Андреева Г.М. » Социальная психология



4 страница


конкретными потребностями практики. Следовательно,  

сама ориентация этих исследований должна быть вни-  

мательно изучена под углом зрения задач, в свое время  

поставленных практикой. Современные научные иссле-  

дования не могут осуществляться без определенной си-  

стемы их финансирования, а система эта сама по себе  

диктует и цель, и идеологическую окраску основного  

направления работы. Таким образом, вопрос о классо-  

вом содержании науки является весьма актуальным для  

социальной психологии.  

 

Во-вторых, это задача тщательной отработки проб-  

лемы прикладного исследования в социальной психоло-  

гии. Исследования, проводимые непосредственно в раз-  

личных звеньях общественного организма, требуют не  

только высокого профессионального мастерства, но и  

гражданской ответственности исследователя. Направ-  

ленность практических рекомендаций и есть та сфера,  

где социальная психология непосредственно <вторгает-  

ся> в общественную жизнь. Следовательно, для социаль-  

ного психолога весьма остро стоит не только вопрос о  

профессиональной этике, но и о формулировании своей  

социальной позиции. Французский социальный психолог  

 

С. Московичн справедливо заметил, что задачи для со-  

циальной психологии задает именно общество, оно дик-  

тует ей проблемы. Но это означает, что социальный пси-  

холог должен понимать эти проблемы общества, уметь  

чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в ка-  

ком направлении он может способствовать решению  

этих проблем. <Академизм> и <профессионализм> в со-  

циальной психологии должны органически включать в  

себя и известную <социальную чуткость>, понимание  

сущности идеологической функции этой научной дисци-  

плины.  

 

В современном советском обществе раскрываются  

многочисленные сферы приложения социально-психоло-  

гических знаний.  

 

Специфика социальной психологии, развивающейся  

в русле марксистской традиции, состоит не только в ее  

идеологической направленности, в теории и методоло-  

гии. Дело еще и в том, что, когда эта традиция склады-  

вается в новом типе общества, она порождает и новую  

проблематику. Конечно, многие из открытых в традици-  

онной социальной психологии явлений имеют место и в  

социалистическом обществе: межличностные отношения,  

коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность -  

все это явления, присущие любому типу общественной  

организации. Однако, констатируя этот факт, нужно  

иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, даже и  

эти, описанные в традиционной социальной психологии,  

явления приобретают здесь порой совершенно иное со-  

держание. Формально процессы остаются теми же: лю-  

ди общаются друг с другом, у них формируются опреде-  

ленные социальные установки и т. д., но каково содер-  

жание различных форм их взаимодействия, какого ро-  

да установки возникают по отношению к определенным  

общественным явлениям - все это определяется содер-  

жанием конкретных общественных отношений. Значит,  

анализ всех традиционных проблем приобретает новые  

грани. Методологический принцип включения именно  

содержательного рассмотрения социально-психологичес-  

ких проблем продиктован в том числе и общественны-  

ми потребностями.  

 

Во-вторых, новая социальная реальность рождает и  

новые вопросы. В советской социальной психологии  

обозначается круг проблем, которых нет в западных ру-  

 

2в  

 

ководствах, потому что явления, анализируемые в рам-  

ках этих проблем, отсутствуют в капиталистическом об-  

ществе. Так обстоит дело, например, с проблематикой  

коллектива. Коллектив есть особое явление, свойствен-  

ное лишь социалистическому обществу, а задача разра-  

ботки этой проблемы есть специфическая задача со-  

циальной психологии в социалистических странах. То  

же можно сказать и относительно социально-психологи-  

ческих проблем социалистического соревнования. Идея  

о том, что общество диктует проблемы социальной пси-  

хологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг  

социального психолога - уметь выявить эти проблемы.  

В построении целостного здания советской социально-  

психологической науки эта часть работы и наиболее  

важна и пока наименее представлена.  

 

Кроме задач общетеоретического плана перед соци-  

альной психологией общество ставит и конкретные при-  

кладные задачи. Прикладные исследования не могут  

ожидать решения теоретических вопросов, они выдвига-  

ются буквально из всех сфер общественной жизни. Ряд  

важнейших направлений прикладных исследований оп-  

ределяется решением задач, поставленных перед всем  

обществом XXV съездом КПСС. Это, в частности, зада-  

чи, связанные с совершенатвованием процессов управ-  

ления во всех звеньях народного хозяйства, и прежде  

всего промышленного производства; задачи совершенст-  

вования трудовых коллективов, обеспечение в каждом  

из них благоприятного психологического климата; зада-  

ча воспитания коммунистического отношения к труду,  

борьбы с противоправным поведением, совершенствова-  

ния социалистического образа жизни и многие другие.  

 

Логика предлагаемого курса должна охватить и эти  

проблемы прикладного знания. В целом же она пресле-  

дует цель - дать систематическое изложение всех ос-  

новных проблем социальной психологии, причем в стро-  

гой последовательности, так, чтобы порядок следования  

тем отражал некоторые фундаментальные методологи-  

ческие принципы анализа. Весь курс включает пять  

больших разделов: 1) введение, где дается характерис-  

тика предмета социальной психологии, история разви-  

тия основных идей, методологические принципы; 2) за-  

кономерности общения и взаимодействия людей, где  

раскрывается связь между межличностными отноше-  

 

1990  

 

исдиЕЗЕ  

ИИ2]ЕЕИ1  

йдйЕЗ  

 

 

 

Республиканский 1  

 

ЯТ 10064. 17.1  

МПО  

 

ниями и общественными отношениями, а общение рас-  

сматривается как их реальное проявление, где иссле-  

дуются структура и функции общения, а также его ме-  

ханизмы; 3) проблема группы в социальной психологии,  

где дается классификация групп (больших и малых) и  

выявляются особенности общения в реальных социаль-  

ных группах, а также вопросы о внутренней динамике  

групп, их развитии и, в частности, особенности коллек-  

тивов; 4) проблема личности в социальной психологии,  

где рассматривается, каким образом общие механизмы  

общения и взаимодействия, специфически проявляю-  

щиеся в различных социальных группах, <задают> лич-  

ность в определенном социальном контексте и, с другой  

стороны, каковы формы активности личности в даль-  

нейшем развитии общественных отношений; 5) основ-  

ные направления прикладных исследований, где анали-  

зируется специфика прикладного исследования, реаль-  

ные возможности социальной психологии в формулиро-  

вании практических рекомендаций, а также кратко ха-  

рактеризуются те сферы, где прикладные исследования  

наиболее развиты.  

 

Глава 2  

 

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-  

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ  

 

Предпосылки возник- Изучение истории социально-психо-  

 

"Ї""" сочишь- логической мысли имеет большое  

нии психологии  

значение не только с точки зрения  

 

повышения эрудиции психолога, но  

и для более углубленного и четкого представления о  

существе науки, ее проблематике и, наконец, о ее пред-  

мете. История социальной психологии как науки значи-  

тельно <моложе> истории того, что исследователи из  

ГДР Г. Гибш и М. Форверг назвали <социально-психо-  

логическим мышлением>. Потребность осознать харак-  

тер совместной деятельности, форм общения, складыва-  

ющихся в ней, по-видимому, так же стара, как и сама  

 

Гибш Г. и Форверг М. Введение в марксистскую социаль-  

ную психологию. М., 1972, с. 31.  

 

эта совместная деятельность людей. История первобыт-  

ного общества свидетельствует, что люди уже на заре  

человечества сталкивались с социально-психологически-  

ми явлениями и каким-то образом пытались использо-  

вать их. Так, например, в различных системах древних  

религий использовались такие формы массовых настро-  

ений, как подверженность психологическому зараже-  

нию, приводящему к воздействию толпы на индивида.  

Из поколения в поколение передавались обряды, табу,  

и это выступало своего рода нравственным регулятором  

человеческого общения. Определенные секреты воздей-  

ствия на публику были известны и древним ораторам.  

В таких своеобразных формах <социально-психологиче-  

ское мышление> насчитывает тысячелетия, в то время  

как история социальной психологии как научной дис-  

циплины - относительно молодая отрасль знания.  

 

Трудность создания научной истории социальной  

психологии заключается в том, что дисциплина эта  

формировалась из многих источников, и сложно опреде-  

лить, на каких рубежах внутри той или другой науки  

обособились элементы социально-психологического зна-  

ния. Но еще большую трудность представляет тот  

факт, что в период, когда социальная психология наи-  

более определенно заявила о себе, как о самостоятель-  

ной дисциплине, сложились сразу же две противополож-  

ные традиции в ее развитии - марксистская и немарк-  

систская. Следовательно, история социальной психоло-  

гии должна включать в себя рассмотрение этих обеих  

традиций, равным образом как и выявление коренных  

методологических и теоретических различий в их совре-  

менных формах.  

 

При возникновении социальной психологии как само-  

стоятельной отрасли знания, как и при возникновении  

любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль  

причины двоякого рода: как социальные, так и чисто  

теоретические. Если социальные причины необходимо  

рассмотреть непосредственно в момент становления со-  

циальной психологии, то анализ теоретических причин  

требует разделить вопрос на две части. Первая часть ка-  

сается того, каким образом социально-психологические  

идеи вызревали в <недрах> других отраслей знания и  

лишь подготовили самостоятельную фазу в развитии  

данной науки. По выражению Б. Д. Парыгина, здесь  

 

29  

 

должны быть проанализированы работы <предшествен-  

ников> социальной психологии, в отличие от работ ее  

<зачинателей>, т. е. исследователей, впервые попытав-  

шихся создать первые <образцы> собственно социаль-  

но-психологических концепций.  

 

Процесс создания предпосылок социальной психо-  

логии не отличается в целом от процесса развития лю-  

бой научной дисциплины, его содержание - это зарож-  

дение социально-психологических идей первоначально в  

лоне философии, а затем постепенное отпочкование их  

из системы философского знания. Правда, отпочкование  

это осуществлялось не непосредственно, а через отпоч-  

кование двух других дисциплин, давших непосредствен-  

но жизнь социальной психологии - психологии и со-  

циологии.  

 

Многие исследователи отмечают наличие элементов  

социально-психологических знаний в лоне философских  

концепций. Так, американский исследователь О. Клайн-  

берг считает, что большинство проблем социальной пси-  

хологии, именно как проблем, зародилось в философ-  

ских системах древности, Г. Олпорт еще более точно  

указывает адрес: с его точки зрения родоначальником  

всех этих проблем следует считать Платона. Действи-  

тельно, через все эпохи развития философского знания  

можно проследить, как внутри него разрабатывались  

ключевые идеи социальной психологии. В античной фи-  

лософии - это не только философия Платона, но и  

философия Аристотеля. В философии нового времени  

нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельве-  

ций, Руссо, Гегель. Как видно, социально-психологичес-  

кие идеи присутствовали как в системах идеалистиче-  

ской, так и материалистической философии. В общем  

они были неразрывно связаны с трактовкой более об-  

щих психологических идей, и <чисто> социально-психо-  

логические аспекты выделить здесь весьма трудно.  

С другой стороны, идеи эти разбросаны буквально по  

крупицам, и вряд ли есть смысл приводить простой пе-  

речень примеров, тем более что история психологии в  

недрах философского знания изучена достаточно под-  

робной  

 

П а р ы г и н Б. Д. Основы социально-психологической теории.  

М., 1971, с. 21.  

См.: Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1976,  

 

Выделение социаль- Гораздо продуктивнее рассмотреть  

о"с"о подробно второй этап становления  

область знания социальной психологии, а именно  

период ее непосредственного выде-  

ления в самостоятельную область  

 

знания. Для этого нужно сконцентрировать внимание  

на трех моментах: на <запросах> по решению социаль-  

но-психологических проблем, которые возникают в раз-  

личных смежных науках, на процессах подготовки к  

вычленению социально-психологической проблематики  

внутри двух основных, <родительских>, дисциплин -  

психологии и социологии, наконец, на характеристике  

первых форм самостоятельного социально-психологичес-  

кого знания.  

 

Период, о котором идет речь, относится середине  

XIX в. К этому времени можно было наблюдать значи-  

тельный прогресс в развитии целого ряда наук, в том  

числе имеющих непосредственное отношение к различ-  

ным процессам общественной жизни. Большое разви-  

тие получило языкознание. Его необходимость была  

продиктована теми процессами, которые происходили в  

это время в капиталистической Европе: это было время  

бурного развития капитализма, умножение экономиче-  

ских связей между странами, что вызывало к жизни  

активную миграцию населения. Остро встала проблема  

языкового общения и взаимовлияния народов и соответ-  

ственно проблема связи языка с различными компонен-  

тами психологии народов. Языкознание не было в со-  

стоянии своими средствами решить эти проблемы. Точ-  

но так же к этому времени были накоплены значитель-  

ные факты в области антропологии, этнографии и архео-  

логии, которые для своей интерпретации нуждались в  

услугах социальной психологии. Английский антрополог  

Э. Тейлор завершает свои работы о первобытной куль-  

туре, американский этнограф и археолог Л. Морган ис-  

следует быт индейцев, французский социолог и этно-  

граф Леви Брюль изучает особенности мышления пер-  

вобытного человека. Во всех этих исследованиях требо-  

валось принимать в расчет психологические характери-  

стики определенных этнических групп, связь продуктов  

культуры с традициями и ритуалами и т. д. Успехи, а  

вместе с тем и затруднения характеризуют и состояние  

криминологии: развитие капиталистических обществен-  

 

ных отношений породило новые формы противоправно-  

го поведения, и объяснение причин, его детерминирую-  

щих, приходилось искать не только в сфере социальных  

отношений, но и с учетом психологических характерис-  

тик поведения.  

 

Такая картина позволила американскому социально-  

му психологу Т. Шибутани сделать вывод о том, что со-  

циальная психология стала независимой отчасти пото-  

му, что специалисты различных областей знания не в  

состоянии были решить некоторые свои проблемы. Не-  

смотря на шуточный характер этого утверждения, в нем  

в общем точно подмечена потребность выделения како-  

го-то нового класса проблем, которые не подведомст-  

венны никакой из ранее существующих дисциплин. Еще  

более определенно эта потребность проявила себя в раз-  

витии тех двух наук, которые считаются непосредствен-  

ными <родителями> социальной психологии: психологии  

и социологии.  

 

Развитие психологии в середине XIX в. в интересу-  

ющем нас плане характеризовалось тем, что она по пре-  

имуществу развивалась как психология индивида.  

Лишь в отдельных ее частях, прежде всего в патопсихо-  

логии, пробивались на свет ростки будущих концепций  

о специфических формах взаимодействия людей, их вза-  

имовлиянии и т. д. Особый толчок в этом отношении  

дало развитие психиатрической практики, в частности,  

использование гипноза, как специфической формы вну-  

шения. Был вскрыт факт зависимости психической ре-  

гуляции поведения индивида от управляющих воздей-  

ствий со стороны другого, т. е. исследование вплотную  

подошло к проблеме, относящейся к компетенции со-  

циальной психологии. В основном же русле того, что  

сегодня называется общей психологией, господствовали  

идеи ассоцианизма, недостаточность которого постепен-  

но начинает становиться очевидной, что и порождает  

попытки его преодоления. Однако первые формы прео-  

доления ассоцианизма складываются в кругах психоло-  

гов, ориентирующихся на идеалистическую философию.  

Яркой фигурой в этом течении является немецкий пси-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 856
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 52 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 53 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 54 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 55 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 56 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь