|
Мозг – это такой орган, с помощью которого...Автор статьи: Пехов Антон Юрьевич
Мозг – это такой орган, с помощью которого человек думает, что он думает. Вечная проблема науки соотношения биологического и социального позволяет ученому миру с завидным постоянством проводить исследования в этой области. Изучение мозга является приоритетной задачей современной американской науки. Проблема мозга среднего возраста, влияние социальных переменных, значение генетических факторов, искусственный интеллект, нейропротезирование – далеко не весь список современных исследований, под которые выделяются огромные средства. Также свой вклад делают отечественные нейронауки: нейрофизиология, нейрохирургия, неврология, нейропсихология. Психика, с позиции материалистической психологии звучит, как свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Мозг, как материальный субстрат обеспечивает все психические процессы человека. Вот и изучение высокоорганизованной материи является первостепенной задачей для познания психики и значимо для всей психологии как науки. Нейропсихология сравнительно молодая наука, наука, которая находится на стыке неврологии, нейрохирургии и психологии. Собственно и призвана решать проблему соотношения биологического и социального. Нейропсихология зародилась в нашей стране в 30-х гг. XX в. Основоположники великие русские ученые Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. На период Великой Отечественной Войны пришлось развитие этой науки. Черепно-мозговые ранения стали тем практическим материалом, с которым работали наши ученые. Современная нейропсихология имеет разные научные и практические направления: клиническая нейропсихология, нейропсихология нормы, детская нейропсихология, нейропсихология пожилого возраста, нейрореабилитация. Все названные направления изучают локализацию психических функций в головном мозге человека, созревание мозговых структур, изменения психических функций при опухолях, сосудистых заболеваниях, черепно-мозговых травмах, онтогенетическое развитие психики при морфофункциональном созревании мозга и многое другое. Велико значение нейропсихологии и для педагогической науки. Это обусловлено рядом объективных причин: возросшее количество неуспевающих детей, повышенные требования к готовности обучения ребенка в школе, увеличивающийся темп деятельности школьника, а также общие для популяции снижение физического и психического здоровья детей. Зачастую родители и не догадываются об истинных проблемах в трудностях обучения своего ребенка. Сваливая на лень и невнимательность, убеждены, что все можно исправить авторитарным способом воспитания или же наоборот, «все само собой пройдет с возрастом». Отставание в когнитивном плане может привести к эмоционально-личностным расстройствам ребенка (неуверенность в себе, страхи, избегание неудач, пассивность и т.п.) как вторичный процесс. Как первичный процесс эмоциональные проблемы могут быть следствием недоразвития или отставанием в развитии мозговых звеньев корково-подкоркового уровня. Мозговая функциональная организация ребенка резко отличается от таковой организации взрослого человека. Асинхронизация мозговых структур несет свой отпечаток на формирование психических функций. Так, поражение левой гемисферы у ребенка не ведет к значительным расстройствам речи, как это наблюдается у взрослых. Пространственные нарушения при правосторонних поражениях более значительно у детей, чем у взрослых. Это определяется тем, что на данном этапе онтогенетического развития правое полушарие играет доминирующую роль в развитии психических функций вследствие раннего созревания. При развитии речи левое полушарие становится доминантным в осуществлении осознанных психических функций. Особую значимость приобретает нейрореабилитация. Восстановление речи, письма, чтения, восприятия, памяти при локальных поражениях мозга у взрослых. Известно, что утрата речи при инсультах, операциях и других повреждениях мозга возможно спонтанное восстановление функции в течение двух-трех недель. При этом огромное значение придается целенаправленному психолого-педагогическому процессу восстановление утраченной речи. Речь как функциональная система состоит из множества звеньев мозговой организации. При повреждениях различных звеньев будет различная картина нарушения речи. В диагностике важно точно распознать, какое звено нарушено для того, чтобы подобрать правильные реабилитационные мероприятия. Особенности развития мозгового субстрата влияет на развитие индивидуальных особенностей человека. Этой проблемой занимается нейропсихология индивидуальных различий. Принято считать, что левое полушарие является условно доминирующим, т.к. оно является речевым (у правшей). Однако осуществление различных психических функций происходит при взаимодействии обоих полушарий. Например, при письме происходит не только фонематический разбор слова, но и соотнесение этого слова с образом, расположением в пространстве, все это прерогатива правого полушария. При доминировании одного из полушарий происходит энергетическое угнетение другого. Вот, потому те, кто пишет правой (доминирует левое полушарие) с трудом это делают левой. В связи с этим, рекомендую проделывать гимнастику для мозга – старайтесь использовать вашу несведущую руку в повседневных делах, например, чистить зубы, причесываться, держать вилку/ложку и т.д. Это позволит подтянут ваше субдоминантное полушарие.. И еще, есть распространенное мнение, что мы используем мозг все лишь на 10-20%. Так вот, это заблуждение. Конечно, мы не используем его на все сто процентов, но мы достаточно его используем. И вообще, американские исследования говорят, что есть три составляющих для успешного функционирования мозга в среднем и последующих возрастах: правильное питание, умственная деятельность и физические упражнения. Берегите себя!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|