|
Андреева Г.М. » Социальная психологияваны в несколько основных подходов.
Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложилось три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о <массо- видных явлениях психики>. В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, под- ходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других боль- ших социальных общностей и в этой связи на отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, таких, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других слу- чаях большее внимание уделялось формированию об- щественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же под- хода все почти единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Большинство социологов опреде- ленно трактовало предмет социальной психологии как исследование общественной психологии (соответственно были разведены термины: <общественная психология> - уровень общественного сознания, характерный для от- дельных социальных групп, прежде всего классов, и <со- циальная психология> - наука об этой общественной психологии).
Второй подход, напротив, видел главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттен- ки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной сторо- ны, больший акцент делался на психические черты, осо- бенности личности, ее положение в коллективе, типоло- гию личностей, с другой стороны, выделялись именно
положечие личности в коллективе, межличностные от- ношения, вся система общения. Позднее, с точки зре- ния этого подхода, дискуссионным оказался вопрос о месте так называемой <психологии личности> в системе психологического знания (есть ли это раздел общей пси- хологии, эквивалент социальной психологии, или вооб- ще самостоятельная область исследований). Часто в за- щиту описанного подхода приводился такой аргумент, что он гораздо более <психологичен>, что лишь на этом пути можно представить себе социальную психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологического знания. Логично, что подоб- ный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.
Наконец, в ходе дискуссии обозначился и третий подход к вопросу. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрен? здесь как наука, изучаю- щая и массовые психические процессы, <положение лич- ности в группе. В этом случае, естественно, проблемати- ка социальной психологии представлялась достаточно широкой: практически весь круг вопросов, рассматри- ваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприня- ты попытки дать полную схему изучаемых проблем ч рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень со- держала схема, предложенная Б. Д. Парыгиным, с точ- ки зрения которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности, 2) социальную психологию общностей и общения, 3) социальные отно- шения, 4) формы духовной деятельности Согласно В. Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в груп- пе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества". Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей: предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению: как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-
Ї П а р ы г и н Б. Д. Основы социально-психической теории. М" 1971. Ї Мясишев В. Н, Личность и неврозы. М" 1949.
видимому, такое понимание более всего отвечало реаль- но складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то во всяком случае наиболее укоренившимся. Можно убе- диться, что предложенное в начале главы рабочее оп- ределение дано в рамках данного подхода и, пожалуй, ближе всего стоит к пониманию В. Н. Мясищева.
Но согласие в понимании круга задач, решаемых со- циальной психологией, еще не означает согласия в по- нимании ее соотношения с психологией и социологией. Поэтому относительно самостоятельно дискутируется вопрос о <границах> социальной психологии. Здесь мо- жно выделить четыре позиции: 1) социальная психоло- гия есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психологии; 3-4) социальная психология есть наука <на стыке> психологии и социологии, при- чем сам <стык> понимается двояко: а) социальная пси- хология отторгает определенную часть психологии и оп- ределенную часть социологии; б) она захватывает <ничью землю> - область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.
Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Мак Дэвида и Харрари (а воп- рос о месте социальной психологии в системе наук об- суждается не менее активно и в американской литера- туре), то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинар- ному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскивать внутри одной из <роди- тельских> дисциплин или на границах между ними. Ин- традисциплинарный подход может иметь два решения (см, позиции 1 и 2 в нашей дискуссии) и интердисципли- нарный подход может также иметь два решения (см. позиции 3 и 4). Несмотря на кажущиеся довольно су- щественные различия, все предложенные подходы по существу останавливаются перед одной и той же про- блемой: какая же <граница> отделяет социальную пси- хологию от психологии, с одной стороны, и от социоло- гии - с другой стороны. Ведь где ни <помещать> соци- альную психологию, она все равно при всех условиях граничит с этими двумя дисциплинами. Если она часть психологии, то где граница именно социально-психоло-
гических исследований внутри психологии? Социология, если она даже при таком рассмотрении оказалась за пределами социальной психологии, все равно тоже граничит с ней в силу специфики предмета той и дру- гой дисциплины. Такое же рассуждение можно провес- ти и относительно положения социальной психологии внутри социологии. Но и при интердисциплинарном под- ходе мы не уйдем от вопроса о <границах>: что значит <на стыке>, какой частью стыкуются психология и со- циология? Или что значит <самостоятельная дисципли- на>: <отсекает> ли она какие-то части у психологии и социологии или вообще имеет какие-то абсолютно са- мостоятельные области, не захватываемые никоим об- разом ни психологией, ни социологией?
Попробуем рассмотреть эти <границы> с двух сто- рон в отдельности. Что касается социологии, то ее со- временная структура в системе марксистского знания обычно характеризуется при помощи выделения трех уровней: общей социологической теории (исторический материализм), специальных социологических теорий (например, теории личности), конкретных социологиче- ских исследований. Следовательно, в системе теоретиче- ского знания имеются два уровня, каждый из которых соприкасается непосредственно с проблемами социаль- ной психологии. На уровне общей теории (историческо- го материализма) исследуются, например, проблема соотношения общественного бытия и общественного сознания, а также структура общественного сознания и его формы. Один из вопросов этой проблемы - воп- рос об уровнях развития общественного сознания; на- ряду с высшим уровнем - идеологией - анализирует- ся и низший уровень - общественная психология. Но именно она представляет интерес и для социальной психологии. Следовательно, здесь проходит одна из границ. В области специальных социологических тео- рий можно найти несколько таких, где очевидны и со- циально-психологические подходы, например: социоло- гия массовых коммуникаций, общественного мнения, со- циология личности и т. д. Пожалуй, именно в этой сфе- ре особенно трудны разграничения и само понятие <гра- ницы> весьма условно. Можно сказать, что по предме- ту различий часто обнаружить не удается, они просле- живаются лишь при помощи выделения специфических
аспектов исследования, можно сказать, специфическо- го угла зрения на ту же самую проблему.
Относительно <границы> между общей психологией и социальной психологией вопрос еще более сложен. Если оставить в стороне первую интерпретацию соци- альной психологии - как учения о социальной детерми- нации психики человека, ибо в этом смысле вся совет- ская психология социальна, то специфическая пробле- матика социальной психологии, естественно, ближе все- го к той части общей психологии, которая обозначается как психология личности. Упрощенно было бы думать, что в общей психологии исследуется личность вне ее со- циальной детерминации, а лишь социальная психология изучает эту детерминацию. Весь смысл постановки проблемы личности в советской психологии в том и за- ключается, что личность сразу рассматривается как <заданная> обществом. А. Н. Леонтьев отмечает, что деятельность конкретных индивидов может протекать в двух формах - в условиях открытой коллективности или с глазу на глаз с окружающим предметным миром. Но <в каких бы, однако, условиях и формах ни проте- кала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества>". С этой точки зрения в общей психологии исследуется структура потребностей, мотивов личности и т. д. И тем не менее остается класс специфических задач для соци- альной психологии. Не говоря уж о тех задачах, кото- рые просто не решаются общей психологией (динами- ка развития межличностных отношений в группах, са- ма природа совместной деятельности людей в группах и формы складывающегося общения и взаимодействия), даже относительно личности у социальной психологии есть своя собственная точка зрения и на эту <границу>: как конкретно действует личность в различных реаль- ных социальных группах - вот проблема социальной психологии. Она должна не просто ответить на вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, установ- ки личности, но почему именно такие, а не иные моти- вы, потребности, установки сформировались у данной
личности, в какой мере все это зависит от группы, в ус- ловиях которой эта личность действует и т. д.
Таким образом сфера собственных интересов соци- альной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. Это, однако, не прибавляет аргументации в пользу более точного выяв- ления статуса социальной психологии между двумя ука- занными дисциплинами, хотя и дает основания для оп- ределения областей исследования. Что же касается ста- туса, то споры о нем идут и в западной социальной пси- хологии, хотя проблемы решаются там с принципиаль- но иных методологических и теоретических позиций. Французские исследователи Пэнто и Гравитц так объяс- няют основную линию этой полемики. До возникнове- ния социальной психологии было две линии развития проблематики личности и общества: психология анали- зировала природу человека, социология анализировала природу общества. Затем возникла самостоятельная наука - социальная психология, которая анализирует отношение человека к обществу Такая схема возмож- на лишь относительно такой психологии, которая анали- зирует природу человека в отрыве от природы общест- ва. Но теперь уже трудно отыскать такого рода психо- логические теории, хотя многие из них, признавая факт <влияния> общества на человека, не находят коррект- ного решения проблемы о способах этого влияния. По- нимание предмета социальной психологии и ее стату- са в системе наук зависит от понимания предметов как психологии, так и социологии. Столь обширная дискуссия по по-
иТоии""в. <адУ предмета науки в случае со- ском обществе циальнои психологии не является прихотью или неоправданной тра- той времени. Такова участь большинства наук, возни- кающих на стыке различных дисциплин. Точно так же и итоги дискуссий во всех этих случаях не обязательно приводят к выработке точной дефиниции. Однако они все равно крайне необходимы и полезны потому, что, во-первых, помогают очертить круг задач, решаемых
"Леонтьев А. Н, Деятельность. Сознание. Личносп>. М" 975, с. 82.
См. Пэнто Р. и Гравитц М. Методы социальных наук. М" 1972, с. 163.
данной наукой и, во-вторых, ставят более четко нере- шенные проблемы, заставляя попутно осознавать свои собственные возможности и средства. Так, дискуссия о предмете социальной психологии не может считаться вполне законченной, хотя база достигнутого согласия вполне достаточна, чтобы проводить исследования. Вме- сте с тем остается несомненным, что не все точки над <1> поставлены. Как известный компромисс, сложилось такое положение, что практически у нас сейчас сущест- вуют две социальные психологии: одна, связанная преи- мущественно с более <социологической> проблемати- кой, другая - преимущественно с <психологической> проблематикой. В этом смысле ситуация оказалась сходной с той, которая сложилась и в ряде других стран. Так, например, в США социальная психология офици- ально существует <дважды>: ее секция есть внутри Американской социологической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации, в предисло- виях к учебникам обычно указывается, является ли ав- тор социологом или психологом по образованию. Ко- нечно, такая двойственность вызывает ряд неудобств. Она может быть допустима лишь на каком-то этапе развития науки, польза от дискуссий о ее предмете дол- жна заключаться, между прочим, и в том, чтобы спо- собствовать однозначному решению вопроса.
Острота проблем социальной психологии диктуется, однако, не только некоторой неопределенностью ее по- ложения в системе наук и даже не преимущественно этой ее особенностью. Весьма важной и существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других облас- тей психологии) в социальную и политическую пробле-
В 1954 г. в США, по предложению известного социального психолога Т. Ньюкома, в одном из университетов был поставлен любопытный эксперимент: курс социальной психологии читался по- ловине студентов одного курса в первом семестре лектором-социо- логом, второй половине во втором семестре - лектором-психологом, После окончания курсов студентам было предложено провести дис- куссию по проблемам социальной психологии, но она не получи- лась, так как студенты были в полной уверенности, что прослуша- ли совершенно различные курсы по совершенно различным дис- циплинам. (Б еккер Г. и Восков А. Современная социологичес- кая теория в ее преемственность и развитии. М., 1961, пер. с анг- лийского.)
матику общества. Конечно, это касается в особой сте- пени таких проблем социальной психологии, как пси- хологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т. д. Но и традиционные для социальной психологии малые группы, исследова- ния в области условий социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными зада- чами, которые решаются обществом определенного ти- па. В теоретической части социально-психологического знания непосредственно влияние определенной идеоло- гической позиции. Все это делает социальную психоло- гию весьма острым орудием в современной идеологичес- кой борьбе. Отсюда возникают по крайней мере две за- дачи для исследователей.
Во-первых, это задача критического анализа зару- бежной социальной психологии, прежде всего содержа- ния ее теоретических концепций, но также методов и результатов исследований. Как об этом свидетельству- ют многочисленные западные работы, большинство практически ориентированных исследований в социаль- ной психологии были вызваны к жизни совершенно Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|