|
Андреева Г.М. » Социальная психологияконкретными потребностями практики. Следовательно, сама ориентация этих исследований должна быть вни- мательно изучена под углом зрения задач, в свое время поставленных практикой. Современные научные иссле- дования не могут осуществляться без определенной си- стемы их финансирования, а система эта сама по себе диктует и цель, и идеологическую окраску основного направления работы. Таким образом, вопрос о классо- вом содержании науки является весьма актуальным для социальной психологии.
Во-вторых, это задача тщательной отработки проб- лемы прикладного исследования в социальной психоло- гии. Исследования, проводимые непосредственно в раз- личных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Направ- ленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно <вторгает- ся> в общественную жизнь. Следовательно, для социаль- ного психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции. Французский социальный психолог
С. Московичн справедливо заметил, что задачи для со- циальной психологии задает именно общество, оно дик- тует ей проблемы. Но это означает, что социальный пси- холог должен понимать эти проблемы общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в ка- ком направлении он может способствовать решению этих проблем. <Академизм> и <профессионализм> в со- циальной психологии должны органически включать в себя и известную <социальную чуткость>, понимание сущности идеологической функции этой научной дисци- плины.
В современном советском обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально-психоло- гических знаний.
Специфика социальной психологии, развивающейся в русле марксистской традиции, состоит не только в ее идеологической направленности, в теории и методоло- гии. Дело еще и в том, что, когда эта традиция склады- вается в новом типе общества, она порождает и новую проблематику. Конечно, многие из открытых в традици- онной социальной психологии явлений имеют место и в социалистическом обществе: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность - все это явления, присущие любому типу общественной организации. Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, даже и эти, описанные в традиционной социальной психологии, явления приобретают здесь порой совершенно иное со- держание. Формально процессы остаются теми же: лю- ди общаются друг с другом, у них формируются опреде- ленные социальные установки и т. д., но каково содер- жание различных форм их взаимодействия, какого ро- да установки возникают по отношению к определенным общественным явлениям - все это определяется содер- жанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех традиционных проблем приобретает новые грани. Методологический принцип включения именно содержательного рассмотрения социально-психологичес- ких проблем продиктован в том числе и общественны- ми потребностями.
Во-вторых, новая социальная реальность рождает и новые вопросы. В советской социальной психологии обозначается круг проблем, которых нет в западных ру-
2в
ководствах, потому что явления, анализируемые в рам- ках этих проблем, отсутствуют в капиталистическом об- ществе. Так обстоит дело, например, с проблематикой коллектива. Коллектив есть особое явление, свойствен- ное лишь социалистическому обществу, а задача разра- ботки этой проблемы есть специфическая задача со- циальной психологии в социалистических странах. То же можно сказать и относительно социально-психологи- ческих проблем социалистического соревнования. Идея о том, что общество диктует проблемы социальной пси- хологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога - уметь выявить эти проблемы. В построении целостного здания советской социально- психологической науки эта часть работы и наиболее важна и пока наименее представлена.
Кроме задач общетеоретического плана перед соци- альной психологией общество ставит и конкретные при- кладные задачи. Прикладные исследования не могут ожидать решения теоретических вопросов, они выдвига- ются буквально из всех сфер общественной жизни. Ряд важнейших направлений прикладных исследований оп- ределяется решением задач, поставленных перед всем обществом XXV съездом КПСС. Это, в частности, зада- чи, связанные с совершенатвованием процессов управ- ления во всех звеньях народного хозяйства, и прежде всего промышленного производства; задачи совершенст- вования трудовых коллективов, обеспечение в каждом из них благоприятного психологического климата; зада- ча воспитания коммунистического отношения к труду, борьбы с противоправным поведением, совершенствова- ния социалистического образа жизни и многие другие.
Логика предлагаемого курса должна охватить и эти проблемы прикладного знания. В целом же она пресле- дует цель - дать систематическое изложение всех ос- новных проблем социальной психологии, причем в стро- гой последовательности, так, чтобы порядок следования тем отражал некоторые фундаментальные методологи- ческие принципы анализа. Весь курс включает пять больших разделов: 1) введение, где дается характерис- тика предмета социальной психологии, история разви- тия основных идей, методологические принципы; 2) за- кономерности общения и взаимодействия людей, где раскрывается связь между межличностными отноше-
1990
исдиЕЗЕ ИИ2]ЕЕИ1 йдйЕЗ
Республиканский 1
ЯТ 10064. 17.1 МПО
ниями и общественными отношениями, а общение рас- сматривается как их реальное проявление, где иссле- дуются структура и функции общения, а также его ме- ханизмы; 3) проблема группы в социальной психологии, где дается классификация групп (больших и малых) и выявляются особенности общения в реальных социаль- ных группах, а также вопросы о внутренней динамике групп, их развитии и, в частности, особенности коллек- тивов; 4) проблема личности в социальной психологии, где рассматривается, каким образом общие механизмы общения и взаимодействия, специфически проявляю- щиеся в различных социальных группах, <задают> лич- ность в определенном социальном контексте и, с другой стороны, каковы формы активности личности в даль- нейшем развитии общественных отношений; 5) основ- ные направления прикладных исследований, где анали- зируется специфика прикладного исследования, реаль- ные возможности социальной психологии в формулиро- вании практических рекомендаций, а также кратко ха- рактеризуются те сферы, где прикладные исследования наиболее развиты.
Глава 2
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
Предпосылки возник- Изучение истории социально-психо-
"Ї""" сочишь- логической мысли имеет большое нии психологии значение не только с точки зрения
повышения эрудиции психолога, но и для более углубленного и четкого представления о существе науки, ее проблематике и, наконец, о ее пред- мете. История социальной психологии как науки значи- тельно <моложе> истории того, что исследователи из ГДР Г. Гибш и М. Форверг назвали <социально-психо- логическим мышлением>. Потребность осознать харак- тер совместной деятельности, форм общения, складыва- ющихся в ней, по-видимому, так же стара, как и сама
Гибш Г. и Форверг М. Введение в марксистскую социаль- ную психологию. М., 1972, с. 31.
эта совместная деятельность людей. История первобыт- ного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологически- ми явлениями и каким-то образом пытались использо- вать их. Так, например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настро- ений, как подверженность психологическому зараже- нию, приводящему к воздействию толпы на индивида. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздей- ствия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных формах <социально-психологиче- ское мышление> насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дис- циплины - относительно молодая отрасль знания.
Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно опреде- лить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического зна- ния. Но еще большую трудность представляет тот факт, что в период, когда социальная психология наи- более определенно заявила о себе, как о самостоятель- ной дисциплине, сложились сразу же две противополож- ные традиции в ее развитии - марксистская и немарк- систская. Следовательно, история социальной психоло- гии должна включать в себя рассмотрение этих обеих традиций, равным образом как и выявление коренных методологических и теоретических различий в их совре- менных формах.
При возникновении социальной психологии как само- стоятельной отрасли знания, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Если социальные причины необходимо рассмотреть непосредственно в момент становления со- циальной психологии, то анализ теоретических причин требует разделить вопрос на две части. Первая часть ка- сается того, каким образом социально-психологические идеи вызревали в <недрах> других отраслей знания и лишь подготовили самостоятельную фазу в развитии данной науки. По выражению Б. Д. Парыгина, здесь
29
должны быть проанализированы работы <предшествен- ников> социальной психологии, в отличие от работ ее <зачинателей>, т. е. исследователей, впервые попытав- шихся создать первые <образцы> собственно социаль- но-психологических концепций.
Процесс создания предпосылок социальной психо- логии не отличается в целом от процесса развития лю- бой научной дисциплины, его содержание - это зарож- дение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их из системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпоч- кование двух других дисциплин, давших непосредствен- но жизнь социальной психологии - психологии и со- циологии.
Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в лоне философских концепций. Так, американский исследователь О. Клайн- берг считает, что большинство проблем социальной пси- хологии, именно как проблем, зародилось в философ- ских системах древности, Г. Олпорт еще более точно указывает адрес: с его точки зрения родоначальником всех этих проблем следует считать Платона. Действи- тельно, через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались ключевые идеи социальной психологии. В античной фи- лософии - это не только философия Платона, но и философия Аристотеля. В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельве- ций, Руссо, Гегель. Как видно, социально-психологичес- кие идеи присутствовали как в системах идеалистиче- ской, так и материалистической философии. В общем они были неразрывно связаны с трактовкой более об- щих психологических идей, и <чисто> социально-психо- логические аспекты выделить здесь весьма трудно. С другой стороны, идеи эти разбросаны буквально по крупицам, и вряд ли есть смысл приводить простой пе- речень примеров, тем более что история психологии в недрах философского знания изучена достаточно под- робной
П а р ы г и н Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971, с. 21. См.: Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1976,
Выделение социаль- Гораздо продуктивнее рассмотреть о"с"о подробно второй этап становления область знания социальной психологии, а именно период ее непосредственного выде- ления в самостоятельную область
знания. Для этого нужно сконцентрировать внимание на трех моментах: на <запросах> по решению социаль- но-психологических проблем, которые возникают в раз- личных смежных науках, на процессах подготовки к вычленению социально-психологической проблематики внутри двух основных, <родительских>, дисциплин - психологии и социологии, наконец, на характеристике первых форм самостоятельного социально-психологичес- кого знания.
Период, о котором идет речь, относится середине XIX в. К этому времени можно было наблюдать значи- тельный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредственное отношение к различ- ным процессам общественной жизни. Большое разви- тие получило языкознание. Его необходимость была продиктована теми процессами, которые происходили в это время в капиталистической Европе: это было время бурного развития капитализма, умножение экономиче- ских связей между странами, что вызывало к жизни активную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и соответ- ственно проблема связи языка с различными компонен- тами психологии народов. Языкознание не было в со- стоянии своими средствами решить эти проблемы. Точ- но так же к этому времени были накоплены значитель- ные факты в области антропологии, этнографии и архео- логии, которые для своей интерпретации нуждались в услугах социальной психологии. Английский антрополог Э. Тейлор завершает свои работы о первобытной куль- туре, американский этнограф и археолог Л. Морган ис- следует быт индейцев, французский социолог и этно- граф Леви Брюль изучает особенности мышления пер- вобытного человека. Во всех этих исследованиях требо- валось принимать в расчет психологические характери- стики определенных этнических групп, связь продуктов культуры с традициями и ритуалами и т. д. Успехи, а вместе с тем и затруднения характеризуют и состояние криминологии: развитие капиталистических обществен-
ных отношений породило новые формы противоправно- го поведения, и объяснение причин, его детерминирую- щих, приходилось искать не только в сфере социальных отношений, но и с учетом психологических характерис- тик поведения.
Такая картина позволила американскому социально- му психологу Т. Шибутани сделать вывод о том, что со- циальная психология стала независимой отчасти пото- му, что специалисты различных областей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы. Не- смотря на шуточный характер этого утверждения, в нем в общем точно подмечена потребность выделения како- го-то нового класса проблем, которые не подведомст- венны никакой из ранее существующих дисциплин. Еще более определенно эта потребность проявила себя в раз- витии тех двух наук, которые считаются непосредствен- ными <родителями> социальной психологии: психологии и социологии.
Развитие психологии в середине XIX в. в интересу- ющем нас плане характеризовалось тем, что она по пре- имуществу развивалась как психология индивида. Лишь в отдельных ее частях, прежде всего в патопсихо- логии, пробивались на свет ростки будущих концепций о специфических формах взаимодействия людей, их вза- имовлиянии и т. д. Особый толчок в этом отношении дало развитие психиатрической практики, в частности, использование гипноза, как специфической формы вну- шения. Был вскрыт факт зависимости психической ре- гуляции поведения индивида от управляющих воздей- ствий со стороны другого, т. е. исследование вплотную подошло к проблеме, относящейся к компетенции со- циальной психологии. В основном же русле того, что сегодня называется общей психологией, господствовали идеи ассоцианизма, недостаточность которого постепен- но начинает становиться очевидной, что и порождает попытки его преодоления. Однако первые формы прео- доления ассоцианизма складываются в кругах психоло- гов, ориентирующихся на идеалистическую философию. Яркой фигурой в этом течении является немецкий пси- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|