Андреева Г.М. » Социальная психология



34 страница


жен организовать решение какой-то групповой задачи,  

 

-авторитет такой функции не выполняет, он просто мо-  

жет выступать, как пример, как идеал, но вовсе не  

брать на себя решение задачи. Поэтому феномен ли-  

 

дерства-это весьма специфическое явление, не опи-  

сываемое никакими другими понятиями.  

В социальной психологии давно  

 

Теории происхожде- возникал вопрос о природе явления  

ния лидерства " "  

 

лидерства, о причинах его проис-  

хождения. Существует три основных теоретических под-  

хода в понимании происхождения лидерства.  

 

<Теория чррт> (которая иногда называется <хариз-  

матической> теорией, от слова <харизма>, т. е. <благо-  

дать>, которая в различных системах религии интер-  

претировалась как нечто, снизошедшее на человека)  

исходит из положения немецкой идеалистической пси-  

хологии конца XIX - начала XX вв. и концентрирует  

своевнимание на врожденных качествах лидера. Лиде-  

ром, согласно этой теории, не может быть любой "ёло-  

векно_лцшь такой, который"одадето1фДе.ННЫМ на-  

Бром личностных качеств, набором "или совокупностью  

 

ыльпались выделить ги неиилодимые лидеру черты,  

или характеристики. В американской социальной пси-  

хологии эти наборы черт фиксировались особенно тща-  

тельно, поскольку они должны были стать основанием  

для построения системы тестов для отбора лиц, <год-  

ных> для лидерства. Однако очень быстро выяснилось,  

что задача составить перечень таких черт нерешаема.  

В 1940 г. К- Бэрд составил список из 79 черт, упоми-  

наемых различными исследователями как <лидерских>.  

Среди них были названы такие: инициативность, общи-  

тельность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дру-  

желюбие (позже к ним Стогдилл добавил бдитель-  

ность, популярность, красноречие). Однако, если пос-  

мотреть <на разброс> этих черт у разных авторов, то,  

как убедился Бэрд, ни одна из этих черт не занимала  

прочного места в перечнях: 65% названных черт были  

вообще упомянуты лишь однажды, 16-20% -дважды,  

4-5%-трижды и лишь 5% черт были названы четыре  

раза. Разнобой существовал даже относительно таких  

черт, как <сила воли> и <ум>, что дало основание усом-  

ниться вообще в возможности составить более или ме-  

нее стабильный перечень черт, необходимых лидеру и  

 

См.: Кричевский Р. Л. Современные тенденции в иссле-  

довании лидерства в американской социальной психологии.- <Воп-  

росы психологии>, 1977. № 6.  

 

тем более - существующих у него. После публикации  

Стогдилла с новыми добавлениями к списку возникло  

достаточно категоричное мнение о том, что теория черт,  

по-видимому, оказалась опровергнутой. Показательно,  

что опровержение этой теории стало признанным фак-  

том не на основе общих критических соображений от-  

носительно врожденности черт лидера или относитель-  

но харизмы, ниспославшей лидеру эти черты, но на ос-  

нове явных неувязок в предлагаемых наборах черт,  

зафиксированных на материалах конкретных исследо-  

ваний. Существенным замечанием против этой теории  

явилось замечание Ю. Дженнингса о том, что теория  

черт в большей мере отражала черты экспериментато-  

ра, но не черты лидера. Разочарование в теории черт  

было настолько велико, что в противовес ей была выд-  

винута даже теория <лидера без черт>. Но она по су-  

ществу просто не давала никакого ответа на вопрос о  

том, откуда же берутся лидеры и каково происхожде-  

ние самого феномена лидерства.  

 

На смену теории черт пришло новое объяснение,  

сформулированное в <ситуационной теории лидерству>  

(или, как ее называют 1. 1 иош и М. Форверг, <гругию-  

динамический подход>). Теория черт в данной концеп-  

туальной схеме не отбрасывается полностью, но утверж-  

Jiae"l

В_ различных конкретных стуацйях рштовЬйизни  

выделяются отдельные члены группы, которые прево  

Ацдя1 других поТф-а-йнй~мере в каком-то одном качест-  

ве, но поскольку именно это качество и оказывается  

ниОход_ИМЫм в данной ситуации, человек, им оОладаю-  

щии, становится лидером.аким образом, идея о врож-  

денности качеств оыла оТброшена и вместо-нее-бытга  

пpинятg-идея о том, что лидер пpocтo лучше друГих  

может-кТуализовать в конкретной ситуации прису-  

щую му черту-(наличие которой-в принципе не от-  

рицается и у других лиц). Свойства, черты или качест-  

ва лидера оказывались абсолютно относительными.  

Интересно, что этот момент ситуационной теории лидер-  

ства был подвергнут критике со стороны Пиаже, кото-  

рый утверждал, что при таком подходе полностью сни-  

мается вопрос об активности личности лидера, он прев-  

ращается в какого-то <флюгера>. Эту слабость  

ситуационной теории не могла снять и та прибавка,  

 

1  

 

Которая была к ней сделана: в одном из вариантов си-  

туационной теории предлагалось главным моментом  

появления лидера считать выдвижение его группой, по-  

тому что именно она испытывает по отношению к дан-  

ному человеку определенные экспектации, ожидает от  

него проявления необходимой п данной ситуации черты  

(этот подход называют еще и функциональным).  

 

Чтобы преодолеть к<аК-го очевидную погрешность в  

подобных рассуждениях, Хартли предложил четыре  

<модели>, позволяющие дать особую интерпретацию  

тому факту, почему все-таки определенные люди стано-  

вятся лидерами и почему не только ситуация опреде-  

ляет их выдвижение. Во-первых, полагает Хартли, если  

кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключается  

возможность того, что он же станет таковым и в другой  

ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереоти-  

пов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются  

группой как <лидеры вообще>. В-третьих, человек, став  

лидером в одной ситуации, приобретает авторитет и  

этот авторитет работает в дальнейшем на то, что дан-  

ного же человека изберут лидером и в другой раз.  

В-четвертых, определенные личностные черты присут-  

ствуют, конечно, в человеке, и поэтому отдельным лю-  

дям свойственно <искать посты>, вследствие чего они  

ведут себя именно так, что им <дают посты>.  

 

Вряд ли можно считать достаточно убедительными  

эти рассуждения для преодоления полной относительно-  

сти черт лидера, как они выступают в ситуационной  

теории. Скорее, здесь просто несколько остроумных за-  

мечаний, основанных на наблюдениях, чем действитель-  

ный анализ проблемы. Тем не менее ситуационная тео-  

рия оказалась достаточно популярной: именно на ее  

основе проведена масса экспериментальных исследова-  

ний лидерства в школе <групповой динамики>. В част-  

ности, именно на ее основе разработана здесь идея от-  

носительно стилей лидерства, что будет подробно рас-  

смотрено ниже.  

 

Как это часто бывает в истории науки, два столь  

крайних подхода породили третий, более или менее  

компромиссный вариант объяснения проблемы. Этот  

третий вариант был представлен в так называемой  

ссищгической >рии n""r точки зрения этой  

теории лидерство рясмяррт гяк прцегг пргпни-  

 

зации межличностных отношений в гру_ппе_а л идер, как  

уъёкт управления этим процесом7ТГр1Г"гаком подхо-  

тгпдгрттаинтепретиретсякакмкця группы и  

изучать его следует поэтому с тоГкТГзренияптЖдее-  

го целей и задач группы, хотя и структура личности  

лиДера при этом не должна сбрасываться со счета. Ре-  

комендуют учитывать и другие переменные, относящие-  

ся к жизни группы, например длительность ее сущест-  

вования. Представляется, что <синтетичность> подхода  

во многом здесь отождествляется с комплексностью  

подхода к изучению лидерства. В этом смысле синтети-  

ческая теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Боль-  

шинство отечественных исследований лидерства осу-  

ществляются внешне как бы в рамках данной теории,  

хотя в нее добавляется нечто принципиально новое,  

продиктованное общими новыми предпосылками иссле-  

дования динамических процессов в группе.  

 

Основное содержание этих новых принципов заклю-  

чается в том, что весь феномен лидерства в малых груп-  

пах рассмотрен в контексте совместной групповой дея-  

тельности, т. е. во главу угла ставятся не просто <си-  

туации>, но конкретные задачи групповой деятельности,  

в которых определенные члены группы могут продемон-  

стрировать свою способность организовать группу для  

решения этих задач. Отличие лидера от других членов  

группы проявляется при этом не в наличии у него осо-  

бых черт, а в наличии более высокого уровня влияния".  

При этом для советских исследований, как это уже от-  

мечалось ранее, характерно разведение понятий <ли-  

дер> и <руководитель>, и поэтому сам класс задач,  

подлежащих решению в группе, должен быть точно  

установлен, ибо лидер и руководитель решают разные  

задачи. Нельзя сказать, что у нас создана специальная  

теория происхождения лидерства, хотя феномен и объ-  

ясняется в отдельных экспериментальных исследовани-  

ях. В частности, в советской социальной психологии  

весьма популярна идея о наличии в группе не одного,  

а нескольких различных лидеров. Прежде чем обоз-  

начить различные области деятельности лидеров, необ-  

ходимо осветить еще один важный вопрос.  

 

" Жеребова Н. С. Лидерство в малых группах как объект  

социально-психологического исследования.-В кн.: Руководство и  

лидерство. Л., 1973, с. 59,  

 

F  

 

Стиль  

лидерства  

 

Сразу же нужно оговориться, что в  

традиции социальной психологии  

исследуется вопрос именно о стиле  

лидерства, а не руководства. Но в связи с отмеченной  

неоднозначностью употребления терминов очень часто  

проблему обозначают как стиль руководства. Строго  

говоря, это не одно и то же, особенно если принять во  

внимание различный набор функций лидера и руково-  

дителя./К сожалению, отсутствие строгости характерно  

и для многих классических экспериментов по этой проб-  

леме. /Так, в частности, идея стихийного выдвижения  

лидера приходит в противоречие с основным экспери-  

ментом по проблеме стиля лидерства, выполненным под  

руководством Левина, Липпита и Уайта в школе <груп-  

повой динамики>. Эксперимент проводился на группе  

детей-подростков (мальчики II-12 лет), которые под  

руководством взрослых лепили маски из папье-маше.  

Руководители трех групп (заметим, что речь идет о  

взрослых руководителях, а не о лидерах, стихийно выд-  

винувшихся из самих детей!) демонстрировали разный  

стиль руководства, и экспериментаторы сравнивали за-  

тем эффективность деятельности трех групп. Стили ру-  

ководства, продемонстрированные взрослыми, получили  

обозначения, с тех пор прочно укоренившиеся в соци-  

ально-психологической литературе: <авторитарный>,  

<демокрЕггичр.скшЬ. и <попустительский>/ (иногда пере-  

водится как <анархический>, что совсем неточно, хотя  

и <попустительский> достаточно вольный перевод тер-  

мина, предложенного Левиным). Нужно иметь в виду,  

что обозначение трех стилей в предложенных терминах  

имеет свое объяснение, связанное с личной биографией  

и позицией Левина. Эксперименты были осуществлены  

им после эмиграции из фашистской Германии, во время  

начавшейся второй мировой войны, и эти факты полу-  

чили для Левина определенную политическую оценку.  

Демонстрируя свою антифашистскую позицию, пози-  

цию принятия политики США, Левин употребил тер-  

мины <авторитарный>, <демократический как имею-  

щие определенный политический смысл. Однако это  

были своего рода метафоры, и наивно было бы думать,  

что в чисто психологических экспериментах отыскива-  

лись черты авторитаризма или демократизма в том их  

значении, которое они имеют в политической жизни.  

 

В действительности, речь шла о психологическом ри-  

сунке типа принятия решения, не более того. Никакого  

политического значения ни один из выявленных стилей  

руководства, естественно, не имел. Однако терминоло-  

гия вносит ряд трудностей в исследования, именно в  

силу возможных политических коннотаций и ассоциа-  

ций. Нужно очень точно обозначать всякий раз, что  

имеется в виду в социальной психологии, когда речь  

идет об <авторитарном>, <демократическом>, или <по-  

пустительском> стиле лидерства. (В советской социаль-  

ной психологии ряд авторов предлагают вообще отка-  

заться от этой терминологии и ввести новые обозначе-  

ния, чтобы снять недоразумения. Так, например, вво-  

 

дятся определения <директивный>,  

 

<коллегиальный>  

 

и <разрешительный> (либеральный) стиль . Эти пред-  

ложения можно обсудить, но следует иметь в виду, что  

психологический рисунок обозначенных стилей сохра-  

няет известную стабильность. Поэтому прежде всего  

нужно отдать себе отчет в том, что обозначает каждый  

из выделенных Левиным стилей лидерства. Таких по-  

пыток было сделано довольно много, и главным резуль-  

татом их является уточнение и конкретизация в нем как  

минимум двух сторон: содержание решений, предлагае-  

мых лидером группе, и техника (приемы, способы) осу-  

ществления этих решений. Тогда можно <расписать>  

каждый из трех стилей по двум характеристикам:  

 

ормальная сторона  

 

Содержательная сторона  

"  

Авторитарный стиль.  

 

Деловые, краткие распоряже-  

ния.  

 

Запреты без снисхождения, с  

угрозой.  

 

Четкий язык, неприветливый  

тон.  

 

Похвала и порицание субъек-  

тивны.  

 

Эмоции не принимаются в рас-  

чет.  

 

Показ приемов не система.  

Позиция лидера - вне группы.  

 

Дела в группе планируются  

заранее (во всем их объеме).  

Определяются лишь непосред-  

ственные цели, дальние - не-  

известны.  

 

Голос руководителя - решаю-  

щий.  

 

" Журавлев А. В. Стиль руководства и организация со-  

ревнования. - В кн.: Социально-психологические аспекты социа-  

листического соревнования. М., 1977, с. 116.  

 

За реализацию  

отвечают все.  

 

Все разделы работы не толь-  

ко предлягаются, по и обсуж-  

даются.  

 

Демократический стиль)  

 

Инструкции в форме предло- Мероприятия планируются не  

жении, заранее, а в группе.  

Не сухая речь, а товарищес- За реализацию предложений  

кий тон.  

 

Похвала и порицание-с со-  

ветами.  

 

Распоряжения и запреты - с  

дискуссиями.  

Позиция лидера - внутри  

. группы.  

 

Попустительский сти?""  

 

Тон - конвенциональный. """""""" ""-Qe?ra"Ё"гv  

Отсутствие похвалы, порица-  

ний.  

 

Никакого сотрудничества.  

Позиция лидера - незаметно  

в стороне от группы.  

 

Дeг1a"6""?pуппe идут сами со-  

бой.  

 

Лидер не дает указаний.  

Разделы работы складываются  

из отдельных интересов или  

исходят от нового лидера.  

 

Естественно, ни эта схема, ни какая-либо другая не  

может охватить все стороны и все проявления стиля  

лидерства. Можно идти по пути еще большего усложне-  

ния схемы, например, ввести не два, а три основания  

для деления: например, содержание деятельности лиде-  

ра, стиль в узком смысле слова (методы), характер  

деятельности. Этот последний параметр вводится на ос-  

новании той идеи, что в группе существуют несколько  

лидеров, каждый из которых имеет свою собственную  

сферу деятельности. В схеме Б. Д. Парыгина разли-  

чаются:  

 

по характеру деятельно-  

сти:  

 

лидер - вдохновитель  

лидер - исполнитель  

 

авторитарный лидер  

демократический лидер  

 

универсальный лидер  

ситуативный лидер  

 

Если при классификации учесть теперь все эти деле-  

ния и построить возможные комбинации предложенных  

оснований, то получится " восемь различных типов ли-  

деров. Эта сха да-г оое детальное описание, одна-  

 

П ар ы г н н Б. Д. Основы социально-психологической тео-  

оин. М" 1971, с. 306.  

 

ко всех сторон деятельности лидера не охватывает и  

она. В практике экспериментальных исследований выд-  

вигается поэтому еще много различных схем, и каждая  

имеет определенный эвристический смысл. В работах  

Л. И. Уманского, например, названы такие типы лиде-  

ров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит,  

лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоци-  

онального притяжения, лидер-умелец. Многие из этих  

характеристик могут быть с успехом отнесены и к руко-  

водителю. Однако суть проблемы заключается в том,  

что, по-видимому, сам феномен лидерства еще не опи-  

сан достаточно полно и особенно не проработана до  

конца идея различий в позиции лидера и руководите-  

ля. В вопросе о стиле лидерства эта недоработка чувст-  

вуется особенно сильно.  

 

В экспериментальных исследованиях в равной мере  

выявляются и стиль лидерства, и стиль руководства.  

Очень часто методики, предназначенные для определе-  

ния стиля лидерства, считаются годными и для опреде-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 514
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Аугустинавичюте Аушра » Теория Функций Функционика » 3 страница
  • Аугустинавичюте Аушра » Теория Функций Функционика » 2 страница
  • Аугустинавичюте Аушра » Теория Функций Функционика » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 17 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 26 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 23 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 22 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 21 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 20 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 19 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 16 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 15 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 14 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 13 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 12 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 11 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 10 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 9 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 8 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 7 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 6 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 5 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 4 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 56 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь