|
Автономия и компетентностьАвтор статьи: Ядренников Максим Евгеньевич
Автономия и компетентность – это одна из пяти базовых межличностных человеческих потребностей, которые выделяет схема-терапия как жизненно необходимые для ощущения счастья. Описание другой потребности – безопасной привязанности, вы сможете найти, пролистав список моих статей на B17 чуть ниже. Об остальных потребностях я еще напишу. Каждый из нас хочет чувствовать, что он может быть успешным и умелым в какой-то деятельности без помощи других людей. Будь то профессиональные достижения или простые бытовые дела. Понимать, что все получится, даже если речь идет о незнакомой деятельности. Чувствовать себя комфортно, разбираясь в чем-то самому. Ожидать успеха в начинаниях. Правда, есть люди и не подозревающие, что у них есть потребность себя так чувствовать, особенно, если они никогда себя так не чувствовали – но это не значит, что они в этом, на самом деле, не нуждаются. Потому что совершенно каждый человек, будучи ребенком, желал проявлять самостоятельность и добиваться в ней успеха. И только если в реализации этой потребности возникали препятствия, он мог со временем забыть, что хотел этого. Точнее, создать у себя в голове определенную схему мышления, которая начала препятствовать тому, чтобы он ощущал автономию и компетентность в последующей жизни. Для понимания: схема мышления создается как адаптация личности ребенка к ситуации неудовлетворенной потребности. Она помогает «пережить» неудовлетворительные условия в детстве, а потом остается наследием в суждениях и поступках во взрослом возрасте. Схема-терапия знает четыре схемы мышления, которые образуются в мышлении ребенка в том случае, если потребность в автономии и компетентности была совсем не удовлетворена, недостаточно удовлетворена или, что реже, чрезмерно удовлетворена родителями или другими значимыми взрослыми. Речь идет о схемах зависимости, слитности с другими, неуспешности и уязвимости. Что может произойти в детстве такого, что у ребенка начинают формироваться эти схемы? Чаще всего взрослые резко ограничивают самостоятельность ребенка и критикуют результаты того, что он пытается сделать сам. Эти послания из детства могут буквально звучать в голове у человека в течение всей жизни: «Отойди, у тебя не получится», «Не отходи от меня ни на шаг», «Ну что ты наделал, надо не так». Также родители, учителя, бабушки и дедушки могут прямо запугивать ребенка тем, что он или его организм не справятся с чем-либо: «Не трогай, сломаешь», «Ты заболеешь», «Упадешь, виском ударишься и не будет тебя». В более редких случаях, ребенок, наоборот, становится жертвой уже не гиперопеки и критики, а чрезмерного попустительства и отсутствия помощи со стороны родителей, и не в состоянии приобрести здорового чувства автономии и компетентности. Вспомните, было ли у вас что-то из вышеобозначенного в детстве, и подумайте, повлияло ли это теперь как-то на вашу уверенность в себе и веру в успех? В принципе, многие люди могут не очень хорошо уметь удовлетворять потребность в автономии и компетентности во взрослой жизни. Но реализация этой потребности становится совершенно невозможной, если у человека имеется хотя бы одна достаточно выраженная схема мышления, выросшая из нарушения автономии и компетентности в детстве. Так, развитая схема зависимости приводит человека к тому, что в своей взрослой жизни он не может принимать решения и выполнять многие социальные действия без помощи других. Зачастую, он остается в тесной связи с родителями и во всем опирается на их поддержку. Впоследствии таким «опекуном» может стать супруг. В одиночестве человек с такой схемой мышления чувствует полную беспомощность, а взятие на себя хоть какой-то ответственности кажется ему невыносимым. Схема слитности с другими показывает похожую картину. Только здесь акцент смещен с самостоятельности в сферу мнений, выбора и чувств. У человека с этой схемой как бы нет своего Я – оно растворено в Я близкого человека. Чаще всего этим «симбионтом» выступает мать, но также, как и с прошлой схемой, заменить такую фигуру может спутник жизни. Две личности слиты в «мы»: например, может иметь место бессознательная установка «я хочу того, чего хочет мама». Такой человек может быть вполне самостоятельным в быту и социальной жизни, но совершенно неспособным сформировать собственное мнение, сделать жизненный выбор или понять, какие у него чувства, без одобрения и подсказки со стороны «симбионта». Схема неуспешности «заставляет» человека думать, что любые его старания обречены на провал. Он воспринимает себя бездарным, бесполезным, неудачником – и что другие лучше его во всем. Свое будущее он видит исключительно в ключе того, что, за что бы он ни взялся, у него ничего не получится. И, наконец, схема уязвимости – пожалуй, единственная схема, которую знает схема-терапия, не имеющая хоть какого-то отношения к социальному взаимодействию – создает в мышлении человека представления о собственной хрупкости перед лицом опасностей этого мира: болезней, катастроф, несчастных случаев. Часто она является основой развития ипохондрии, обсессивно-компульсивного, панического и генерализированного тревожного расстройства. Все эти схемы мешают естественному удовлетворению потребности в автономии и компетентности. И одной из задач, которые решает схема-терапия, является научение клиента реализации этой потребности в его актуальной жизни. Итог – ощущение собственной способности справиться со всем и независимость от других людей, что приносит за собой позитивные эмоции и чувство уверенности. А что еще нужно для психологического здоровья? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|