ваш голос, движения?

Если вы понравились себе в этой одежде (образе) в прошлом, настоящем и будущем, то можете сказать себе: «Да, это действительно то, что мне сейчас нужно. Это даст мне новые возможности». Если нет, то стоит поискать еще…

Обязательно существует, что-то подходящее именно вам...Главное, найти себя. А сделав это, оценить собственную уникальность и неповторимость. Решиться выйти за пределы "искусственно" созданных "масок"., ведь вы эксклюзивны, "штучны", и другого, такого как вы, уже не будет"..

 

 "Одежда - самое простое средство раскрытия личности" (Софи Лорен)?

См. "Имидж-терапия:«искусство кройки и шитья» . Часть 3. Символическое значение одежды".

 

Литература, использованная при написании статьи:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб: «Златоуст», 1998.

2. Михайлова Е.Л. Книга о вкусном и здоровом выступлении. – М.: «Класс», 2012.

 3. Милютина Е.Л. Психотерапевтические рецепты на каждый день.М.: «Класс», 2001.

 



Просмотров: 520
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Что может увидеть каждый в проекте "Взвешенные люди"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Чем может помочь арт-терапия. Наглядный пример: "Несуществующее животное"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь